Новости – Люди












Люди
Тень руководителя

Фото: Светлана Парсегова
Как ярославские психологи учили руководителей крупных промпредприятий
5 мая, 2014 13:22
9 мин
Чем помогают ярославским промышленным предприятиям психологи? Об этом рассказал профессор факультета психологии ЯрГУ им П.Г. Демидова, автор теории практического мышления Юрий Корнилов.
– Юрий Константинович, сегодня изучение мышления человека — не самая популярная отрасль психологической науки. Почему его все-таки необходимо исследовать, какую практическую пользу это принесло и принесет человечеству?
– Действительно, мышление, особенно практическое мышление — это не так привлекательно и ярко, как, допустим, техники управления массовым сознанием. Изучение практического мышления позволяет понять способы и механизмы решения человеком сложных практических проблем. Польза исследований практического мышления сформулирована уже в задании для психологов, которые приходят на завод или фабрику: это все, что связано с оптимизацией работы руководителей среднего и высшего звена. Мы приходим на завод, исследуем, изучаем, затем анализируем, выдаем рекомендации, которые внедряются, и производственный процесс меняется в соответствии с нашими предложениями. Надеемся, что в лучшую сторону. Хотя, это тоже интересное явление — отсроченные результаты! То, что на виду, на поверхности — явные положительные изменения. Но цепочка последствий, связанных с этими изменениями событий, может быть настолько необычной и удивительной, что оценить ее с точки зрения «плохо-хорошо» очень трудно.
– Вы сами приходите на завод, или вас просят провести какие-либо исследования?
– Первая работа специалистов и студентов кафедры общей психологии проводилась по так называемому хоздоговору — была такая форма сотрудничества. Кстати, наш факультет психологии стал первым среди психологических школ СССР, кто перешел на такие отношения с предприятиями. Мы получили заказ от ярославской ткацкой фабрики «Красный Перекоп», той самой, где работала Валентина Терешкова, первая женщина-космонавт. Задание так и звучало: «Оптимизация деятельности руководителей». Мы и начали — студенты, аспиранты, преподаватели — усиленно и с энтузиазмом искать, находить и препарировать мышление у руководителей фабрики, начиная от мастеров в цехах. И обнаружили в итоге такую вещь, вполне очевидную на первый взгляд: оптимизировать работу руководителей нужно начинать не с мышления, а с общения, коммуникативных навыков и умения правильно разговаривать с подчиненными. Для достижения хороших результатов в управлении ткацким производством руководителю просто необходимо досконально знать не только всю технологическую цепочку, но и личность, характер, семейные и жизненные обстоятельства каждого сотрудника, вплоть до того, какое у него сегодня настроение с утра. Трудно запомнить? Для этого есть папки личных дел, а для текущего наблюдения мы предложили создать «Книгу передачи смен», которая используется до сих пор.
– И как такой контроль на практике помогает?
– Я сам наблюдал и восхищался, как начальник смены разговаривает с работницей. Ткачиха за смену должна обслуживать четыре станка — это тяжело, ответственно. Но часто бывает, что кто-то заболел, не вышел на работу. Станки простаивать не должны, поэтому их перераспределяют между работающими женщинами. Каждая из ткачих может отказаться взять на себя еще и пятый станок — имеет право! И тут мастер начинает с ней разговаривать «за жизнь»: поинтересуется, как дочка в техникуме учится, купил ли муж мотоцикл, на который копил, да еще добавит: «Счастливая ты, Катерина, хорошая у тебя семья!» Причем делает это достаточно тонко, без явного манипулирования. В итоге женщина добреет, «мягчеет» и соглашается на пятый станок. Получается, что руководитель должен знать даже такие детали, как факт накопления на мотоцикл в отдельно взятой семье подчиненных!
– Знать людей досконально — основа успешного управления, кто же спорит. А сам процесс мышления руководителей? Как и где вы его исследовали?
– Работали на Ярославском моторном заводе, на Рыбинском авиазаводе — сейчас это НПО «Сатурн», на Угличском часовом заводе «Чайка». Более десяти лет мы провели на Ярославском радиозаводе, там было удивительное взаимопонимание с директором Владимиром Марголиным. Он нас, психологов, сумел так замотивировать, что мы сменами работали не покладая рук, как заводчане.
– Угличский завод «Чайка» сегодня обанкрочен, корпуса закрыты, на ЯМЗ тоже не лучшая ситуация. А Ярославский радиозавод, напротив, работает вполне успешно, и профсоюзная организация у них считается самой сильной и влиятельной в регионе. Наверное, это факт тоже имеет отношение к вашим исследованиям и разработкам?
– Возможно. На радиозаводе мы как раз занимались исследованием мыслительного процесса, практического мышления руководителей. Обнаружили, что стандартными методами — фотографией рабочего дня, опросниками — нашу проблему нельзя увидеть воочию. Поэтому информацию об индивидуальном стиле мышления руководителя собирали буквально по крупицам, становились «тенью» людей, работу и мышление которых мы исследовали. Нас уже не замечали, мы были естественной частью интерьера цеха или кабинета. Узнали многое. Например, стиль одного начальника — тактичный, интеллигентный подход к своим подчиненным. Другой руководитель для решения проблемных ситуаций в цехе привлекает двух-трех наиболее авторитетных рабочих. В цехе, где работают преимущественно женщины, начальником назначен орел-мужчина, двухметровый красавец и летчик-отставник, который использует личное обаяние в производственных целях. В итоге собрали уникальный материал о способах решения множества практических задач — проблемных ситуаций, которые складываются в процессе работы предприятия. Мы эти данные систематизировали, оформили в виде лабораторного и тестового материала, и в результате получили множество дополнительных вариантов решения производственных проблем. Эти варианты выдавали в ответ на наш опросник другие испытуемые — руководители ярославских заводов и фабрик. Более того, наши испытуемые, когда мы с ними работали, начинали анализировать свою деятельность, следить за собой и неожиданно обращали внимание на многие ранее не учтенные факторы, которые могут помочь в работе. На основе полученного материала сформировали и внедрили систему обучения руководителей. Дошли даже до такого сложного психологического понятия, как «молчаливое знание» у опытных профессионалов, и нашли некоторые способы частично облекать его в словесную форму, чтобы учить других.

– Эта проблема — передача ценного профессионального опыта — актуальна, востребована сегодня на ярославских промышленных предприятиях?
– Да, это востребовано, и наша кафедра вновь получает запросы о проведении подобных исследований. Например, скоро мы начинаем проект исследования о возможностях передачи ценного профессионального опыта сотрудников на одном из ярославских предприятий лакокрасочной промышленности, поскольку люди, долгие годы работающие на производстве, действительно накапливают уникальные знания. Но поколение таких профессионалов постепенно уходит, а новичкам, молодежи у кого учиться? Вот нас и просят помочь осуществить эту задачу.
– Юрий Константинович, и все-таки в нашей беседе нельзя обойтись без вопроса об особенностях мышления современных ярославцев. Мы действительно кардинально отличаемся по стилю, образу мышления от поколения наших родителей, например?
– Можно мудро покачать головой и сказать, что люди всегда одинаковы, и ничто не ново. Но я за весь свой полувековой опыт преподавательской, научной работы могу выделить серьезное отличие: современные молодые люди, студенты, если им поручают написать текст, предпочитают не выстраивать его логически, придумывать, пусть даже с использованием готовой информации, а собирать, как конструктор, из готовых отрывков. Все же можно легко найти в интернете — зачем лишний раз заниматься творчеством, если есть готовые схемы, блоки, которые нужно всего лишь собрать вместе? И это, конечно, не способствует творческому развитию личности, развитию мышления. Так сегодня происходит практически во всех сферах человеческой деятельности: каждый человек волен выбрать из множества готовых схем поведения, в изобилии представленных в Интернете, на экране телевизора, вместо того, чтобы самостоятельно изобрести что-то свое. Плохо это или хорошо — судить будущим поколениям, но все-таки уже сегодня родителям нужно учить своих детей думать, анализировать, рассуждать и делать выводы. Иначе на готовых схемах мы можем заехать неизвестно куда.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости