Новости – Люди












Люди
Узость специалиста

Новые стандарты образования не устраивают ни работодателей, ни студентов. Фото с официального сайта ЗабГУ
В Читинском центре занятости констатируют — уровень выпускников вузов падает с каждым годом
27 мая, 2014 10:43
6 мин
Читинская служба занятости провела тестирование на профпригодность выпускников краевых вузов. Из результатов анализа следует, что за последние 5 лет резко упал уровень подготовки молодых специалистов. Корреспондент РП выяснял, чем это объясняется.
– Я рассчитывал, что получу хорошее образование. Учился себе в свое удовольствие. Мне всегда все дается легко: я и школу с серебряной медалью закончил. Вот и в институте мне было ненапряжно. Даже гордость была, что вуз, который я выбрал, не первый год участвует в Болонском процессе, практикует многоуровневое образование. Думал, получу диплом магистра и переберусь в Европу, буду там свою любимую физику преподавать. Но на деле не получается! И уровень моего образования какой-то сомнительный. И неправдой оказалось, что выдается приложение по европейскому образцу! Чушь! Так же, как и раньше, надо подтверждать все! — пожаловался корреспонденту РП Михаил Томулевич, студент 5 курса физико-математического факультета ЗабГУ.
Михаил, равно как и 75 выпускников забайкальских вузов текущего года, решил проверить свои силы, пройдя профессиональное тестирование в Читинском центре занятости населения. Процедура ни к чему не обязывает, просто дает возможность реально оценить свои профессиональные навыки и узнать свой реальный рейтинг в конкурсе на вакансии.
– Это тест мы разрабатывали в соответствии с теми требованиями, что предъявляет работодатель: теоретические знания узкой направленности, решение практических задач и общий уровень подготовки человека с высшим профессиональным образованием. Мы уже три года это практикуем. И знаете почему? — задает корреспонденту РП риторический вопрос специалист Читинского центра занятости Мария Левкова. — Потому что потенциальные работодатели так и не поняли до сих пор: вот эти магистры, бакалавры — это вообще что? Высшее образование? Или среднее специальное? Или начальное профессиональное? Такая неразбериха. Вникать в эту многоуровневую систему сложно, да и зачем это работодателю? Им проще вот так: разработать совместно и нами и с педагогами некий опросник и мониторить уровень подготовки молодых специалистов. За три года могу общий вывод сделать: падает уровень образованности молодежи. Весьма!
Педагогический состав Забайкальского госуниверситета с таким положением вещей спорит. Недоучками бакалавров и магистров не считают.
– Мы и не называем то, что происходи в нашем вузе, полноценным принятием и участием в Болонском процессе. Это многоуровневая система, которую мы сами же и регулируем, — рассказывает проректор по учебной работе, доктор педагогических наук Светлана Старостина. — Та самая кредитная система зачетов, которые копятся студентами в течение семестра, так и не понята ни преподавателями, ни самими учащимися. У нас менталитет другой: в школе — оценки, к которым все мы привыкли, и именно эти отметки для нас — показатель, по которому мы ориентируемся. Какие там кредиты? Какие рейтинги? У каждого преподавателя есть свой журнал, в котором так же отмечается посещаемость, так же стоят оценки по пятибалльной шкале. Даже молодые преподаватели, современные и мобильные, пользуются этим проверенным, привычным нам способом работы и контроля. 45% учебного времени, согласно постулатам Болонской декларации, студентам отводится по самостоятельное обучение. Остальное — занятия в университете. А мы по старинке лекции читаем, хотя вроде и не должны уже. Мы стараемся дать тот уровень образования, к которому привыкли за годы. Но все равно он падает. И не вузы даже виноваты — школы. Выпускники школ 1980-х годов, когда смотрят в задания для ЕГЭ по математике, усмехаются: «А что там не решить?!». И так во всем. Вроде сложности какие-то наворачивают, а на деле-то тест и тест. А это отучает людей мыслить.
На сетования потенциальных работодателей, жалующихся на низкий уровень подготовки выпускников, вузовские педагоги отвечают, что подготовка хорошего специалиста — работа комплексная. В разработке обучающих программ, и в особенности практикумов для технических специальностей, должны участвовать и сами работодатели. В дальнейшем последние имеют право и реализовывать эти программы, забирая у вуза 5% учебных часов на чтение практического курса.
– Вы смеетесь над нами?! — возмущается по этому поводу один из инициаторов тестирования выпускников Виктор Дрозг. — Я, главный технолог «Забайкальского ремонтно-строительного автомобильного завода, который, конечно, заинтересован в том, чтобы к нам на работу приходили подготовленные молодые специалисты, должен встать за кафедру и лекции читать? Должен сесть за стол с педагогами и какие-то там методички составлять? Это смешно. Любят у нас буквально воспринимать изречения политиков. Наверное, услышали, как Медведев заявил о том, что «инженеры в школу пойдут преподавать», и пытаются это к жизни применить.
– Мы трактуем это иначе, — поясняет Светлана Старостина. — Бакалавриат должен подразумевать под собой, в идеале, две площадки: академическую и прикладную. Так вот, на передачу прикладных знаний пусть поработают узкие специалисты-практики. Это же сопровождение будущего кадра от и до! А мы, со своей стороны, вложим в него академические знания. Если студент почувствует, что знаний ему недостаточно, пойдет в магистратуру и станет квалифицированным специалистом, но более высокого уровня. Выбор по силам! Разве это плохо?
В университете есть несколько факультетов, где новые стандарты так и прижились.
– Я получаю образование по классической модели российского стандарта, изучаю горное дело, — рассказывает корреспонденту РП студентка 4 курса Алиса Курнатова. — Мне эти новые стандарты как-то чужды и непонятны. Я привыкла к мысли, что поступил в вуз — вышел специалистом с высшим образованием. И тут бакалавриатом не обойдешься. Тут только специализация высшей категории.
– Отчасти понятно отторжение этой системы студентами! — разводит руками Светлана Старостина. — И как бы мы ни говорили, что бакалавр — это доученный готовый специалист, в вузе работать все-таки его не оставим, будем предлагать учиться дальше, до магистра, а в идеале — до аспиранта с последующей защитой. Все, в общем-то, в наших головах осталось по-прежнему. И как бы мы ни отходили от старых понятий, все равно требования предъявляем привычные нашим взглядам.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости