Новости – Титульная страница
Титульная страница
В Тюмени — больше, чем в Москве
Торговые центры строятся быстрей, чем растет покупательская способность тюменцев. Фото с официального сайта торговой сети
Местные предприниматели опасаются, что новые торговые центры приведут к банкротству малого бизнеса
27 декабря, 2013 19:03
2 мин
Последние два года в Тюмени активно строятся торгово-развлекательные центры. В 2013з-м открылись «Магеллан», «Вояж», «Орион», «Ашан» и «Кристалл». Последний — самый большой. Его площадь превышает 100 тыс. м2.
На октябрь нынешнего года, по сведениям отдела торговли департамента потребительского рынка Тюмени, насыщенность торговыми площадями в городе достигает 1,3 тыс м2 на тысячу человек. По этому параметру Тюмень даже обогнала Москву и Екатеринбург. Там на тысячу жителей приходиться в два раза меньше магазинных площадей: 794 и 1189 м2 соответственно. При этом, по установленной в Тюмени норме, на тысячу жителей города должно приходиться примерно 730 торговых «квадратов».
Тем не менее, несмотря на выкладки маркетологов и экономистов, крупный бизнес продолжает вводить новые торговые молы в областном центре. Так, в грядущем году в городе будет открыт новый магазин «Лента», большие ТЦ во 2-м Тюменском районе и по ул. Мориса Тереза.
Портал «Мегатюмень» приводит прогноз главного специалиста отдела торговли департамента потребительского рынка города Лилии Кельн. Она уверена, что запуск новых крупных ТЦ угрожает малому бизнесу региона. По словам Кельн, люди традиционно выбирают шопинг в крупных ТЦ вместо посещения рядом стоящих небольших магазинчиков. В «придомовых» торговых точках, по ее наблюдениям, покупают только «хлеб да молоко». Этого недостаточно, чтобы бизнес владельцев таких магазинов был рентабеленым.
– На продаже хлеба и молока не выживешь. Но это не означает автоматический карт-бланш для крупных моллов. Высока вероятность, что покупатели разделяться между МСБ и крупным предпринимательством. В таких условиях маленький магазинчик способен как-то выплыть, а вот крупный ТЦ, зарабатывающий на оборотах, может оказаться нерентабельным, — прогнозирует Лилия Кельн.
Сами предприниматели в свою очередь регулярно жалуются в департамент потребительского рынка Тюмени на конкуренцию с гигантскими торговыми комплексами. Бизнес опасается, что ТЦ такими темпами уже в следующем году «оттяпают» у малых форм торговли больше половины покупателей.
На это потребители замечают, что здоровая конкуренция еще никому не вредила и надеются на то, что механизмы свободного рынка приведут к снижению цен на товары. Однако, по мнению экспертов, высокая конкуренция заметное удешевление товаров вряд ли обеспечит.
«Увы, на это не стоит надеяться. Приведу простой пример: если товар у поставщика приобретается за 28 рублей штука, то, несмотря на количество торговых мест, торговец не сможет его продать дешевле закупочной цены», — поясняет Лилия Кельн.
Другой эксперт, бизнес-консультант Сергей Ильясов, соглашается с этим утверждением и добавляет, что в пылу конкурентной борьбы некоторые продавцы, безусловно, могут сделать наценку на 2-3% меньше, чем остальные. Однако для конечного покупателя эта разница будет заключаться в копейках: 2-3 рубля экономии с покупки на 1 тыс. рублей.
Вместе с тем эксперты выражают сомнения в окупаемости активно растущих торговых площадей. Покупательская способность тюменцев и жителей окрестных городов, по их оценкам, не растет темпами, подобными темпам коммерческого строительства.
«Если прирост торговых площадей будет происходить с прежней скоростью — по 15-20% за год — Тюмень перенасытится магазинами. В итоге части магазинов и, может быть, целым ТРЦ придется закрыться, — резюмирует Ильясов.
Единственную позитивную сторону энергичного увеличения деловых площадей в городе эксперт Лилия Кельн видит в сопутствующем росте налоговых отчислений в областной бюджет. Возможно, на эти средства как раз и будут строить новые скверы и спортплощадки, которых не хватает Тюмени.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости