Титульная страница
Лента новостей
Лента новостей
Сегодня
Политика
Общество
Бизнес
Культура
Сделано Русскими
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
Новости
Титульная страница
Титульная страница

«Талантливые — остаются»

Организаторы и участники Шукшинского фестиваля о современном кино, культурном кризисе и памяти
Владимир Лактанов
4 мин
Участники Шукшинского фестиваля. Фото: Айжан Жакипбекова / Официальный сайт Алтайского края
В село Сростки Алтайского края 25 июля приедут тысячи людей со всего света. Они поднимутся на Пикет, невероятно красивую гору за деревней, сядут на траву у ног огромного бронзового памятника Василию Шукшину, и будут смотреть, как на деревянной сцене выступают певцы и актеры; слушать, как вспоминают о великом писателе те, кто его знал.
Шукшинские дни — главное событие культурной жизни Алтая: неделю в крае идут литературные чтения, встречи с писателями, актерами и режиссерами, спектакли любительских театров, песенные вечера. Но самое интересное и долгожданное — это Шукшинский кинофестиваль.
– Отбирая фильмы для участия в фестивале, мы следуем духу, а не букве, — рассказывает «Русской планете» председатель Алтайского отделения Союза кинематографистов России Владимир Кузнецов. — Стараемся не игнорировать девиз фестиваля — «Нравственность есть правда».
Шукшинский кинофестиваль в Алтайском крае проходит с 1999 года. По словам Владимира Кузнецова, он стоит в середине рейтинга кинофестивалей, который компания RMR составляла по заказу Министерства культуры РФ, и опережает, например, Санкт-Петербургский. Участники Шукшинского фестиваля говорят, что у него есть свое лицо, своя интонация: в каждом фильме есть что-то от «Калины красной».
«Среди многих запахов человеческая душа нуждается в запахе полыни, а среди многих чувств — в чувстве правды и совести», — так однажды объяснил популярность кинофестиваля поэт из Республики Алтай Иван Белеков.
– В этом году на фестиваль мы привозим фильм Сергея Никоненко «Охота жить», снятый по рассказам Василия Макаровича — ну, это сам бог велел, — рассказывает Владимир Кузнецов. — «Территорию» Мельника, замечательный фильм Александра Котта «Испытание». История, которую рассказывает эта картина, нам очень близка: действие происходит в Казахстане, на границе с Алтайском краем, и у нас много пострадавших от испытания бомбы на Семипалатинском полигоне… В фильме не звучит ни одного слова, но все полтора часа, которые он идет, от экрана невозможно оторвать глаз. Ну, и другие фильмы в этом году будут очень хорошими. Не хотелось бы скатываться в высокопарности, но духовная пища людям необходима. Не всем нужны только развлекательные фильмы.
В этом году на кинофестивале будет работать трехдневная лаборатория документального кино, которую проведет руководитель Театра.doc Михаил Угаров. Участвовать в ней может любой, кто успешно напишет небольшую вступительную работу.
– Лаборатория называется «Реальность: границы невозможности». Это про то, как смотреть на мир, как его воспринимать, и как отражать в искусстве. Студентам-кинорежиссерам я преподаю предмет «Постановка взгляда», — рассказал «Русской планете» Михаил Угаров.
Арт-хаусные фильмы «Братья Ч» Михаила Угарова и «Сын» Арсения Гончукова сильно выделяются из конкурсной программы фестиваля.
– Это решение принималось без меня, — сухо комментирует Владимир Кузнецов.
– Шукшинский кинофестиваль — хороший фестиваль, о котором слышат, о котором знают начинающие кинематографисты, — говорит Арсений Гончуков. — Мне кажется, некоторая проблема его в том, что он довольно герметичный, живет какой-то своей местечковой жизнью и замкнут для проникновения новых, нестандартных картин. Например, с первым фильмом мне туда пробиться не удалось. Хотелось бы, чтобы отборщики следили за новыми, свежими трендами. Но мне грех жаловаться: очень приятно, что мой «Сын», картина с непростой судьбой, снятая за 700 тыс. рублей, оказалась на Алтае.
Арсений не опасается, что алтайские зрители не примут его фильма.
– И «Сын», и «Братья Ч» не отличаются какой-то жуткой экспериментальностью или какой-то необычной формой, они вполне в русле того, что снимается в авторском кино в России и Европе. Но для Шукшинского кинофестиваля, который привык к более традиционным картинам, близким к классической форме, они необычны. И тем приятнее, что они добрались до Алтая. Я думаю, какая бы ни была форма у фильма, если у него есть глубокое человеческое содержание, задевающие в людях какие-то важные струны, то совершенно нет никакой проблемы в его восприятии. Возможно, люди испытают некоторое замешательство и легкое недоумение от формы этой картины, но содержание моего фильма доберется до сердца и души зрителей. А это главное, ради чего снимался фильм, — рассказывает «Русской планете» Арсений Гончуков.
Фото: Айжан Жакипбекова / Официальный сайт Алтайского края
Фото: Айжан Жакипбекова / Официальный сайт Алтайского края
Арсений считает, что его фильм «шукшинский», несмотря на арт-хаусность:
– Шукшин — великий русский художник, и все, что он писал, имело некоторый колорит психологизма, его индивидуального почерка. Но, с другой стороны, все равно его творчество — о России. И я тоже патриот своей страны, я люблю Россию и в этом всегда признаюсь. Поэтому я думаю, что если русский человек говорит о чем-то важном, то он всегда говорит об одном: о нашей боли, о наших трагедиях и, может быть, о нашей русской тоске.
Главную роль в «Сыне» играет Леша Черных — этот молодой актер родился в Сростках, как и Василий Шукшин.
– Вы называете его Лешей, а мы Алексеем Черных, — говорит Гончуков. — Алексей действительно высококлассный артист, совершенно потрясающий. Главную роль в нашем фильме он исполнил блестяще, многие даже говорят, что это на грани гениальности, и я с этим согласен. Не зря он получил приз за лучшую мужскую роль на таком заметном фестивале, как «Киношок». Конечно, Леша особенный — в нем есть эта алтайская чудинка, я бы даже сказал, безуминка: широта сознания, расширенные рамки пластического рисунка. В тоже время, в профессиональном плане с ним необыкновенно легко и приятно работать.
Именно Алексей будет представлять фильм на кинофестивале.
– Даже не могу сказать, что я чувствую, — восклицает Алексей Черных. — Я уехал из Сросток поступать в барнаульский колледж культуры в 1995 году, мне было 15 лет. С тех пор прошло 20 лет, сменилось два поколения. Меня, наверное, многие помнят, но я уже помню мало кого. Но у меня в Сростках осталась мама, и иногда я туда приезжаю… Я не знаю, как примут наш фильм, его везде принимают по-разному, но могу сказать, что благодарен Арсению Михайловичу за то, что в его фильме сыграл живого человека. Обычно же нелюдей каких-то играешь, не бывает таких людей. Хотя это и тяжело — когда выходишь за рамки клипового мышления и стараешься донести живую человеческую мысль.
Алексей говорит, что Сростки всегда жили под большим влиянием имени Шукшина и все ресурсы привлекаются туда только благодаря этому. По его словам, соседние деревни стараются не меньше, но жить так, как живут Сростки, у них не получается.
– На участников фестиваля Сростки всегда производили огромное впечатление, — рассказывает Вера Уразова, алтайский кинорежиссер. Она много лет принимала участие в организации Шукшинских чтений. — Единственное, о чем они всегда жалели — было мало времени, чтобы просто напитаться духом Шукшина, поговорить с деревенскими, побродить в одиночестве по музею… Вот этого им не хватало. Но зато Пикет всех просто потрясал: ты сидишь на деревянной сцене, а перед тобой — огромное человеческое море. Обычно артисты видят перед собой темный зрительный зал, а тут все залито солнцем, да еще бронзовый Шукшин на тебя смотрит…
За годы фестиваля его участниками были Сергей Безруков, Лидия Федосеева-Шукшина, Сергей Гармаш, Аристарх Ливанов, Валерий Золотухин, Наталья Бондарчук, Константин Хабенский и другие известные артисты.
– К нам долго не могла приехать Нина Усатова, у нее несколько лет не получалось. Но когда она приехала… Она такая домашняя, настоящая. Зрители были от нее в восторге, — вспоминает Вера Уразова.
Сейчас, по мнению организаторов, Шукшинский фестиваль переживает не лучшие времена. В первые годы существования фестиваля фильмы прокатывали по всем краевым кинотеатрам, которые работали тогда в каждом райцентре, а актеры и режиссеры встречались со зрителями во всех городах и некоторых селах края.
– Какие были бурные обсуждения, — вспоминает Владимир Кузнецов. — Чуть до рукопашной не доходило.
Через некоторое время после фестиваля проходил ретроспективный показ, во время которого можно было посмотреть и обсудить самые заметные фильмы. В последние годы добавилась внеконкурсная программа из документальных и студенческих фильмов. Все это будоражило жизнь края, о фестивале говорили, спорили — Шукшинские дни в июле не заканчивались. Сейчас, к сожалению, организаторы от всего этого отказались.
– Я думаю, дело не в том, что кризис переживает наш фестиваль — кризис переживает весь наш российский кинематограф. И неизвестно, где выход из этого кризиса, — говорит Вера Уразова.
– Да все просто. Талантливые фильмы продолжают жить вместе с нами. А не талантливые уходят, — считает Угаров.
темы
Новости партнеров
Реклама
Реклама
4 мин