Титульная страница
Лента новостей
Лента новостей
Сегодня
Политика
Общество
Бизнес
Культура
Сделано Русскими
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
Лента главных новостей
Русская планета
Титульная страница

Татарстан протестировал 112

Корреспондент «Русской планеты» побывала в центре по приему звонков единой службы спасения

Елена Коваленко
14 августа, 2013 23:43
3 мин

Казань. Сотрудник скорой помощи у мотоцикла Suzuki DL650, оборудованного всем необходимым для оказания первой медицинской помощи и реанимации. Фото ИТАР-ТАСС/ Алексей Насыров.

12 августа в России вступил в силу Закон о едином номере вызова экстренных и оперативных служб 112 на территории РФ. Это аналог американской службы спасения 911. Это означает, что, набрав эти три цифры, можно вызвать и спасателей, и медиков, и полицейских. Впрочем, номер был доступен раньше, но только с мобильных телефонов. Теперь звонить на 112 можно и с городских. Однако суть системы не в этом. Главная особенность в том, что, когда случается ЧП, человек не думает, специалистов какого профиля звать на помощь. Набрав 112, позвонивший описывает ситуацию, оператор за несколько минут составляет единую карточку ЧП, определяет, в обязанности каких экстренных службы входит ликвидация той или иной чрезвычайной ситуации, и оперативно передает эту самую единую карточку либо медикам, либо спасателям, либо полицейским, а может, и всем сразу.
Республика Татарстан в числе пилотных регионов, учитывая опыт которых, теперь будут внедрять единую службу спасения по всей стране. Что представляет собой «112», как работает единая служба и когда система начнет показывать местонахождение пострадавшего? Об этом корреспондент «Русской планеты» узнала в министерстве информатизации и связи Татарстана.
Все звонки, которые поступают на номер 112, попадают в единый колл-центр в Казани. В одну смену работают восемь диспетчеров. В день со всей республики сюда поступает больше 1,5 тыс. вызовов. Оператор принимает звонок и заводит единую карточку с информацией о ЧП, затем направляет в те службы, помощь которых требуется. Сократить ожидание позволяет то, что служба «112» в Татарстане работает в связке с системой ГЛОНАСС. Все транспортные средства ГИБДД, полиции, спасателей подлежат оснащению приборами спутникового слежения. Таким образом, сотрудник, ответственный за назначение бригады, видит, какой экипаж скорой помощи или пожарный расчет находится ближе всех к месту ЧП.
Кроме того, диспетчер знает, насколько быстрой была реакция служб, и получает информацию о том, как выполнена работа.
- Мы всегда знаем, какая служба как отреагировала. Это не для того, чтобы наказать кого-то, это для того, чтобы понять, что надо делать для улучшения работы, выявить недочеты, — рассказывает заместитель министра информатизации и связи Татарстана Анатолий Геллер.
В Татарстане на настоящий момент идет процесс отработки механизма определения местоположения абонента, обратившегося по номеру 112. Все зависит от того, сколько вышек базовых станций операторов находится поблизости к человеку, который вызвал службу. В городской местности этот показатель будет точнее.
- Мы очень давно работаем с операторами связи по поводу определения местоположения звонящего. С «большой тройкой», естественно, в первую очередь. Министерство связи России занимается этим вопросом. И мы ждем соответствующего норматива, — говорит заместитель министра татарстанского ведомства. — Уже сейчас мы можем определять местоположение звонящего совместно с оператором связи. Стоят, например, три вышки. Телефон звонит, определяется расстояние до каждой вышки и выводятся примерные координаты. На трассе, например, если поблизости только одна вышка, будет определен только вектор. Конечно, сложнее, но все же мы знаем расстояние до вышки, угол расхождения и, соответственно, знаем, в какой части искать человека. Это все в ближайшей перспективе. Пока в Татарстане эта работа с сотовыми операторами в тестовом режиме. Также стоит задача по определению местоположения абонента при отправке СМС на номер экстренных оперативных служб 112, что позволит обеспечить оперативный вызов экстренных оперативных служб, в том числе и для людей с ограниченными возможностями.
В июле на единый номер экстренно-оперативных служб 112 в Татарстане поступило 44 тыс. звонков и более 2 тыс. СМС. По словам главы МЧС России Владимира Пучкова, опыт работы системы «112» в регионах показал, что ее применение позволило сократить время оказания экстренной помощи на 25%. Через четыре года она, по плану правительства, должна заработать в 67 регионах России. В этом году на федеральную целевую программу о создании единого номера 112 для приема сообщений обо всех экстренных и чрезвычайных ситуациях выделено 20 млрд рублей. 130 млн ждет Татарстан. Эти деньги, как рассказали в Министерстве информатизации и связи, пойдут на создание самостоятельного специализированного центра обработки вызовов в Набережных Челнах.
Пока система функционирует в тестовом режиме, все же часть звонков жителей республики обрабатывается едиными дежурно-диспетчерскими службами муниципальных районов, а не в едином колл-центре. То есть звонок, который поступил из Бавлинского района, например, колл-центр принимает, но система «видит», что диспетчера, ответственного за район, откуда пришел звонок, пока нет. Поэтому перенаправляет его в местную единую дежурно-диспетчерскую службу. Там определяют, кого отправить на место ЧП: экипажи полиции, скорой помощи или другие службы.
Пока централизованный прием звонков в едином колл-центре осуществляется с территории Казани, Зеленодольского и Верхнеуслонского районов. К концу года планируется запустить систему во всех районах республики.
К слову, сотрудники центра обработки вызовов должны говорить на нескольких языках. Казанские диспетчеры могут поговорить не только с русско- и татароязычными гражданами, но и выяснить все подробности ЧП на английском, испанском и немецком языках. Кроме того, важна стрессоустойчивость.
- Бывает, звонят на грани суицида, — рассказывает начальник дежурно-диспетчерской службы 112 Рустэм Яхин, — наши сотрудники разговаривают, успокаивают до того момента, пока не приедут спасатели и медики. Диспетчерам 112 порой приходится оказывать психологическую помощь.
- Звонят, например, когда кто-то умер. Приходится успокаивать, разговаривать с человеком, — говорят специалисты службы спасения.
Тем не менее наблюдения показали, что население еще предстоит научить набирать три цифры вместо привычных 01, 02, 03 и 04. «112» нужна реклама. Впрочем, и двузначные номера никуда не денутся — до 2017 года работать будут обе системы. По мнению некоторых экспертов, лучше оставить и номер 112, и привычные способы вызова экстренных служб. Резервный вариант не помешает, несмотря на заверения создателей о высокой степени защиты от сбоев в работе системы.
темы
3 мин