Новости – Люди












Люди
«Так я называю тех, кто “свалил” из Рашки»

Фото: Валерий Шарифулин / ИТАР-ТАСС
В Челябинск из Москвы этапируют супругов Филимоновых, создателей компании «Частные инвестиции», обвиняемых в мошенничестве. Ущерб от него составил 1,5 млрд рублей, пострадали более 3,5 тыс. человек
4 марта, 2014 14:21
13 мин
В течение трех лет после того, как Константин и Светлана Филимоновы покинули Россию, их искал Интерпол — в отношении супругов было возбуждено уголовное дело по ч. 4 ст. 159 УК за совершение мошеннических действий, от которых пострадали более 3,5 тыс. жителей Челябинской, Курганской, Тюменской и Оренбургской областей.
Филимонова арестовали 12 июня 2013 года в Черногории около города Петровац. И этим же днем датирована блогерская запись на сайте «Эха Москвы», подписанная его именем. На личной странице автор называет себя «писателем, сценаристом, кинопродюсером, эмигрантом» и пишет в первом посте (орфография, пунктуация и синтаксис источника сохранены. — РП.): «Я эмигрант. Таких как я, называют «экономическими», то есть — бежавшими из России зарубеж от огульного обвинения в мошенничестве и невозможности доказать в российском суде обратное… Я не только «экономический», но еще и писатель. Да еще и практический психолог с двадцатилетним стажем. Может быть поэтому — в эмигрантской среде мой авторитет весьма высок, и «вальщики-неваляшки» идут ко мне за советом по тому или иному вопросу. Кто такие «вальщики-неваляшки»?.. Так я называю тех, кто «свалил» из Рашки, прежде чем его «завалили», и (или) не желая валить вековые сосны в живописной снежной Сибири. Кстати, сейчас в России усиленно муссируются слухи об амнистии по всем «экономическим статьям». И некоторые эмигранты наивно поверили в то, что Кремль отпустит им грехи, простит и примет «блудных сыновей». А я, хорошо знающий российскую историю, привожу оптимистам в пример «большевистскую замануху» с НЭПом. Сто лет назад предприниматели тоже поверили Кремлю, и достали из тайников всё то, что не изъяло ЧК при обысках, а потом…».
В начале и середине «нулевых» Константина Филимонова в Челябинске приглашали на телеэфиры, о нем писали местные СМИ. Тогда в интервью о покупке новой иномарки Филимонов заявил: «Мне жутко нравится слоган Hummer: “Прочь с дороги!”».
Поначалу Филимонов представлялся парапсихологом, затем занялся бизнесом, открыв бар «Бешеная собака» и финансовую компанию «Частные инвестиции». СМИ также сообщали, что Филимонов стал кинопродюсером и снимает в Москве фильмы.
Компания «Частные инвестиции» предлагала вкладывать деньги под 60% годовых. В 2009 году выплаты прекратились и 29 инвесторов выиграли суды. По этим решениям приставы должны взыскать с «Частных инвестиций» 15 млн рублей.
Осенью 2009 года Арбитражный суд Челябинской области начал процедуру банкротства «Частных инвестиций» и ввел в ней внешнее управление. В апреле 2010 года в отношении Филимонова возбудили уголовное дело по ст. 159 УК РФ – «Мошенничество». Его самого объявили в розыск. Через два месяца компания «Частные инвестиции» была признана банкротом.
В местной прессе тогда стали появляться разоблачающие статьи. В частности, в 2010 году в «Вечернем Челябинске» вышла заметка, автор которой был знаком с Филимоновым более 20 лет. В публикации раскрывались нюансы его биографии: начинал бригадиром кузовного цеха таксопарка, уже тогда отличаясь специфическими нюансами в поведении: изображал прорицателя, предварительно собирая о людях информацию, фантазировал о своем происхождении. Диплом о высшем образовании у Филимонова был фальшивый.
О своем впечатлении от Филимонова «Русской планете» рассказал Олег Московский, руководитель консалтинговой компании ООО «Московский мир», председатель подкомитета по управлению долгами в промышленности комитета по промышленному развитию Торгово-промышленной палаты России:
– Я знал, что он парапсихолог, и когда мы встретились первый раз, задал ему какой-то вопрос, чтобы выбить человека из его абсциссы. И понял, что никакой он не психолог. Если честно, он произвел на меня впечатление обычного быдловатого мошенника, приодевшегося в пиджак. Как общался, как держал руки, надувал щеки — все говорило об этом.
– Вы плотно занимались проблемами обманутых вкладчиков. Клиенты «Частных инвестиций» к вам обращались?
– Да, и немало. Эта пирамида позиционировала себя как элитная, и ее участники отличались от вкладчиков обычных потребительских кооперативов. Филимонов создал вокруг себя территорию личного доверия. Устраивал занятия по повышению финансовой грамотности, приглашал на них каких-то специалистов, которые рассуждали о Форексах, биржах, акциях. Люди приходили, слушали, понимали, что все на серьезном уровне. А Филимонов говорил: вкладывайте деньги в меня, вам не о чем беспокоиться, будем снимать фильмы, а потом их продвигать. Наделал каких-то фотографий и плакатов, где он с известными артистами. Причем, чтобы засветиться с этими «звездами», он обращался к агентам, а те, в свою очередь, его «разводили» на деньги, то есть, он платил гораздо больше, чем это стоило по прайсу. Он «разводил» здесь, а его там «разводили». По пятницам-субботам устраивал в своем ресторане «Бешеная собака» посиделки с вкладчиками. Причем те, кто заплатил больше, сидели ближе к нему, а остальные — на отдалении. Некоторых людей это тоже подстегивало. Играл на жадности, тщеславии, стремлении завести друзей. Многие даже брали по нескольку кредитов в банках — на миллионы рублей, чтобы принести их Филимонову. Он и сам их призывал к этому: не знаете, где деньги взять? Идите в банки, там дают под 20 процентов, а я у вас под 60 беру. Никто ничего не проверял, верили на слово. Как и большинство жертв пирамид. Я общался с его бывшим охранником, так он рассказывал, не стесняясь, что денег у них было столько, что чемоданами возили, не знали, куда их девать. Тех же артистов покупали за любую цену, какую скажут. Снимал фильмы, которые не имели никакой финансовой перспективы. При этом программы вложения денег, отдачи, возврата у него не было, он не знал, что с ними делать. Отчетов перед инвесторами не держал.
– И никто ничего не заподозрил?
– Как и в любой пирамиде, первое время 5-10 процентов вкладчиков что-то получали, чтобы можно было через сарафанное радио заманить новых людей. Но здесь была не просто пирамида, он пытался создать некий круг «своих людей». Выезжали на природу в палатках, праздники всякие, корпоративы. Люди ведь больше доверяют друг другу, если выпили вместе водки. Так и тут. Договорился о каких-то скидках в отелях Черногории, приехал, опять пыль в глаза пустил. А люди счастливы: о, мы все вместе поедем отдыхать заграницу! Но если вдруг кто-то задавал неудобные вопросы, он очень грубо это обрывал, а особо «активным» запрещал появляться в офисе и в ресторане. Очень многие попались на эту схему — в основном средний класс и даже выше. Были среди вкладчиков Филимонова и чиновники, и их дети, но они не афишируют эти факты, чтобы не выставлять себя в столь невыгодном свете.
– Вы наблюдали множество историй вкладчиков, лишившихся своих денег. По вашему опыту, чем кончится эта? Что будет с Филимоновым?
– Ситуации бывали разные, подчас руководителям финансовых пирамид давали по 5-6 лет. Но с Филимоновым история другая. Он напрямую деньги не брал, договоры подписывали наемные директора. Так что его будут судить как организатора. Возможно, дадут пару лет. Потом выйдет, будет жить на спрятанные деньги. Обычно когда пирамида валится, вкладчикам возвращается 3-5 процентов в течение 3-4 лет — и это все.
Несмотря на количество пострадавших, по гражданским искам к «Частным инвестициям» вынесено в Челябинской области лишь 10 решений. Об этом РП рассказал председатель совета Челябинской городской общественной организации «Правосознание» Алексей Бабин:
– В электронной базе Челябинского областного суда значится 10 решений по «Частным инвестициям», все они вынесены в пользу истцов. Электронная база службы судебных приставов показывает 19 исполнительных производств, но в основном — в пользу государственных органов. Соответственно, остальные, то есть подавляющее большинство вкладчиков этой структуры, будут признаны потерпевшими в рамках уголовного дела и им придется добиваться выплат этим путем. Они имеют право заявить гражданский иск в уголовном процессе и затем на основании приговора получат исполнительные листы, если, конечно, у обвиняемых или организации имеется какое-то имущество. Как минимум они имеют право требовать в суде то, что вложили, а теоретически — могут заявить в иске компенсацию за пользование чужими денежными средствами. Практика такова, что проценты могут взыскать, но в размере не более чем сумма основного долга. То есть если вложил 100 тысяч, то получишь не более 200.
Если Филимонова признают виновным в мошенничестве, но при этом окажется, что у него ничего нет или имущества подсудимого недостаточно, чтобы рассчитаться со всеми вкладчиками, у них будет шанс вернуть свои деньги через Федеральный общественно-государственный фонд по защите прав вкладчиков и акционеров. От его лица в регионе действует Главное управление по взаимодействию с правоохранительными и военными органами Челябинской области. Его начальник Сергей Соколов прокомментировал ситуацию «Русской планете».
– Сергей Владимирович, как обманутому вкладчику получить помощь государства?
– Ему нужно прийти к нам. Мы осуществляем прием документов для Федерального общественно-государственного фонда по защите прав вкладчиков и акционеров от жителей Челябинской области. Принимаем только оригиналы, которые подтверждают право гражданина на выплаты. Составляем списки, заверяем их и отправляем вместе с документами в Москву, где все перепроверяют, а затем осуществляют выплаты. В 2014 году мы приняли уже 41 человека, они получат деньги в этом квартале. В среднем сейчас обращаются по 3-4 человека в неделю. За последние годы поток снизился. Раньше посетители исчислялись сотнями — приходили даже те, кто пострадал от «Хопер-инвеста», который действовал в 1990-е годы. Сейчас в списке организаций, чьим клиентам Фонд выплачивает компенсации, 489 наименований, их количество растет, соответственно, количество обратившихся к нам может увеличиться тоже. В частности, за счет клиентов того же Филимонова.
– На что они могут рассчитывать?
– Им надо дождаться решения суда, сейчас ведь идет расследование уголовного дела. Люди могут подать гражданские иски в рамках этого производства. Насколько я знаю, в данном случае с обвиняемых есть что взять: недвижимость в Черногории, например. То есть какая-то часть пострадавших получит деньги таким способом. А те, на кого денег не хватит, получат деньги частично, а затем должны будут обратиться через нас в Фонд — но только когда фирму Филимонова внесут в список. Это произойдет лишь после вынесения судебного решения. Добавлю, что люди получают от Фонда ровно то, что вложили, без каких-либо компенсаций процентов.
– Вы как бывший сотрудник правоохранительных органов можете предположить, какое решение вынесет суд по делу Филимоновых?
– Сейчас в части экономических преступлений законодательство серьезно меняется — оно теперь ориентировано на стремление компенсировать потери пострадавших. Если преступник возместил материальный вред, наказание может быть менее жестким. И я считаю, что это правильно, потому что суровость наказания в данном случае не несет для потерпевших возмещения. Поэтому Филимонов, скорее всего, получит приговор в зависимости от своей готовности вернуть деньги.
– А если предположить, что он не захочет этого и официально на него оформлен какой-то минимум имущества?
– Даже в этом случае у правоохранительных органов, хоть они и не волшебники, имеются инструменты для поиска и возвращения имущества. Конечно, загадывать трудно, схема там непростая, мошенники предприняли серьезные усилия, чтобы обезопасить себя, но с учетом резонанса, я думаю, будет предпринято все возможное, чтобы пострадавшие получили свое полностью или хотя бы частично.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости