Титульная страница
Лента новостей
Лента новостей
Сегодня
Политика
Общество
Бизнес
Культура
Сделано Русскими
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
Новости
Титульная страница
Титульная страница

Уральские пирамиды

Какие памятники стоят на границе двух континентов
Владимир Лактанов
7 мин
Обелиск на горе Березовой. Фото: ural-nedvigimost.ru
Свердловская область расположена сразу в двух частях света — в Европе и Азии. Два века назад на ее территории установили первый пограничный обелиск, отмечающий границу между континентами. Сегодня демаркационных знаков в регионе более 20. Несуществующая в реальности граница между двумя частями Евразии настолько укоренилась в культуре, что теперь не менее реальна, чем географические пределы материков, а пограничные монументы стали символами самоидентификации уральцев. Однако туристов, которые хотели бы их увидеть, по-прежнему немного.
«Русская планета» собрала истории самых старых и известных обелисков с надписью «Европа-Азия» и выяснила, почему они до сих пор не стали памятниками культуры.
По российской историографии, ролью границы между двумя частями света Урал обязан историку и географу Василию Татищеву. Древние греки проводили ее по Черному морю, римляне — по Азовскому и Дону, арабы — по Волге и Каме. Европейские ученые в XVII–XVIII веках сместили этот рубеж намного дальше на восток — до реки Обь. И лишь Татищев в первой половине XVIII века прочно привязал «блуждающую» линию между Европой и Азией к Уральским горам и реке Урал.
– Татищев считал, что именно Уральские горы являются границей между Европой и Азией, он называл их своего рода соединительным шрамом на месте двух сошедшихся вместе континентальных платформ, — рассказывает корреспонденту РП кандидат геолого-минералогических наук Денис Шведов. — В подтверждение своих слов он приводил довод, что Урал является естественным водоразделом между двумя мировыми речными бассейнами. На любой карте отчетливо видно, что все реки слева от линии этого водораздела текут на запад, в бассейн Волги, а все реки справа — на восток, в бассейн Оби. Породы рыбы, которые встречаются в одних, нельзя найти в других. Также Татищев указывал на серьезные отличия в растительности западного и восточного склонов Урала. Он отмечал, что на западе во множестве встречаются дубы и орешник, а в Сибири их нет, зато широко распространены кедры.
Несмотря на совершенствование научных методов, появление новых теорий, в дальнейшем никому не удалось опровергнуть Татищева. Границей между двумя континентами навсегда остался Урал. Все последующие исследователи лишь уточняли местоположение этой невидимой линии и устанавливали памятные знаки в подтверждение своей правоты.
– В 1829 году по приглашению российского правительства немецкий географ и натуралист Александр Гумбольдт и минералог Густав Розе совершили путешествие из Перми до Екатеринбурга и впервые привязали пограничную линию к местности. Они с математической точностью определили, где она пересекает Сибирский тракт, — рассказывает корреспонденту РП историк Станислав Невмержицкий. — Там, в самом высоком месте тракта, на горе Березовой, в месте перевала с западного склона Уральских гор на восточный и был установлен первый памятный знак в обозначение границы между Европой и Азией. В 1937 году он был возведен местными горнопромышленниками возле деревни Теплица, которая теперь вошла в территорию нынешнего города Первоуральска.
Горнозаводчики выделили деньги на установку деревянной пирамиды не просто так: стык двух частей света пожелал увидеть наследник престола, великий князь Александр Николаевич — будущий император-освободитель Александр II. Он путешествовал по стране в сопровождении своего наставника — поэта Василия Жуковского, и счел нужным побывать на границе Европы и Азии.
В 1846 году деревянная пирамида была заменена на мраморную. А на ее вершине был укреплен двуглавый орел с российского герба.
– Есть десятки прочтений символики российской геральдической птицы, — поясняет корреспонденту РП культуролог Вадим Завадский. — Одна из наиболее популярных — одна голова орла символизирует собой Европу, другая — Азию. Объединенные общим телом, они наглядно демонстрируют, что российская империя неразрывно соединила эти две части света, расположившись на обоих континентах материка Евразия. На первом пограничном знаке было подчеркнуто именно это прочтение: золоченую птицу расположили таким образом, чтобы одна голова орла смотрела в сторону Европы, а другая — в сторону Азии.
На оборотной стороне памятника были высечены имена всех венценосных путешественников, которые почтили своим присутствием это место. Примеру Александра II последовали герцог Максимилиан Лейхтенбергский, муж дочери Николая II, и Великий князь Алексей Александрович. Правда, основной поток посетителей обелиска тех лет формировался не из сиятельных особ, а из каторжан, которые по Сибирскому тракту отправлялись на каторгу или в Сибирь. Возле обелиска, знаменующего прощание с Европой, принято было останавливаться и брать с собой горсть родной земли на память.
После революции обелиск на горе Березовой был разрушен одним из первых — новое рабоче-крестьянское правительство не собиралось вникать в символические тонкости. Уничтожали всех двуглавых орлов, которых отныне воспринимали исключительно как герб свергнутого дома Романовых. Но уже в 1926 году на том же самом месте был установлен новый знак, тоже в виде пирамиды — уже не мраморной, а из бетона, облицованного гранитом. И, разумеется, без орла на вершине и упоминания имен коронованных туристов — о том, что здесь бывал кто-то из царей, в советские времена ходили лишь смутные слухи среди местных жителей.
– Интересно, что в 1957 году неподалеку от первого пограничного знака, на той же горе Березовой был установлен второй, размером поменьше, — рассказывает Станислав Невмержицкий. — Его расположили у станции Вершина так, чтобы он был виден из окон проезжающих мимо поездов. Дело в том, что в Москве скоро должен был состояться VI Всемирный фестиваль молодежи и студентов, и многие делегации из Сибири, Дальнего Востока и стран Азии добирались в столицу СССР по железной дороге. Новый памятный знак, установленный без точной географической привязки, был адресован именно им.
В 90-е вокруг самого первого демаркационного знака развернулся коррупционный скандал. Группа ветеранов-афганцев из Первоуральска заключила с администрацией города договор на аренду самого обелиска и всей окружающей его территории. Со всех туристов и свадебных кортежей, которые хотели сфотографироваться у монумента, стали брать деньги. Возмущенные горожане долго и безуспешно пытались вернуть себе общегородское достояние. Обращения в местные и областные правоохранительные органы не помогали. Лишь после вмешательства прокуратуры Уральского федерального округа свердловчане получили право вновь бесплатно приближаться к обелиску на границе Европы и Азии.
Обелиск у деревни Кедровка. Фото: ural-nedvigimost.ru
Обелиск у деревни Кедровка. Фото: ural-nedvigimost.ru
В новом веке самому знаменитому пограничному знаку снова не повезло: если в XX веке его разрушили, то в XXI — переселили.
– В конце девяностых на этом месте собирались построить громадный комплекс по проекту уральского скульптора Константина Грюнберга. По размаху он мог соперничать с творениями Церетели, — рассказывает Станислав Невмержицкий. — Грандиозная композиция должна была объединить представления Азии и Востока об устройстве мира. Земной шар, опоясанный знаками зодиака, поддерживали бы слоны, черепаха и киты. А рядом стояли бы пьедесталы, на которых должны были оставлять отпечатки своих ладоней самые именитые посетители. Не знаю, к счастью или нет, но этот гипермасштабный проект не был реализован.
Вместо этого в 2008 году на месте простой гранитной пирамиды построили другой помпезный комплекс, с 30-метровой гранитной колонной, напоминающий Александрийский столп в Санкт-Петербурге. На ее вершине теперь вновь красуется золоченый двуглавый орел. Рядом установлена беседка для молодоженов, выкованная местными кузнецами. Она побывала на выставке в Париже, и так понравилась французам, что они попросили оставить ее городу. Однако уральцы не захотели расставаться с оригиналом, вернули его в Первоуральск, а для парижан изготовили дубликат. Правда, оценить художественные достоинства этого произведения очень сложно — беседка сверху донизу увешана замками, которые прикрепляют к ней новобрачные. Эти знаки вечной любви уже не умещаются на дереве желаний, специально для этого установленном рядом с нею.
А скромную пирамиду перенесли в сторону, на 150 метров ближе к автотрассе Екатеринбург-Первоуральск. Сегодня ее посещает не слишком много туристов — как, впрочем, и новый комплекс с колонной. У них появился серьезный конкурент.
– В 2004 году тогдашний мэр Екатеринбурга Аркадий Чернецкий пожелал иметь собственный пограничный знак в черте города, — делится Станислав Невмержицкий. — По его мнению, столице Урала не было никакого проку от монумента, установленного вдали от областного центра и в стороне от современной трассы на Москву. Поэтому было принято, мягко говоря, географически спорное решение: «перенести» условную черту между частями света на 50 км восточнее. Новый обелиск построили в пределах Екатеринбурга, на 17 километре Новомосковского тракта по проекту все того же Константина Грюнберга. Теперь там, на высокой скале красуется мраморный постамент с 4-метровой стелой и смотровой площадкой, в который заложены камни с крайних точек Европы и Азии — мыса Рока и мыса Дежнева. В результате, если верить этому знаку, часть рек азиатского бассейна оказалась в Европе.
Вторым в истории обелиском на границе двух частей света стал монумент, установленный на горе Кедровка, неподалеку от города Кушва, расположенного на территории Свердловской области. Поводом для его установки в 1868 году стал проезд через Урал Великого князя Владимира Александровича. Обелиск сделали по заказу золотопромышленников на пожалованные ими средства из чугунного литья в форме часовни с позолоченным гербом и куполами. Во время гражданской войны он был разрушен, и вновь восстановлен в 1970 годы силами энтузиастов из числа рабочих Нижнесалдинского металлургического завода. Разумеется, без царского герба на шпиле.
– Третий обелиск постройки XIX века был построен немного севернее Екатеринбурга, неподалеку от железнодорожных станций Европейская и Азиатская, — рассказывает Станислав Невмержицкий. — Его изготовили из рельсов, применявшихся при строительстве первой на Урале Горнозаводской железной дороги. Две одинаковые трехгранные пирамиды 6-метровой высоты были установлены по обеим сторонам от дороги в 1878 году. Вплоть до Октябрьской революции в их верхней части ночью горели керосиновые фонари.
Обелиск около станции Уржумка. Фото: ural-nedvigimost.ru
Обелиск около станции Уржумка. Фото: ural-nedvigimost.ru
Четвертый дореволюционный обелиск на границе Европы и Азии был установлен в 1892 году между городами Миассом и Златоустом, рядом с железнодорожной станцией Уржумка на территории нынешней Челябинской области. Четырехступенчатый столб с пирамидальным шпилем была построен по инициативе и проекту писателя и инженера Николая Гарина-Михайловского. Он сложен из тесаных кирпичей из уральского гранита, которые использовались при строительстве придорожных сооружений Транссибирской магистрали. Так ознаменовали завершение строительства этого участка Транссиба.
После этого новые обелиски на границе Европы и Азии на протяжении почти ста лет не устанавливали. Эта традиция возобновилась лишь в 70-е годы XX века и набрала силу в веке XXI.
Сейчас на территории Свердловской области установлено более 20 знаков, маркирующих границу между двумя частями света. Однако ни один из них не считается историческим памятником, а значит, не охраняется государством и не ремонтируется за счет бюджетных средств.
– Историческим памятником может быть признан монумент, который простоял в неизменном виде на одном месте не менее 40 лет, — поясняет Вадим Завадский. — Поэтому даже пограничный знак на горе Березовый, первый и самый знаменитый, не относится к этой категории, поскольку был разрушен, восстановлен в 1927 году, а затем вновь реконструирован.
Возможно, когда-нибудь историческими памятниками будут признаны демаркационные знаки, установленные на территории Свердловской области в XX веке. Среди них встречается немало интересных. Так, неподалеку от поселка Уралец в 1961 году была возведена 6-метровая колонна. На ее вершине красуется спутник и корабль «Восток» — память о Юрии Гагарине и первом полете в Космос. А под Новоуральском есть знак с изготовленным местными энтузиастами солнечными часами. Обидно, что и они, как дореволюционные обелиски, будут разрушаться без присмотра, поскольку не состоят на балансе ни у одного учреждения.
– В цивилизованных странах понимают, какой интерес для туристов представляют собой любые географические границы, — сетует в разговоре с корреспондентом РП историк Вадим Винер. — В Эквадор каждый год специально приезжают тысячи людей, чтобы одной ногой встать в северном, а другой — в южном полушарии. Английский Гринвич посещают, чтобы увидеть долготный меридиан, Прагу — чтобы сфотографироваться с выложенным в брусчатке «пражским» меридианом. Сотни знаков отмечают Северный полярный круг, тропики Рака и Козерога. Стамбул зарабатывает немалый капитал на статусе города, расположенного сразу на двух континентах. Мест через Босфор, который, кстати, построил сын Александра Керенского, ежегодно пересекают миллионы желающих похвастаться, что были на границе Европы и Азии. А у нас есть возможность привлечь не меньше туристов, которые захотят побывать на уральской границе двух частей света, но мы почему-то ничего для этого не делаем. На обелиски, которые могли бы приносить региону большие деньги, мы не хотим потратить и копейки.
темы
Новости партнеров
Реклама
Реклама
7 мин