Новости – Титульная страница












Титульная страница
Управлять дагестанским исламом

Участники санкционированного митинга в Махачкале. Фото: Сергей Расулов, NewsTeam/РИА Новости.
Для чего на Кавказе убивают религиозных лидеров
7 августа, 2013 14:02
4 мин
В минувшие выходные в Махачкале неизвестные обстреляли автомобиль бывшего имама мечети Сафар Ильяса Ильясова. Громкое убийство продолжило череду покушений и преступных нападений на известных религиозных деятелей республики, что давно уже стало для Дагестана повседневностью.
Вечером 3 августа неустановленные преступники на автомашине ВАЗ-21703 «Приора» черного цвета без государственных номеров расстреляли Ильясова в тот момент, когда он садился в свой автомобиль. Ильясов был шейхом накшбандийского тариката (направление в суфийской ветви ислама). По некоторым данным, у него насчитывалось более 500 учеников и последователей.
В разное время Ильяс Ильясов занимал должности советника председателя правительства Дагестана по религиозным вопросам и зампреда комитета правительства по делам религий, был имамом махачкалинской мечети Сафар. И хотя на момент убийства Ильясов уже не являлся действующим главой мечети, следственные органы в качестве основного мотива преступления рассматривают его религиозную деятельность.
Возможно, потому что в общественных, религиозных и политических кругах известен он был прежде всего негативным отношением к вооруженным методам борьбы представителей салафитского течения в исламе. Свои полемические работы богослов посвящал в основном критике салафитской оппозиции.
За многочисленные выступления против ваххабизма муфтий не раз получал угрозы в свой адрес, сообщает «Комсомольская правда»
В научно-просветительском центре «Аль-Васатыйя» считают, что убийство Ильясова было использовано для провокаций и разжигания внутримусульманской вражды. В ряде СМИ прошла информация о том, что убитый не сходился во взглядах с Духовным управлением мусульман (ДУМ) Дагестана.
«Мы считаем подобные заявления провокационными, направленными на стравливание мусульман друг против друга. Никаких противоречий между богословом Ильясом Ильясовым и Духовным управлением мусульман Республики Дагестан не было. Напротив, богослов активно сотрудничал с ДУМ Дагестана», — заявляют в центре.
Между тем за последние два месяца это уже третье покушение на жизнь священнослужителей в Дагестане.
25 июля в Дербенте был ранен раввин местной синагоги Артур Исаков. После проведенной в дербентской больнице операции он был переправлен самолетом в Израиль для продолжения лечения.
Месяцем раньше, 23 июня, было совершено вооруженное нападение на дом имама Магомеда Абдуллаева в селении Кахабросо Унцукульского района Дагестана. Имам проповедовал идеи традиционного ислама и неоднократно получал угрозы от членов гимринской диверсионно-террористической группировки. Как сообщили тогда в пресс-службе Национального антитеррористического комитета, бандиты пытались похитить Абдуллаева с целью дальнейшего убийства из мести за его религиозные убеждения.
В прошлом году в республике погибли шесть видных религиозных деятелей. Среди них — 74-летний суфийский шейх Саид Афанди Чиркейский. В августе 2012 года террористка-смертница под видом паломницы проникла в дом лидера дагестанских мусульман и привела в действие бомбу. Вместе с ним погибли на месте еще шесть прихожан. Шейх открыто выступал против насилия и осуждал экстремизм. В Национальном антитеррористическом комитете в ходе расследования дела объявили, что покушение было организовано дагестанскими бандглаварями для разжигания розни между последователями различных течений ислама и провокации вооруженного конфликта в республике.
В число громких покушений на мусульманских деятелей входит и убийство Сиражудина Хурикского — самого влиятельного суфийского шейха юга Дагестана. Он был расстрелян неизвестными в Табасаранском районе республики в ноябре 2011 года. По некоторым данным Сиражудин Хурикский имел около 5 тыс. последователей. Основная версия — убийство из-за внутрирелигиозного конфликта.
В июне 2011 года Махачкале убили известного мусульманского деятеля, ученого, ректора Института теологии и международных отношений Максуда Садикова, который активно боролся с растущим влиянием ваххабитов. В то время аналитик Руслан Курбанов, предрекая грядущие многочисленные убийства деятелей духовенства, сказал, что убийство Садикова — это попытка сорвать уже начавшийся в Дагестане процесс сближения позиций двух конфликтующих общин мусульман.
Как известно, радикальный ислам в Дагестане активно укрепился в 90-годы. В республике у него оказалось много приверженцев. Дестабилизация обстановки и запугивание официального духовенства — проверенная тактика исламизма.
Всего за последние годы в Дагестане совершено более 50 преступлений в отношении религиозных деятелей. Такую удручающую статистику приводят в информационном центре Духовного управления мусульман республики. Большинство из них так и остались нераскрытыми.
Эксперты, изучающие сегодня религиозное противостояние на Кавказе, все как один заявляют, что ситуация там непростая. Но выхода из этого тупика до сих пор никто не предложил. Дагестан больше всех северокавказских республик отличается религиозными противоречиями между мусульманскими общинами.
Магомедрасул Омаров, пресс-секретарь ДУМ Дагестана, считает, что основной причиной сложившейся ситуации является религиозная безграмотность населения. По мнению Омарова, обучаясь исламу в интернете, многие считают, что это только религия джихада. Кроме того, молодые люди с неокрепшими религиозными взглядами, обучаясь в арабских странах, подвергаются влиянию радикальных течений.
«В любом случае, чтобы преступления против религиозных деятелей прекратились, необходимо как минимум решить два вопроса: поднять экономику и бороться с религиозной безграмотностью», — приводит ИТАР-ТАСС слова пресс-секретаря.
В то же время директор Центра исламских исследований Северного Кавказа Руслан Гереев считает, что причину убийств дагестанских духовных деятелей следует искать не только в их религиозной деятельности. Нынешний Южный Дагестан, по мнению ученого, — это эпицентр салафитизации республики и мертвая зона деятельности государственных структур, которые упустили важные стратегические моменты, усугубив тем самым хаос и неподконтрольность религиозной жизни республики.
«Выезд дагестанцев в зарубежные исламские учебные заведения и их устройство по возвращении в Дагестан никем не контролируются. А за рубежом наша молодежь, как правило, попадает в объятья деструктивных исламистских организаций, а вернувшись домой, выполняет ту работу, которую поручили за границей. Цель этой работы — паралич традиционных исламских институтов республики и внедрение деструктивных исламистских течений. Основные рычаги управления этим процессом сконцентрированы в Южном Дагестане», — приводит слова Руслана Гереева издательство «Грузия сегодня».
Кроме того, эксперт не исключает, что убийства религиозных деятелей являются частью происходящих на юге республики геополитических процессов.
«Лучший способ овладеть Дагестаном — это управлять дагестанским исламом. Для этого нужно избавиться от мусульманских лидеров Дагестана», — считает Гереев.
В любом случае, кто бы ни стоял за этими преступлениями: мятежники, укрывающиеся в горах, зарубежные силы или оборотни во власти, ясно одно — акции срыва процессов примирения в республике и дальнейшей эскалации внутримусульманского конфликта в Дагестане продолжаются.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости