Титульная страница
Лента новостей
Лента новостей
Сегодня
Политика
Общество
Бизнес
Культура
Сделано Русскими
Личные связи
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Запрещенные организации
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
Лента главных новостей
Русская планета
Титульная страница

Летучий поплавок

В Петрозаводске началось серийное производство экранопланов

Елена Коваленко
16 ноября, 2013 19:20
3 мин
Экраноплан. Фото с официального сайта правительства Карелии.
Экраноплан представляет собой крылья, фюзеляж, два винта в передней части, плексигласовая кабина, внутри которой расположены два штурвала и многочисленные приборы. Конструкции выполнены из авиационных материалов. На первый взгляд это похоже на самолет. Точнее, на гидроплан — вместо шасси здесь установлено два «поплавка». Однако скорее, это судно, которое умеет летать. Именно так Международная морская организация (IMO) и Международная организация гражданской авиации (ICAO) классифицируют экранопланы. Серийное производство этих аппаратов началось в Петрозаводске на производственной площадке «Экранопланостроительного объединения “Орион”».
– Нижняя поверхность экраноплана плоская, — рассказал «Русской планете» летчик-испытатель Сергей Молотков, — она закрыта с двух сторон поплавками, и между ними под экранопланом создается так называемый экран. На взлете поток от носовых воздушных винтов направляется под центроплан, создавая повышенное давление в относительно замкнутом объеме. По мере роста скорости динамический напор воздуха под экранопланом растет, и этот воздух начинает работать как подушка, создавая дополнительную подъемную силу. Это позволяет, соответственно, увеличить полезную нагрузку.
Во время движения экраноплан находится на расстоянии примерно одного метра от поверхности, а при встрече с препятствием с легкостью «перепрыгивает» его и двигается дальше. Это отличает его от судов на воздушной подушке. Да и скорость у экраноплана втрое больше — он способен разгоняться до 220 километров в час. Аппарат предназначен для использования в основном на воде и ледовом покрове, но может на короткое время «выходить» и на берег.
Экранный эффект был открыт еще в середине 1920-х годов. Авиаторы заметили, что при посадке на малых скоростях в нескольких метрах от земли под крылом самолета как будто создается воздушная подушка и мешает машине опуститься на аэродром. В 30-х годах начали появляться первые модели экранопланов в СССР и за рубежом. Всего известно три типа аппаратов. Одни могли передвигаться только в зоне действия экранного эффекта, другие были способны на короткое время подняться над поверхностью, как петрозаводский «Орион», а некоторые экранопланы могли взлетать на большую высоту и продолжать движение в самолетном режиме.
Несмотря на почти 100-летнюю историю этого изобретения, экранопланы до сих пор не получили широкого распространения. Многие зарубежные и отечественные проекты увязли на стадии испытательных полетов. Исключением стали только обросшие мифами корабль-макет «Каспийский монстр», десантные экранопланы «Орленок» и ракетоносец «Лунь», поставленные в 80-е годы на вооружение ВМФ СССР. Но и эти изобретения оказались погребены под обломками СССР. Объединение «Орион» начало работы по строительству экранопланов в 2010 году. Первые испытания малого экраноплана проходили на Балтийском море, а окончательная доработка проекта и серийное производство организовано в г. Жуковском и Петрозаводске, расположенном на берегу Онежского озера, где проходят испытания и доводка проектов.
Как сообщил «Русской планете» главный конструктор объединения Юрий Варакосов, Петрозаводск был выбран для создания производственной площадки в первую очередь из-за удобного географического положения и климатических условий, которые позволяют проводить испытания в любое время года. Не последнюю роль сыграло и богатое судостроительное прошлое столицы Карелии.
– Нам была дана рекомендация поддержать ставший банкротом судостроительный завод производством новых видов высокоскоростных судов. И тем самым снизить социальный дисбаланс, связанный с тем, что предприятие закрылось. Плюс квалифицированные специалисты из числа уволенных военнослужащих (авиаторов. — Примеч. РП.), было бы неправильно их бросать.
Один из примеров такого «симбиоза» авиации и судостроения — военный летчик Сергей Молотков, который всю жизнь летал на истребителях СУ-27, а теперь освоил управление экранопланом, хотя эта машина требует специфических навыков.
Сейчас в Петрозаводске собраны первые два аппарата «Орион-12» для зарубежного частного заказчика. Эти экранопланы способны взять на борт 12 человек или до 1,2 тонн груза. В соседнем цеху идет строительство другой модели «Орион-20» — он вдвое больше, вместительнее и грузоподъемнее предшественника. Все комплектующие, детали и агрегаты преимущественно российского производства.
По словам Юрия Варакосова, опытный образец экраноплана, построенный в прошлом году, разрабатывался с учетом интересов Пограничной службы ФСБ России, МЧС России и других федеральных органов. Такие аппараты могут использоваться для патрулирования морских и речных границ и задержания нарушителей, мониторинга обстановки и ликвидации аварийных ситуаций на водоемах.
В карельских управлениях Погранслужбы и МЧС «Русской планете» сообщили, что знают об этих разработках, но будут ли их использовать, затруднились ответить. Такие решения принимаются на федеральном уровне.
Интерес к экранопланостроению подтвердил заместитель секретаря Совета безопасности РФ Владимир Назаров, в начале ноября посетивший предприятие вместе с представителями правительства Карелии.
«Разработка и производство экранопланов очень актуальны, — приводит слова Назарова официальный сайт правительства Карелии. — Такая техника нужна прежде всего в районах Севера, Дальнего Востока, других регионов. В ней нуждаются спасатели, она требуется для организации пассажирских и грузовых перевозок в отдаленных районах. Необходимо сделать все, чтобы это производство получило всемерную поддержку».
темы
3 мин