Новости – Люди












Люди
Церковная экономика
Фото: Наталья Климова
Мэрия отказывается узаконить строительство многоэтажного дома рядом с храмом в Инорсе
16 мая, 2014 13:11
11 мин
Буквально впритык к Богородско-Уфимскому храму на улице Ферина строят многоэтажный дом. Разрешения на это у фирмы-подрядчика нет, и сейчас работы приостановлены — коробка здания достроена до 11-го этажа. Прихожане и некоторые из представителей местного духовенства возмущены: они считают, что дом строят слишком близко к храму. Впрочем, последнее объясняется просто — участок, на котором возводят многоэтажку, принадлежит Уфимской епархии Русской Православной Церкви. Она же является застройщиком. Работы ведет генподрядчик ОАО «Строитель». В документах дом обозначен как «многоэтажный жилой дом по ул. Ферина, 15/1 в Калининском районе городского округа г. Уфа со встроенно-пристроенным Православным центром детского творчества».
Настоятель Богородско-Уфимского храма иерей Алексий Семенов к строительству многоэтажки относится с кротостью и спокойствием.
– Я лично не против. Ну как я могу быть против — дом строится и строится, нам не мешает. Я был назначен в феврале, и стройка уже шла. Нам там обещали на первом этаже здание для воскресной школы — это все, что я знаю. Но это не мне лично обещали, это я знаю со слов, что были такие договоренности. Не напрямую от строителей, а от других людей. Но никто и не опроверг это, никто не говорил, что для нас там не будет помещений. Кто-то говорит: они будут видеть, что у вас во дворе творится. Ну и что? Может, люди посмотрят, что служба идет — и в храм придут.
Игумен Варфоломей, напротив, будущему соседству не рад.
– Во-первых, рядом с архитектурными памятниками нельзя так близко строить многоэтажные дома. Во-вторых, здесь плавающий грунт, сам храм плывет, а тут махина такая! Не предусмотрели всего этого. Бегом, раз — и все. А у нас трещины по храму пошли, когда сваи забивали, с обеих сторон. Прихожане тоже возмущены, но не из-за самой стройки, а поведением рабочих. Среди ночи могут начать долбить, кран башенный работает — без ограждений. Для комиссии быстренько поставили забор. Только комиссия ушла — убрали. Строители на Пасху начали кидать мусор к нам в сад. Я попросил: «Будьте добры, не мусорьте, у нас тут бабушки мыли окна». Отвечают: «Ладно-ладно». И только мы отошли — по новой начали забрасывать. Я думаю: ладно, значит, буду стоять. Встал и стоял. Вот это то, что пикетом потом называли. Здесь раньше было старое здание, которое восстанавливать смысла не было, решили снести и построить дом, чтобы и для нас там было помещение. А теперь говорят, что помещений для нас нет. А еще сейчас звон не будет слышен. Выше колоколов вообще нельзя строить, а теперь уже 16 этажей обещают. Сначала было 11, потом 12, теперь вот 16.
По закону строительство должно быть произведено на основании разрешения — по проектной документации, получившей положительное заключение экспертизы. При этом подрядчик и субподрядчик несут отдельную ответственность — прежде чем приступать к работе, они должны убедиться, что нанявший их застройщик получил необходимые документы. Поэтому Инспекция Госстройнадзора обязала и застройщика, Уфимскую епархию Русской православной церкви, и генподрядчика, ОАО «Строитель», заплатить штраф в полмиллиона рублей каждый.
Уфимская епархия РПЦ обратилась с иском об отмене постановления в арбитражный суд и выиграла дело. Арбитражный суд РБ посчитал правонарушение малозначительным, так как проектная документация, на основании которой осуществляется строительство, признана соответствующей требованиям нормативно-технических документов и результатам инженерно-геодезических, инженерно-геологических и инженерно-экологических изысканий. Кроме того, отсутствует существенный вред интересам государства и общества, а также заявителем принимаются меры по получению разрешения на строительство. Поэтому и арбитражный апелляционный суд в Челябинске оставил решение суда первой инстанции без изменений, хотя инспекция пыталась оспорить малозначительность правонарушения.
Генеральный подрядчик, обратившийся в суд с таким же иском об отмене постановления Инспекции, все суды проиграл. Сначала Арбитражный суд РБ, затем 18 апелляционный и кассационный суды отклонили обращения «Строителя» и оставили в силе постановление инспекции о назначении полумиллионного штрафа. Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии тоже высказало претензии к генподрядчику, назначив штраф в 15 тыс. рублей за самовольное занятие земельного участка, так как на момент осмотра прокуратурой стройка уже началась, а соответствующих документов у генподрядчика не было. Арбитражный суд, куда обратился «Строитель», снизил сумму с 15 до 10 тыс., но оставил в силе распоряжение Управления.
Настоятель храма Матроны Московской Рустем Гареев, бывший ранее настоятелем храма на Ферина, регулярно ходит в суд, представляя епархию. То, что разрешения на строительство нет, никто не скрывает. Епархия теперь пытается получить от мэрии это разрешение, но безрезультатно. Церковь даже обратилась в суд по поводу бездействия администрации города. Гареев уверен, что к генподрядчику относятся предвзято:
– Мы удивлены бездействием администрации, потому что пакет документов сдан в мэрию еще полгода назад, земля находится в собственности, разрешено ее использование для строительства многоэтажных жилых домов. На этом участке земли дом построить можно. Речь идет о том, что, может быть, нет земли под благоустройство возле дома. Но мы знаем, что земля, которая рядом с домом находится, муниципальная, она принадлежит городу и свободна на данный момент. Мы подавали заявление на то, чтобы нам дали землю под благоустройство, но нам отказали, объясняя тем, что там земля не размежевана, а также за неимением полной технической документации. Администрация не дает никакого ответа, поэтому мы подали иск в арбитражный суд на администрацию, по поводу бездействия, следующее заседание было назначено на 14 мая.
– Мы слышали, что их не устраивают наши генподрядчики. Якобы вот к нам претензий нет, претензии к генподрядчикам. Нам хотят объяснить это так, но письменных ответов никаких не дают. При всех сложностях у нас сохранились хорошие отношения с генподрядчиком, они продолжают строить наш храм в Сипайлово. Люди уже купили в строящемся доме квартиры, вложились, потому что доверяют нашему генподрядчику, который строит по всему городу капитальное кирпичное жилье, у них нет ни одного обманутого дольщика. То есть репутация у них чистая. И вот сейчас администрация, видимо, ищет рычаги воздействия на генподрядчика, а мы оказались заложниками ситуации.
Настоятель поясняет, что администрация отказывает в строительстве 16-этажного дома, но вроде бы соглашается на 11 этажей, обосновывая это тем, что нет земли для благоустройства территории. Разница в 5 этажей принципиальна для генподрядчика: при снижении этажности пропадает экономическая выгода, и в связи с этим церковь может остаться без помещения для детского центра. Гареев утверждает, что возле архитектурного памятника запрещено строить «в две высоты», и церковь предоставила все справки, что даже 16-этажный дом не превысит полуторной высоты храма.
Альбина Карамова, главный специалист отдела градостроительного контроля и выдачи разрешений Администрации Уфы, считает, что к городу эта стройка не имеет отношения, и город не обязан ни обеспечивать ее землей под благоустройство территории, ни подключать к коммуникациям. Жильцы рискуют остаться без света, воды и тепла:
– Каждый застройщик выбирает свое, мы не можем каждого застройщика заставить получить разрешение на строительство. Получение разрешения на строительство регламентировано ч. 7 ст. 51 Градостроительного кодекса. Застройщик инициировал эту стройку, на каком основании администрация теперь должна будет обеспечивать дом коммуникациями? Люди покупают квартиры, почему они к юристу не идут? К сожалению, пострадать тут могут именно люди, из-за своей юридической неграмотности. Покупатели в незаконную стройку вкладывают по три миллиона! Если бы я когда-то заработала три миллиона, я бы сходила на консультацию к юристу за пять тысяч рублей и попросила проверить документы. У людей есть возможность потерять эти деньги, значит, они так относятся к своим деньгам.
Слова про потерю денег не пустые — покупатели, которых уже больше пятидесяти, в случае каких-то проблем со строительством рискуют остаться без квартир и без денег. Генподрядчик при продаже квартир заключает не договор долевого участия, а договор соинвестирования. То есть покупатели не смогут даже попасть под программу защиты обманутых дольщиков, потому что не являются таковыми. В отделе продаже ОАО «Строитель» корреспонденту «Русской планеты» сказали прямо, что никакой регистрации в Регпалате договор не предполагает:
– Однокомнатных уже нет, в наличии есть только двухкомнатные, стоимость 50 тысяч рублей за квадратный метр, выбор этажей еще есть. У нас только стопроцентная предоплата, рассрочек нет. Сдавать дом собираются ближе к концу года. Разрешения на строительство еще нет. У нас нет регистрации в Регпалате, так как это договор инвестирования, а не долевого участия. Вы пока с нами заключаете договор без регистрации, а в Регпалате оформляете документы после сдачи дома.
Представители общественного движения «Архзащита» стали первыми, кто обратил внимание на незаконное строительство и начал поднимать вопрос о возможности настолько приближенной к архитектурному памятнику стройки. Деревянные строения на этом месте появились еще в XVII веке, нынешнее каменное здание было освящено в 1877 году. Многоэтажное строение становится стеной, полностью с одной стороны отгораживающей исторический памятник.
Кристина Абрамичева, представитель «Архзащиты», рассказала корреспонденту «Русской планеты», как развивалась ситуация:
– Наша функция информационная: вовремя сигнализировать об опасности, вовремя информировать, что мы и сделали. Права на землю или остановку строительства у нас нет. На общественном совете, прошедшем осенью, лично я докладывала, предупреждала, что ситуация зайдет в тупик. Меня возмущает поведение города в целом и конкретно главного архитектора, которые прекрасно знали, что стройка незаконна. Церковники разрешили, это понятно, но власть-то у нас светская, не религиозная. Жильцы, которые там купят квартиры, они же сами начнут потом в Роспотребнадзор бегать, почему там колокола звонят. Я сама живу на улице Ферина, через остановку от храма. По ночам, когда проходят какие-то большие службы — Рождество, Пасха и другие праздники — мы просыпаемся от звона колоколов. Конечно, это все очень мило, но одно дело — когда на соседней остановке, а другое — у тебя в десяти метрах, как будет у новых жильцов. «Архзащита» твердила о незаконности с самого начала: когда было два этажа, когда было четыре этажа. И ведь говорили, что закроют полностью обзор с самой выигрышной стороны, когда въезжаешь в Инорс. Это единственный в микрорайоне культовый историко-архитектурный памятник. Раньше был такой гармоничный вид, а теперь — дом и дом, никакого храма не видно. Когда сваи начинают забивать, все дома трясутся, а тут такое старинное здание — надо думать, что оно не выдержит.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости