Титульная страница
Лента новостей
Лента новостей
Сегодня
Политика
Общество
Бизнес
Культура
Сделано Русскими
Личные связи
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Запрещенные организации
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
Лента главных новостей
Русская планета
Титульная страница

«Трамвай для белок и дятлов»

В Уфе власти приостановили строительство линии скоростного трамвая

Елена Коваленко
2 августа, 2013 14:30
3 мин

Проспект Октября — центральная магистраль Уфы. Фото: Наталья Климова.

Скоростной трамвай должен пройти по улицам Зорге и Блюхера, соединить северную и южную трамвайные системы. Вторая часть проекта — параллельная линия по улицам Комсомольской и Российской, здесь трамвай «взберется» на эстакаду вдоль всего пути следования. Плюсы проекта — исключается пересечение скоростной линии с другими транспортными потоками, гарантируется высокая безопасность пассажиров и проживающих рядом граждан.
Протяженность трассы в проекте первой очереди составит 4,9 км, в месте поворота через проспект Октября должен быть проложен 72-метровый тоннель, благодаря которому трамвай пройдет без пересечения с транспортным потоком на проспекте. Примерный срок строительства — 2,5-3 года, стоимость — 1,5–2 млрд рублей.
«Санитарная» просека на улице Блюхера. Фото: Наталья Климова.
Проект, красивый с виду, на деле вызывает массу вопросов о целесообразности вложения огромных денег, о логике размещения линии на окраине города, о технической невозможности сочетать старые и новые технологии в едином целом, о том, будет ли вообще вся эта система жизнеспособной, или авторы преследуют какие-то свои цели.
Работы начались со скандала. В первых числах апреля жители домов по улице Блюхера заметили, что в парке, расположенном неподалеку, ведется масштабная вырубка деревьев. Работники пилы и топора местным жителям показывать документы отказались. Тогда горожане вызвали полицию, и прибывшим стражам порядка сотрудники МУП «Горзеленхоз» предъявили разрешение на санитарную вырубку. Однако прямая просека шириной 20 метров совершенно не вписывается в определение санитарной рубки. Городские власти вначале настаивали именно на этом обосновании работ. Затем появилась версия, что, дескать, это пожарный проезд. Но и тут не вышло: по нормативам ширина пожарных проездов должна составлять 4,5 метра, тем более что в данном месте они уже имеются на территории детского дома: триста метров вглубь лесопарка. Подоспело и заключение специалистов ФБУ «Рослесзащита» — «Центр защиты леса РБ»: 96% поваленных деревьев являлись жизнеспособными, без видимых признаков усыхания и повреждений. Башкирская природоохранная прокуратура затеяла по факту незаконной рубки доследственную проверку.
Расположение «санитарной» просеки удивительным образом совпало с проектом трамвайной линии. Однако согласно ст. 105 Лесного кодекса России в таких зонах запрещается любое капитальное строительство, кроме гидротехнических сооружений. Действия властей возмутили уфимцев. На общественных слушаниях 24 апреля обстановка была крайне напряженная. Места в зале оказались заняты почти полностью еще за час до начала, все представители администрации пришли заранее, а очередь из уфимцев, желающих попасть на открытое мероприятие, стояла на три этажа. Впускать людей сначала не хотели под предлогом, что нет мест, но за дверями проходил настоящий митинг, жители требовали, чтобы слушания были перенесены в более просторное помещение, чтобы в коридоре была организована трансляция из зала. Возмущенные уфимцы в итоге выбили стекло и едва не выломали дверь в зал, и только тогда смогли попасть на слушания.
Ремонт трамвайных путей на улице Зорге в Уфе. Фото: Наталья Климова.
В целом позиция протестующих жителей такова: трамвай — это хорошая идея, но в ее реализации можно обойтись и без незаконных уничтожений зеленой территории. Улица Блюхера находится в отдалении от основных пассажиропотоков, но именно туда зачем-то отправляют транспорт, призванный принять на себя этот самый пассажиропоток в большом количестве. «Трамвай для белок и дятлов» — с таким плакатом стояла девушка на общественных слушаниях. И многие уфимцы с ней согласны: зачем добираться до трамвая на маршрутке, проще тогда сразу поехать на автобусе. Более того, дефицит общественного транспорта в городе есть, однако именно в популярных для проезда местах. Нет смысла затевать такие дорогостоящие «окраинные» проекты. Проблема пробок — да, существует, говорят противники строительства, но трамвай ее не решит, потому что ни один автовладелец не променяет личное авто на общественный транспорт, пусть даже и скоростной, способный ехать аж 25-30 км/час.
Скептики нашли и альтернативные варианты: параллельно улице Блюхера тянется центральная магистраль, проспект Октября, через который как раз и проходит весь основной пассажиропоток. Чуть дальше, параллельно проспекту, но не на окраине, а наоборот, в городе, идут улицы Российская и Комсомольская, на которых запланировано строительство второй очереди и где всегда тяжелая транспортная ситуация.
Когда речь заходит о строительстве скоростного трамвая на окраине, власти утверждают, что целью в данном случае не является загрузка состава местными пассажирами — и потому отдаленное расположение тут не аргумент. Цель — соединить северную и южную трамвайные системы. Однако здесь есть один хитрый момент: несколько лет назад система эта была единой, и трамваи ходили как раз по проспекту Октября. Тогда администрация города решила, что трамваи мешают движению, и рельсы демонтировали. В том числе обновленные участки линии, обошедшиеся городу в 40 млн рублей. Теперь, оказывается, надо восстанавливать связь севера с югом.
– Идея скоростного трамвая в целом, конечно, хорошая, — говорит Артемий Беляев, председатель инициативной группы по защите лесопарковой зоны по улице Блюхера. — Но для ее грамотной реализации не надо незаконно вырубать леса на окраине города, есть альтернативные решения. Конечно, идеально было бы вернуть трамвай на проспект. Но просто восстановить линию по проспекту — этого будет мало. Потребуется пойти на жертвы и убрать оттуда множество маршруток. Именно маршрутки отбирают деньги у муниципального транспорта, тем более что много маленьких маршруток можно заменить на один скоростной трамвай. Только один состав его вмещает более 100 человек, если не ошибаюсь, 130 — это десяток «Газелей». Проспект Октября можно было бы сделать центральной магистралью для общественного транспорта.
Активист уверен, что первоначальная затея не изменилась, просто пока дело приостановлено, потому что вызвало широкий общественный резонанс. Администрация города, комментируя для «Русской планеты» ситуацию, подчеркнула, что рассматривается семь альтернативных вариантов направления движения линии скоростного трамвая. Выбор наиболее оптимального маршрута будет осуществляться с привлечением международных независимых экспертов с дальнейшей разработкой технико-экономического обоснования выбранного маршрута. Данное решение будет вынесено на публичные слушания, итоговое решение примут с учетом мнения граждан.
Естественно, не все просто решается в таких масштабных проектах, и механический перенос планируемой трамвайной линии с улицы Блюхера на параллельные дороги может оказаться не лучшим выбором. Но ведь транспортную проблему нужно решать комплексно, не просто найти место, где трамвай никому не помешает, но учесть и востребованность нового транспорта, и пассажиропотоки. И выбрать лучшее решение, даже если это пойдет наперекор ранее совершенным действиям.
темы
3 мин