Новости – Люди












Люди
«У меня в украинском паспорте фотография неудачная»
Фото: Роман Миненко
О чем думают жители Крыма, стоя в очереди за российским гражданством
28 мая, 2014 10:43
10 мин
В Крыму люди продолжают получать российские паспорта. На момент написания статьи уже 600 тысяч человек получили документ и 3 тысячи от него отказались. Всего гражданство России получит около 2 миллионов человек. Корреспондент «Русской планеты» спросил этих людей, о чем они думают, стоя в очереди за новыми документами.
Алла Мироненко, пенсионер:
– Для меня это возвращение домой. А само присоединение Крыма к России — событие совершенно ожидаемое и естественное. Ведь с 1954 года до горбачевской перестройки в 80-х годах украинизации на полуострове не чувствовалось. Но когда в 1954 году люди проснулись и пошли в магазины, а на фасаде зданий уже были вывески на украинском языке, многие плакали, не верили своим глазам. И в 1991, когда Борис Ельцин подписал указ о развале Советского Союза, я удивилась, что он не потребовал вернуть Крым в состав России. Кстати, не я одна удивилась.
Став частью Украины, Крым продолжал быть русским. Мы продолжали ездить в Россию к родственникам, они приезжали к нам. Вернулись крымские татары. И достаточно хорошо ассимилировались в русскую среду. По крайней мере, дискомфорта в общении не было, да и общались все на русском языке. Поэтому очень противно было наблюдать рост националистических настроений в Верховной Раде. После чего стало понятно, что жители Западной Украины и мы, крымчане, совершенно разные люди. Помню, когда поставили спутниковую антенну, украинские каналы в семье перестали смотреть вообще.
Виталий Смирнов, механик по выпуску автомобилей:
– Меня переполняет гордость: я — гражданин России. Раньше это было только внутреннее состояние, а теперь еще и действительное.
Сам я вырос в Якутии, но мать с отцом родились в Крыму. С распадом СССР пришлось вернуться на полуостров, так как остались престарелые родители.
Теперь с получением российского паспорта я стал ближе к друзьям и родственникам, которые остались в Якутии. Можно было и раньше ездить, но сам факт заполнения миграционной карты, валютные операции с обменом гривны на рубли ущемляли. Приятно не чувствовать себя иностранцем в России.
А еще теперь мы с женой будем одной фамилии. Раньше были допущены ошибки в переводе на украинский язык наших фамилий. В результате наследование имущества может быть только через суд. Персонификация доходов не зачтена из-за ошибки в одной букве «и» вместо і.
Не будет путаницы и с адресами в прописке, документах на собственность: Октябрьское — Жовтневе, Южная — Південна, Цветково — Квітково. Ведь один закон на Украине устанавливал, что имена собственные не переводятся, а другой закон это исключал. Вот и получилось, что в прописке один адрес, а в документах на приватизацию другой. Теперь, надеюсь, все станет на свои места.
Илья Мирославский, арт-директор сети ресторанов:
– Я родился и вырос в Крыму, и в моей истории он всегда был частью одной страны — Украины. А присоединение к России, очереди, новый паспорт, другие правила — все это как неудачно поставленная трагедия, в которой меня лишают моих основных прав.
Я отношу себя к современным людям, привык пользоваться, окружать себя интересными и новыми вещами, услугами. А изоляция от мирового сообщества, закрытие международных сетей, брендов и фестивалей, отсутствие возможности заказывать себе товары через Интернет — это нечто совсем противоположное. Именно это мне и предлагают вместе с российскими документами. Почему кто-то решает за меня, буду ли я травиться американской едой?
Мне кажется, что Крым катится назад во всех смыслах, и Россия никак не сможет остановить этот процесс. В свою очередь Украина на шаг впереди во многих аспектах: лучше развита банковская система, обслуживание клиентов на более высоком уровне за счет новейших программных продуктов, интернет-ресурсы гораздо востребованнее, а документооборот любой структуры бизнеса даст фору любой российской компании.
Я хочу остаться гражданином Украины. И мне обидно за то, что у себя дома я вынужден принимать чужое гражданство, чтобы не потерять права и собственность. Крым в составе России не признает ни одно цивилизованное государство, а я хочу путешествовать и смотреть мир, а не только Зимбабве и Кубу. Надеюсь, что это преувеличение, но многие факты подтверждают мои опасения.
Николина Маисова, менеджер по рекламе:
– Мой новый паспорт подтверждает то, что я и так всегда знала, я — русская. Мне кажется, впервые об этом узнала, когда уже умела читать и открыла свое свидетельство о рождении. И это никогда не вызывало сомнений. Россия, возможно, и была далеко, но и Украина никогда не была родным домом. А украинский язык? Я прекрасно его понимаю и легко могу на нем говорить, но это как те знания, которыми обладаешь, но не станешь использовать, потому что они бесполезны.
Меня всегда привлекал Восток и его культура, а Россия очень близка к нему, гораздо ближе, чем к Европе. Поэтому этот документ как универсальный билет или пропуск в необъятную страну, где так много различных путей. Мы с мужем уже решили, в какой город со временем хотим переехать, это будет Владивосток. Пусть и не близко, но это будет долгая дорога домой. Торопиться незачем, по пути я хочу увидеть Якутию и Сибирь, побывать на Байкале.
Надеюсь, что Крым поднимется с колен, а постоянные изменения будут радовать людей. Я родом из Керчи, и мне хочется скорее увидеть, как построят мост, заработают заводы и возродится морской торговый порт. А люди смогут вновь работать по профессии, а не на стройках и жалких лодках.
Бабушка и дедушка все время говорили о том, что именно в России мы сможем полноценно применить наши знания и таланты, и именно там они нужны, и нас будут ценить как профессионалов. Думаю, самое время это проверить.
Николай Заболотских, инженер:
– Я специально из Чернигова приехал, чтобы документы на паспорт сдать. Но родился и вырос в Крыму, теперь собираюсь переезжать обратно. На материке жить стало дороже, хулиганы по улицам ходят... А тут мама живет одна, еще и брата перевели служить из Ханкалы в Симферополь, он очень доволен и зовет меня тоже вернуться. Можно назвать это воссоединением семьи.
Работаю я инженером на ТЭЦ, зарплата хорошая, но стало практически невозможно общаться с новыми друзьями и коллегами. Они говорят, что я террорист, моя жена сепаратистка, а сын — «титушка», радуются смертям в Одессе и на востоке страны, говорят что все, кого сжег «Правый сектор» и застрелила Нацгвардия — это агенты ФСБ и ГРУ России. А счет уже на сотни пошел.
У моего коллеги брата мобилизовали. Так он звонит и просит помочь, потому что не хочет убивать и не сможет убивать мирных людей в угоду власть имущих, но ничего нельзя сделать.
В России по-другому все. Там хотя бы условия нормальные создают для военнослужащих и у контрактников оплата достойная, я знаю, у меня брат — офицер РФ. А мама — учительница в сельской школе и ей уже значительно и зарплату, и пенсию увеличили.
Европа мне чужая, менталитет и отношение к русским и украинцам другое, у меня вся родня в России, родители из Малмыжа Кировской области. Поэтому я очень благодарен, что у меня и у брата появилась возможность вернуться в родительский дом.
Ярослав Ивашин, дизайнер игр:
– Все получают, и я решил получить. Тем более на работе сказали, что надо. Иначе страховки не видать. А еще у меня двое детей. Не вид же на жительство оформлять. Тем более что я вырос в Крыму.
Моя родина — это моя семья, поэтому я сделаю все, чтобы им жилось лучше. В данном случае для этого нужен российский паспорт. К тому же у меня в украинском паспорте фотография неудачная, вот и решил сменить вместе с документом.
Может, из моих слов так не скажешь, но Россия мне нравится. Просто государство к моей работе отношения никакого не имеет. Я тружусь на зарубежную компанию. И в целом к политике равнодушен.
Так что в сложившихся обстоятельствах паспорт РФ мне нужен, я все равно буду рассчитывать на себя, а не на систему. В моем понимании полуостров всегда был отдельной страной. И с присоединением Крыма к России для меня ничего не изменится. Резких перемен ощущать не буду. Может, в будущем. Сейчас это кажется очень далеким.
Юлия Буленко, фельдшер локомотивного депо:
– Российский паспорт — это лучший подарок для меня, прожившей в Сибири 17 лет. В Крыму живу уже 23 года. И все это время у меня была только слабая надежда на то, что когда-нибудь снова съезжу в Россию, что смогу показать детям свою родную землю.
Вместе с документами я получила ощущение детской радости. Вернулась в братскую семью, где говорят и думают на моем родном языке. Смотреть новости без «грязи», фильмы на русском — все это настолько комфортно, что даже реклама не раздражает.
Для нашей семьи решается проблема с поиском работы, для детей открывается возможность учебы в российских вузах, меня ожидают поездки к друзьям, которых не видела столько лет!
За все это время Украина не стала мне родным домом. Конечно, есть небольшой осадок от того, что в глазах знакомых украинцев я выгляжу предателем и сепаратистом. Но все равно остается надежда на примирение двух близких друг другу стран и народов.
Дмитрий Голуб, специалист по контенту:
– Формально получение российского паспорта ничего не меняет: те же люди, тот же полуостров. Но есть такой тонкий момент, связанный с внутренней привязанностью к стране, любовь к которой привита с детства. Именно поэтому все крымчане и говорят: «Мы вернулись домой!»
Сам факт получения паспорта, к слову, уже сейчас дает массу преимуществ: во-первых, расширяется зона безвизовых стран; во-вторых, у граждан РФ социальные выплаты выше, и социальное обеспечение лучше. И если исходить из того, что бюджетникам уже подняли зарплаты в несколько раз, то, думаю, всем крымчанам стоит рассчитывать на улучшение общего благосостояния. Это относится и к получению образования, и к медицинскому обслуживанию, и к более лояльной кредитно-банковской системе. Кроме того, Россия на глазах становится лидирующим государством в мире, и иметь паспорт гражданина РФ уже сейчас становится престижно.
Российский паспорт дает людям надежду на возможность реализовать себя как личность в полном объеме, чего не было с «синим» паспортом. Конечно, все зависит от человека, и каждый может быть счастливым в любой стране, но с тех пор, как Крым стал российским, здесь появилось много новых рабочих мест. Так что я вижу в этом процессе только плюсы и перспективу.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости