Титульная страница
Лента новостей
Лента новостей
Сегодня
Политика
Общество
Бизнес
Культура
Сделано Русскими
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
Новости
Титульная страница
Титульная страница

Уроки английского

В Орле 11-летний школьник написал и издал книгу для чтения на английском языке
Владимир Лактанов
3 мин
Фото: Анжела Абраменко / «Русская планета»
Шестиклассник Николай Тугарев стал автором книги «My first book». На обложке красуется его портрет и даже краткая биография. Краткая — потому что ему всего 11, но колоссальным трудолюбием, жаждой не просто изучать, а поглощать этот мир может похвастаться не всякий взрослый. Коле интересно все: он посещает кружок по физике и поет в школьном хоре, занимается в киностудии при Дворце пионеров и ходит с папой в клуб знатоков. «Русская планета» познакомилась с юным дарованием и узнала, как воспитать в себе талант.
Как мальчик съел велосипед
– Никто Колю специально не учил, заниматься не заставлял — это его личный выбор, — рассказывает бабушка мальчика Лариса Ивановна, бывший доцент ОГУ, преподаватель по начертательной геометрии. — Порой, говоришь ему «Коля, ну зачем тебе столько всего? Это же такая нагрузка!», Он в ответ: «Не мешайте! Я так хочу, мне все это интересно».
Поэтому к выбору сына родители  — преподаватели Приокского госуниверситета — относятся с большим уважением. Мама обучает студентов математике, папа — радиоэлектронике, так что любовь к наукам у Коли заложена генетически.
– В пять лет Коля, которого вторая бабушка любит водить на экскурсии по городу, по музеям, нарисовал маршрутную сеть Орла, — рассказывает Лариса Ивановна. — Обозначил все трамвайные пути, все переулки и улицы, подписал каждую остановку. Усидчивости ему не занимать! Любит учить младшую сестренку всему, что знает сам. Только уж больно требовательный он педагог!
На курсы английского Коля тоже попросился сам. Вначале занимался в типовой школе иностранных языков, где ребенку вскоре стало скучно — одни азы! А после папа с мамой разведали, что такие курсы есть в Доме детского творчества Советского района. Мальчик моментально нашел общий язык с педагогом Еленой Гусевой. У учителя оказался самый правильный и единственный подход к изучению иностранного языка: говорить на нем, а не корпеть над учебниками.
– Первое время, когда он ко мне приходил, я его просила рассказать мне на английском, чем он сегодня занимался и как день провел, — рассказывает Елена Алексеевна, для которой успех ученика гораздо важнее, чем собственное признание. — Он скажет три-четыре предложения, а потом Коле это так понравилось, что он сам уже с порога говорил мне: «А давайте я вам расскажу, как у меня день прошел!». Специально писать какие-то рассказы да еще для книги я ему не навязывала. Но однажды он сам принес рассказ, написанный на листочке. Про кошку. И мы стали потихоньку собирать их.
Рассказов набралось на три тетрадки. Сюжеты Коля придумывал сам, черпал в школьной жизни или пересказывал то, что рассказали другие. Все на английском.
– Первый рассказ «Бабочка» я написал как шутку, где все слова начинаются с одной буквы, — с упоением рассказывает ребенок. — Рассказ «Дверь кабинета биологии» — это история Елены Алексеевны, которая произошла в школе, где она работала. А вот повествование «Как мальчик съел велосипед» мне подсказал наш орловский художник Алексей Шевченко, который иллюстрировал подобную историю. Я переделал сюжет, изменил имена и в итоге — мальчик меняет свой велосипед на фотоаппарат, потом на мяч, последним становится шоколад. Приходит домой, его спрашивают: «А где же твой велосипед?» — «А я его съел!».
Книга, как говорит автор, предназначена для третьеклассников как дополнительное чтение. А чтобы им не было скучно, автор сам придумал интересные задания: они сопровождают каждый рассказ.
Фото: Анжела Абраменко / «Русская планета»
«Возьми листочек — пиши про любовь!»
– Я всегда мечтала, что будет выпущена книга от Дома детского творчества на английском языке, где рассказы напишут сами дети, — говорит Елена Алексеевна. — И задания давала многим ребятам-старшеклассникам, которые у меня занимаются. Но у кого-то это получилось с трудом, кто-то написал два-три интересных рассказа и остановился. И только Колю творчество на английском увлекло так, что у нас в итоге набралась книга. Что меня поразило — он очень тщательно подошел к отбору своих произведений. И из 30 рассказов оставил только 16, которые мы с ним отредактировали, переработали и подготовили к печати.
К изданию книги подключился родительский комитет Дома детского творчества. Взрослые загорелись идеей. Вдруг это будущий Лесков или Тургенев, которые тоже писали свои книги на иностранном языке? Издать получилось 25 экземпляров. Иллюстрации к книге делали свои же — мама мальчика, который занимается в Доме, сам мальчик и еще одна воспитанница. Творили вдохновенно, так что рисунки не только привлекают внимание, но служат своеобразными подсказками.
Пока книги лежат в кабинете педагога. Но и Коле, и учителю очень хочется надеется, что книги будут востребованы в школах: кто, кроме самого ребенка, может знать лучше, что нужно детям?
– В школе такой подход, конечно, невозможен, — рассказывает Елена Алексеевна, 30 лет проработавшая в школе в Волгодонске. — Там рамки: всем детям надо дать знания. А дети разные. И даже если уровень знаний у всех одинаковый, то один готов горы свернуть, второй предпочитает отсидеться, а третий раскапризничался и губы надул!
В Доме детского творчества все строится только на желании ребенка.
– Нет, в школе мы проводили эксперименты, я давала ученикам задания писать рассказы! — говорит педагог. — Приходит на занятия в 10 классе новенький. Без учебника. Сидит. Глазами хлопает. И весь класс на него глазами хлопает. Я ему говорю: «Бери листочек — пиши про любовь!». Написал мне что-то к концу урока… А другой ученик — с добродушной физиономией написал фантастический рассказ, где он взрывает все учителей. «Ты что, — спрашиваю, — и меня взорвешь?!» — «Да», — отвечает. Класс гудит: «Не волнуйтесь, Елена Алексеевна, мы его в темном переулке встретим!».
Именно школьные рамки, считает педагог, не дают развиваться творческим способностям детей, а принцип нынешних вузов — набрать как можно больше студентов — и вовсе расхолаживает. А поступление по результатам ЕГЭ превращает будущих специалистов в безликую массу, где редко выбиваются своими способностями два-три человека. И эти выпускники потом учат, лечат, строят, да еще и руководят регионом или страной!
– Вот есть такое понятие, как проект, — приводит пример Елена Алексеевна. — Даешь ученикам задание, они его втроем или вчетвером выполняют. Один рисует, второй текст подбирает, третий еще какую-то работу делает, а рассказывает все за всех, например, Наташа. И вот Наташа встала, рассказала, показала, ответила, а «пятерки» получили все! Потому что участвовали в проекте. И вот эти лазейки позволяют ученикам не трудиться, а приспосабливаться!
Что до Коли, он пока планов не строит. На вопрос, кем хочешь быть, с искренней улыбкой отвечает:
– Понятия не имею!
Себя он считает обычным ребенком. Любит кататься на велосипеде, читать книжки — уже приступил к «Трем мушкетерам» Дюма, обожает свой дом и родителей, с которыми обсуждает проблемы как взрослый. Наравне.
темы
Новости партнеров
Реклама
Реклама
3 мин