Титульная страница
Лента новостей
Лента новостей
Сегодня
Политика
Общество
Бизнес
Культура
Сделано Русскими
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
Новости
Титульная страница
Титульная страница

Учеба и пустота

В малокомплектной школе хутора Черный Ерик уроки спрашивают каждый день, а ученики и учителя знают все друг о друге

Елена Коваленко
4 мин
Урок в начальной школе. Дети по очереди проходят тест на компьютере – результаты видны тут же на большом экране. Фото: Андрей Кошик/ «Русская Планета»
Черный Ерик — это пятьсот жителей, пять улиц и тянущиеся до самого Азовского моря лиманы. Когда-то здесь был крупный рыбколхоз, а хуторяне ложками ели черную икру. Затем рыба перевелась. Оставив сети и моторные лодки, многие в поисках работы уехали в райцентр. Открытыми остаются только Дом культуры и ставшая малокомплектной школа. Благодаря им хутор еще держится. Сегодня в школе 36 учеников — в двух классах в журнале стоит всего одна фамилия.
О том, как проходят уроки, на которых не спишешь у соседа, зачем ребята возвращаются сюда после занятий и почему в школе появились победители предметных олимпиад, узнала «Русская планета».
– Здесь возникло одно из первых русских поселений на Кубани — за несколько десятилетий до переселения черноморских казаков на Черном Ерике жили беглые русские люди, мирно сосуществовавшие и с черкесами, и с крымо-татарскими соседями. Сюда за рыбой приезжал генуэзский посол, — знакомит с историей хутора Максим Солодкий, как он сам представляется, «мультипредметник». Коренастый мужчина с бородкой преподает информатику, немецкий язык, ИЗО, музыку, мировую художественную культуру. Он же научил ребят создавать на компьютере презентации, без которых не обходится ни один урок.
А ведь еще несколько лет назад школа плелась в двадцатке худших в Краснодарском крае.
– Как практично рассуждал один из родителей — зачем мне ваши сантиметры, если я рыбину рукой могу взвесить? Тогда многие отмахивались: лучше купить диплом любого вуза, чем сидеть над учебниками. Попытка донести, что образование поменялось, и купленные дипломы не обеспечат чаду светлого будущего, срабатывала не всегда. Вот и становились владельцы «корочек» экономистов и юристов охранниками и таксистами. Да, они перебирались в город, но выходила какая-то обделенная городская жизнь, — рассуждает собеседник «Русской планеты». — Пару лет как ситуация изменилась, сегодня многие родители готовы вкладываться в образование детей, понимая — от этого зависит и завтрашний день. Посмотрите, сколько спутниковых тарелок в хуторе! Это не только телевидение, но и интернет для учебы.
Изменив подход пап и мам, в школе № 51 подобрали ключи к мотивации самих учеников. Начали с экспериментальных площадок по практическому изучению на местном материале экологии и краеведения. Мальчишки и девчонки сами собирали информацию, по-взрослому оформляли научные работы. К слову, многим навык пригодился в вузе, где они уже знали, как писать курсовые.
– Ключевую роль сыграл соревновательный эффект, еженедельно на линейках грамотой отмечаем лучшего ученика. Ребята видят конкретный результат своих трудов, даже самые «слабые» в науках стремятся хоть в чем-то проявить себя, отличиться, — продолжает Максим Солодкий. — Раньше больше внимания уделялось как раз «слабым», а способные оставались как бы в стороне. Поменяли подход — больше занимаемся и с «сильными», видя их успехи, подтягиваются остальные.
Правда, такая мотивация возможна не во всех классах. Женя Зелинский — единственный в Черном Ерике шестиклассник, на уроки он ходит один. В прошлом году мальчишек было двое, но один перешел в соседнюю школу. В седьмом классе в журнале также одна фамилия.
– Вообще не задумывался — скучно одному на уроках или нет, — по-взрослому серьезен Женя. После занятий он возвращается сюда, чтобы играть в баскетбол. А вечерами любит читать. Недавно закончил пушкинские «Повести Белкина», хотя по программе пройдет их только через год.
Вместе все 36 учеников собираются на большой перемене в столовой. Фото: Андрей Кошик/ "Русская Планета"
Вместе все 36 учеников собираются на большой перемене в столовой. Фото: Андрей Кошик/ «Русская планета»
Одиннадцатиклассница Алина Товкач вспоминает, что еще в девятом классе с нею учились пять ребят. Остались трое. На уроке информатики в день нашего приезда она одна. В просторном кабинете на партах больше ноутбуки и белый мультимедийный проектор. Тема урока — «Социальная информатика», вместе с листающим слайды Максимом Борисовичем рассуждают о том, что такое цивилизация, значении информации в современном мире и социальных сетях.
– Плюс небольшой школы — это доступность учителя, каждый урок с тебя спрашивают, если что-то не понял, досконально объяснят тему. Минус — мало человек в классе, банально скучно, — делится Алина. — До трех часов дня я на уроках, потом убегаю домой и возвращаюсь на дополнительные занятия. Сейчас все время уходит на подготовку к ЕГЭ.
Помимо обязательных — русского языка и любимой математики, выпускница сдает обществознание. Собирается поступать на экономиста в Финансовый университет при правительстве РФ, признается, что в хутор скорее всего не вернется.
– Нет достойной работы, поэтому молодежь и уезжает, — резюмирует девушка.
У пятиклассницы Ренаты Лебедь экзамены еще впереди. В школьной библиотеке новые энциклопедии соседствуют с потертыми изданиями Белинского и Гоголя сорокалетней давности. Тут же компьютер с выходом в интернет. Рената рассказывает, что в свободное время катается на роликовых коньках и велосипеде. Развлечений в Черном Ерике немного, поэтому школьница может часами клеить интерьер для кукольного домика (в будущем видит себя дизайнером) и печет со сверстницами по маминой книжке торты.
Гулкая пустота широких коридоров и кабинеты с одной занятой партой (когда-то классы здесь были полными) сначала настораживают посторонних, но ребятня не замечает этого. Наоборот, больше пространства для игр. Прямо в коридоре установили настольный теннис, не снимая пиджаков малыши гоняют ракетками мячик. Как и во всех малокомплектных школах, начальные классы здесь соединены — первый с третьим, а второй с четвертым.
Педагоги подтверждают, что после «демографической ямы» ситуация начинает меняться. В сентябре в школу придут уже шесть первоклашек. И если сегодня на 36 учеников всего восемь мальчишек, будущий первый класс будет состоять из одних пацанов.
– За последние годы у нас много положительных перемен. Заменили окна на пластиковые, отремонтировали кровлю, туалет перенесли в здание, раньше он был во дворе, заменили старые компьютеры на ноутбуки, — по-хозяйски перечисляет директор школы № 51 Любовь Черная. Свежей выглядит и столовая, куда на большой перемене собираются все ученики. Сегодня на обед у них творожная запеканка.
Любовь Черная сама училась в этой школе, а 35 лет назад пришла сюда работать. И не одна — из одиннадцати нынешних педагогов семеро сидели за этими же партами.
– Школа — сердце хутора, центр его развития, воспитания, сюда приходят с бедами и радостями. Здесь же свой уникальный мир, в котором все друг друга знают, - рассуждает директор.
Делится, что для нее важнее не столько высокие баллы по ЕГЭ, сколько сама успешная сдача выпускниками экзамена — за последние годы все ребята получают аттестат, никто со справкой не уходит. По некоторым предметам результаты даже выше, чем в среднем по Краснодарскому краю, одна из учениц в прошлом году получила по математике 95 баллов. Среди хуторских школьников есть и победители предметных олимпиад, призеры всероссийских конкурсов.
Сейчас здесь готовятся к выпускному. Заместитель директора Валентина Лалетина — преподаватель русского языка и литературы — рассказывает, что по традиции торжественная часть пройдет в актовом зале, куда придут не только выпускники с родителями, но и все хуторяне. Затем ребята поедут в райцентр — Славянск-на-Кубани, а рассвет встретят уже дома, на мосту через речку Черный Ерик. Несколько лет назад выпускники на прощание стали рисовать на школьном дворе звезды, в каждый луч вписывая имя ученика. Выпуск девятого класса 2011 года — восемь лучей, одиннадцатого — четыре имени, в этом году будет только три.
– Малокомплектная школа как одна большая семья. Знаем, чем каждый ребенок живет. У нас не внутри класса дружат, а классами, причем старшие ребята запросто общаются и с малышами, — подытожила завуч. — Можно даже простить, если ученик не успел прочитать домашнее задание, потому что знаешь — завтра он обязательно его прочтет. Главное, найти к каждому ключик, раскрыть его талант.
темы
Новости партнеров
Реклама
Реклама
4 мин