Новости – Титульная страница












Титульная страница
Всем по усадьбе

Дом семьи Божковых из Прохоровского района. Фото: Сергей Арбенин
В XXI веке корреспондент «РП» искал в Белгородской области помещиков
31 октября, 2013 08:11
3 мин
Родовые усадьбы — этими двумя словами пару лет назад бредили чуть ли не все региональные и федеральные СМИ. Региональное заксобрание приняло профильный закон. Согласно ему, у каждого жителя области была возможность получить в безвозмездное пользование сроком на 49 лет земельные участки площадью один гектар из земель, принадлежащих Белгородской ипотечной корпорации,. Потенциальные хозяева родовых усадеб не сходили с телевизионных экранов и полос газет. Заявления принимали в муниципалитетах. Реанимировать интерес общественности народные избранники попытались очередными поправками к закону — родовые усадьбы теперь решено именовать поместьями. Между двумя понятиями законотворцы усмотрели языковое различие.
Возродить вымершие села — с благой целью по предложению регионального департамента имущественных и земельных отношений в феврале 2010 года белгородские парламентарии хоть и не без прений, но все же утвердили закон «О родовых усадьбах».
Тогда руководитель имущественного ведомства Валерий Шамаев отмечал, что закон рамочный, а детали будут регламентировать подзаконные акты. Ключевых вопросов тогда было несколько.
Сомнения возникали вокруг названия закона. Предложенные в первоначальном проекте «поместья», по мнению того же Валерия Шамаева ассоциирующиеся с не очень хорошим восприятием помещиков в обществе, было решено заменить на «усадьбы» — более логичное и нейтральное. Думцы инициативу одобрили, однако спустя 3,5 года — в октябре 2013 — решили вернуться к первому варианту.
- Слова «поместье» и «усадьба» не являются взаимозаменяемыми синонимами, — пояснил на заседании комитета по законодательству и вопросам местного самоуправления депутат Белгородской областной Думы Анатолий Попков, представлявший закон. — Усадьба — это непосредственно жилой дом с хозпостройками, земельное же владение, на котором они располагаются, подпадает под понятие «поместье». Этот термин шире, усадьба ведь включается в поместье.
Впрочем, у самих хозяев усадьбы ничего кроме улыбок новое название закона не вызывает.
- Это что же получается, поместье и без душ? Какие же мы тогда помещики? — шутит над инициативой законотворцев помещик со стажем Николай Божков.
Вот уж кого точно можно назвать хозяином поместья, хотя сам Николай Иванович иначе как усадьбой свои владения не называет. Стремясь уйти от городской суеты, он еще 1986 году решил вернуться на родину предков — в Село Сторожевое Прохоровского района. Лишь спустя 5 лет, уже в 1991, Николай Божков при поддержке жены собрал семью и поставил палатки в лесу — чтобы жить. Спустя почти полтора десятилетия Николай Иванович убежден: одного гектара, который готовы выделить власти, семье мало.
- Вот у меня сегодня пять внуков. Разделю я этот гектар, получится по 20 соток на каждого. Разве этого достаточно? Это уже не усадьба.
Сегодня в распоряжении семьи Божковых около 13,5 гектаров. Получив в свое время всего четыре как хозяин фермерского хозяйства, со временем Николай Иванович увеличил площадь усадьбы за счет двух родительских паев, на которые имеются гербовые свидетельства. Еще в 1680 году приказом царя Алексея Михайловича предки Николая Божкова по материнской линии переехали на место нынешнего села Сторожевого Прохоровского района из Тульской губернии. Всех своих родственников вплоть до боярских времен Николай Иванович знает по имени-отчеству.
Кстати, семью Божковых вполне можно считать первыми хозяевами современной усадьбы в регионе. Именно после визита к ним в 2009 году губернатора Белгородской области Евгения Савченко и начались разговоры о поддержке родовых усадеб на уровне региона. Однако при всем этом официально никакой поддержки семье оказано не было, да и сами хозяева этого не хотят.
- Предлагали нам и миллион, и три, но нам не нужна помощь, мы никогда не брали никаких кредитов, потому что заработанные деньги тратятся совсем по-другому, нежели заемные. Мы всегда сначала зарабатывали, потом тратили. Единственное, в 2010 году к нам провели асфальтовую дорогу — длиной примерно километр, а шириной два с половиной метра.
Делом всей жизни семьи Божковых можно считать пасеку. Задачей родовых усадеб, как отмечал губернатор региона Евгений Савченко, было не только удержать белгородцев на селе, но также повысить качество и количество производимой сельхозпродукции. Однако меда как на российском рынке в целом, так и на областном в частности — переизбыток. Невостребованность продукта заставила Николая Ивановича снизить объемы производства. На 200 ульев осталось всего около 100 пчелосемей. Этого пенсионерам Божковым, которые сейчас живут вдвоем, достаточно.
Однако есть и те, кто о родовой усадьбе пока только мечтает. В их числе и Андрей Куракин. Три года назад он хотел взять по закону о родовых усадьбах землю на месте села Крестового, которое сейчас входит в состав Малиновского сельского поселения Белгородского района.
- Тремя семьями хотели организовать усадьбу, однако нам тогда ее попросту не дали, — рассказывает он «Русской планете». — Как нам объяснили, тогда были планы по строительству аэропорта на границе между Россией и Украиной, поэтому земля не могла быть выкуплена, а значит, и о аренде никакой речи идти не могло.
Основательно подойдя к этому вопросу, Андрей изучил историю поселения, в котором раньше было до 100 домов, сейчас остался всего один, и именно его в качестве запасного варианта, если не дадут землю, и планировал купить Куракин, однако хозяин ветхого домовладения отказался его продавать:
- Даже не знаю цены этого дома. Он, конечно, ветхий, но я и сейчас с удовольствием бы попробовал его купить. Мне предлагали участки в других районах, но я хочу именно туда.
Сам Куракин планировал развивать в рамках родовой усадьбы сельский туризм, планировал купить лошадей, устраивать конные прогулки, построить баню. Однако, по мнению потенциального помещика, близость района к городу, отсутствие коммуникаций, которые потом придется проводить — слишком весомые доводы для властей, чтобы не выкупать землю именно в Малиновке. Впрочем, отчаиваться и прекращать попытки получить землю Куракин не намерен.
Получить комментарии у руководителя Белгородской ипотечной корпорации Анатолия Попкова, который является также и депутатом региональной Думы, курируя закон о родовых усадьбах, «Русской планете» не удалось.
Согласно данным мониторинга Белгородской областной Думы по правоприменению закона, на территории области образовано три родовых поселения — по одному в Белгородском, Шебекинском и Корочанском районах. И главная проблема, по мнению аналитиков, сегодня в том, что после ознакомления с предполагаемым участком и порядком его получения на создание усадьбы решаются около 20% от общего числа заинтересовавшихся.
Как бы то ни было, у закона, возможно, есть шансы получить статус федерального. В апреле фракция ЛДПР внесла проект в Государственную думу. О судьбе его, впрочем, пока ничего не известно.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости