Новости – Титульная страница












Титульная страница
Скинулись на садики

Фото ИТАР-ТАСС, Валерий Матыцин.
Корреспондент «Русской планеты» в Белгороде выясняла, что происходит с очередями в сады
16 ноября, 2013 11:05
4 мин
Президент Владимир Путин поставил местным властям почти невыполнимую задачу: к 2016 году ликвидировать очередь в детские сады. По данным областного департамента образования, по всей Белгородской области сейчас 6,9 тысячи детей ожидает своей очереди в ДОУ, из них две тысячи уже достигли возраста 3-7 лет.
На местном уровне приняли программу развития и к ней «дорожную карту» с перечнем мероприятий, которые к 2016 году позволят нуждающимся поступать в муниципальные ДОУ по мере достижения ребенком «садовского» трехлетия. Из областного бюджета на нее предусмотрено 419 млн рублей, еще 370 млн в качестве субсидии выделяет федеральный бюджет. Это позволит создать более 5 тыс. мест в детских садах. За этот год отстроены, отремонтированы и отреставрированы здания, позволяющие принять 455 детей. Но в год в Белгородской области рождается около 3 тыс. малышей, помимо этого продолжается миграционный прирост населения. Получается, конца очереди, которую нужно ликвидировать, просто нет.
Самый первый негосударственный садик в Белгороде появился десять лет назад, а с недавних пор это направление переживает настоящий бум: год назад в Белгороде и его окрестностях было 20 таких учреждений, сейчас 49, а в целом по области около 60.
- В Белгородской области созданы уникальные условия, которые позволяют властям воздействовать на рынок и регулировать его, — рассказала «Русской планете» исполнительный директор Ассоциации негосударственных учреждений и организаций, осуществляющих образовательную деятельность (частные детские сады), Ирина Борисова. — Родители получают за частный детский сад субсидию. В Белгороде она составляет 6 670 рублей, если это образовательное дошкольное учреждение, имеющее лицензию, и 3 041 рубль, если это учреждение, оказывающее услуги по присмотру и уходу. Но чтобы граждане могли получать эти средства, частный садик должен войти в реестр образовательных учреждений, а для этого нужно отвечать определенным требованиям безопасности. Ни один садик у нас не открывается без ведома управления образования.
Она отметила, что подобного опыта нет больше ни в одном регионе России.
День Ирины Зарубиной начинается в машине — сначала отвезти своих троих детей в садик и в школу, а потом на другой конец города — в частный детский сад, который она открыла два года назад.
- Когда появилась эта идея, я работала в отделе инновационных технологий крупной корпорации, и одним из проектов, который мы обслуживали, был садик, — рассказала Ирина «Русской планете». — Я много изучала эту тему и решила попробовать открыть собственный. Мой тогдашний директор одобрил проект, помог средствами на старт и предоставил подходящее помещение по льготной аренде.
Помещение — это первая трудность, с которыми сталкиваются те, кто намерен открыть детский сад. Зданий много, но, к примеру, если деток больше десяти, то должно быть два выхода на случай пожара. Высота потолков по нормативам — не менее трех метров. Если помещение относится к категории жилого фонда, то без согласия соседей никакую предпринимательскую деятельность в нем вести нельзя. Далеко не все готовы жить рядом с детским садом. Переведение помещения в категорию нежилых может растянуться на год-полтора. Отдельно стоящие здания представляют интерес под садик, но садик не представляет интереса для собственников зданий, поскольку вопрос получения выгоды от такого арендатора весьма сомнителен. Выходит, что самый дешевый вариант — собственный частный дом, часть которого можно оборудовать под детский сад. Но такие дома, как правило, удалены от районов многоэтажек, где сконцентрированы потенциальные воспитанники.
По прошествии двух лет и примерно двух миллионов рублей, вложенных в дело, предпринимательница говорит, что на нынешнем этапе бизнес стабилизировался. Сейчас это сад площадью 200 м2 на первом этаже жилого дома. В старшей группе 15 малышей от 3 до 6 лет, в новой ясельной — десять детей от 1,5 до 2,5 лет. Со всем этим хозяйством справляются два воспитателя, две няни, логопед и психолог. На экране монитора в кабинете директора картинки с камер, расставленных в садике.
- Сейчас у нас 25 детей – это и есть точка безубыточности, — продолжает Ирина. Безубыточность — положение довольно шаткое, и особенно это чувствуется летом, когда раздают места в муниципальных садиках, и детей переводят туда.
Ежемесячная смета расходов предполагает 100 тыс. рублей на зарплату сотрудникам, около 60 тыс. — на питание (на одного ребенка в день тратится около 170 рублей), 26 тыс. на выплату кредитов, 35 тыс. на аренду. Зимой добавляются 35 тыс. за отопление, летом коммунальные услуги укладываются в 17 тыс. Пребывание ребенка в старшей группе стоит 13,5 тыс. в месяц, в ясельной — 12,5 тыс. По словам директора, это ценовой предел, «ниже которого уже нельзя».
За субсидии, которые областной бюджет выделяет на развитие, нужно бороться. В прошлом году Ирине повезло и, пройдя конкурсный отбор, она получила 540 тыс. рублей на создание ясельной группы. Была еще программа грантов, в которой ее детский садик также участвовал и победил, благодаря чему у него появилась своя площадка для прогулок. Кусок газона под подъездом оформили в аренду на пять лет. Ежемесячная плата составляет тысячу рублей.
Однако бюджетная субсидия — помощь разовая, поэтому в нынешнем году Ирина претендовать на нее уже не могла. В конкурсе участвовали 19 новых предпринимателей. Из областного и федерального бюджетов выделили 10 млн рублей и по итогам конкурса, который состоялся в октябре, выявили 11 победителей. Среди них оказалась и Ирина Гран.
- Собственно, с помощью полученных средств я и смогла открыть садик, — рассказала она «Русской планете». — Но, конечно, я вкладывала и личные средства, и заемные.
Теперь в Белгороде есть известная школа Монтессори, основанная на индивидуальном подходе к каждому ребенку: каждый занимается тем, чем ему интересно. Как рассказала Ирина Гран, она обучалась этой методике работы в Париже, там получила первый практический опыт. Садик существует только месяц, сюда ходят десять детишек от 2,5 до 5 лет. С января запустится группа для малышей, а со временем Ирина хотела бы выстроить всю цепочку детей от 0 до 12 лет, с включением начального образования по освоенным во Франции методам.
- Я не знаю, можно ли ставить вопрос об альтернативе частных садиков государственным, — говорит она. — Мы решаем одни и те же задачи, создавая среду для всестороннего и гармоничного развития личности.
Садик Монтесори обходится родителям в 18 тыс. рублей за полный день. В среднем в Белгороде ценовая шкала на услуги садика с лицензией колеблется от 12 до 15 тыс. в месяц, а за присмотр и уход — от 7 до 11 тыс. рублей. Из этих сумм возвращается субсидия. Готовы ли родители к таким тратам?
- За 18 тысяч я бы ребенка не отдала, а 12 не пугают, потому что 6,7 тысячи мне возвращаются. Мне нравится, что там мало деток, и воспитатели могут уделить им больше внимания, — рассказала молодая мама Екатерина, но призналась, что частный чад — мера временная, пока не подойдет очередь на государственный.
- Я сейчас в декрете, а так работаю в поликлинике. У меня оклад 9 тысяч, о каком частном садике можно говорить? — отвечает Евгения, мама двухлетнего Вадика.
Сейчас содержание ребенка в муниципальном садике обходится государству примерно в 7 тыс. рублей. Поскольку родители оплачивают только 20% от этой суммы, то пока это не выглядит пугающе дорого. Однако все может измениться. Все собеседники корреспондента «Русской планеты» согласны, что цены будут расти в обоих сегментах.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости