Титульная страница
Лента новостей
Лента новостей
Сегодня
Политика
Общество
Бизнес
Культура
Сделано Русскими
Личные связи
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Запрещенные организации
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
Лента главных новостей
Русская планета
Титульная страница

Свалка деревянного зодчества

Выживет ли одна из главных этнографических достопримечательностей города

Елена Коваленко
6 августа, 2013 14:36
3 мин

Баня. Музей деревянного зодчества. Фото: Сергей Жульев.

Когда-то популярный среди нижегородцев и гостей города Музей деревянного зодчества отмечает 40-летний юбилей в аварийном состоянии. Практически все экспонаты находятся на грани разрушения и доступны к осмотру лишь снаружи, а финансирование фактически прекратилось пять лет назад.
Памятник закрыт. Фото: Сергей Жульев.
Попадая в Музей деревянного зодчества на Щелковском хуторе (Музей архитектуры и быта народов Нижегородского Поволжья), ощущаешь себя в некой исторической и природной резервации, несмотря на то что находится это место всего в двадцати минутах езды на машине от центра города. Здесь на 36 гектарах территории городского лесопарка еще в 1969 году под руководством архитектора Ю.Г. Самойлова начали создавать проект уникального архитектурного ансамбля, в котором было решено собрать наиболее интересные образцы деревянного зодчества Нижегородчины. В июне 1973 года музей был открыт, экспозицию составили более десятка старинных построек севера Нижегородской области: дома, церкви, амбары, колодцы. Наиболее ранним строением была и остается по сей день Покровская церковь из Городецкого района (1672 год), в то время как остальные здания относятся к XVIII и XIX векам. Спустя три года после открытия музей стал известен на всю страну, когда в его декорациях были сняты фрагменты фильма Леонида Хейфеца «Вишневый сад», а затем проходили натурные съемки таких фильмов, как «Жизнь Клима Самгина», «Сибирский цирюльник» и «Дети Арбата». 15 лет назад на территории архитектурного заповедника стали проводить архитектурно-этнографические праздники, начал действовать клуб исторической реконструкции, но, несмотря на все это, последние годы стали временем упадка для одной из главных достопримечательностей Нижнего Новгорода.
Дом Обухова. Фото: Сергей Жульев.
Согласно распространенному суеверию, 40-летний юбилей праздновать нежелательно, но, проигнорировав данную традицию, в июне этого года руководство Нижегородского историко-архитектурного музея-заповедника, филиалом которого является Музей деревянного зодчества, объявило о том, что отмечаться юбилей все же будет. К празднику было приурочено несколько мероприятий: 22 июня на территории музея отметили Троицу, 30 июня провели межрегиональный фестиваль клубов военно-исторический реконструкции «Щит и меч», помимо этого, организовали выставку глухой домовой резьбы в фотографиях экспедиций 60-х годов. Назвать последнее полноценной выставкой получается, конечно, с трудом: на первом этаже одного из домов демонстрируется несколько десятков фотографий и несколько образцов самой резьбы. К тому же очевидно, что юбилей музея и все эти мероприятия — очередная попытка руководства обратить внимание общественности и городских властей на то, что в данный  момент практически все строения находятся в крайне плачевном состоянии.
Полностью открыт для посещения туристами лишь один дом — изба Обухова. Доступна и небольшая часть дома Павловой (как раз там и проходит в данный момент фотовыставка), однако в доме не так давно рухнула крыша и разрушилась часть сруба. Таким образом, один из наиболее интересных объектов музея, возможно, скоро целиком будет закрыт на неопределенный срок. Срочного ремонта требует и уникальный объект — мельница-столбовка. Лопасти у нее разрушены, и вообще подобраться к ней довольно трудно: дорожка практически заросла, но главное — у единственной в своем роде мельницы, какие строили только в Нижегородской области, от сырости обвалилась крыша, и теперь под угрозой находится сам вращательный механизм. Стоит сказать, что за исключением небольшой площадки рядом с кассой у входа в музей разруха налицо везде.
Дом Павловой. Фото: Сергей Жульев.
Несмотря на летние каникулы и совсем не жаркую погоду, музей словно работает персонально с каждым посетителем. Мы были почти час, и за это время не пришел никто. Входной билет для взрослого стоит всего 60 рублей. Очевидно, что зарабатывать самостоятельно музей не в состоянии, и редкие мероприятия ситуацию изменить не могут. Формально на территории находятся два кафе: одно — открытое летнее, используется оно как раз во время праздников, а другое — в основательном кирпичном здании у самого входа, его не так давно построил один из предпринимателей города, но, как заявила кассир, «дело не пошло».
В будний день в огромном музее работают всего три человека. Сотрудники головного офиса, расположенного в Нижегородском историко-архитектурном музее, от каких-либо комментариев по телефону отказались, заявив, что весь персонал скован должностными инструкциями, согласно которым никто из них не имеет права общаться с прессой без разрешения начальства.
Покровская церковь (Кстовский район). Фото: Сергей Жульев.
Более подробную «экскурсию» по бедам Музея деревянного зодчества провел охранник, рассказав корреспонденту «Русской планеты» о том, что ключевая проблема — финансирование. По его словам, «за последние пять лет от Министерства культуры музей не получил ни копейки». Что касается столь серьезного контраста между недавно отреставрированной богемной усадьбой Рукавишникова и разрушенным Музеем зодчества (филиалами одного и того же музея), то тут все дело в том, что здание бывшего краеведческого музея (усадьба) в последнее время все больше служит коммерческим целям. Залы за немалые деньги сдают под свадьбы и прочие торжества, а самого музея, каким он был несколько десятилетий назад, по сути, уже и нет.
Один из амбаров. Фото: Сергей Жульев.
Многие из этих древностей вряд ли уже удастся спасти, даже если представить, что деньги на капитальный ремонт будут выделены. С каждой зимой уникальные сооружения будут все ближе к «точке невозврата». Нижегородская область настолько богата шедеврами деревянного зодчества, что определенные экспонаты можно снова привести из районов, как это было сделано в начале 70-х. Но пока понятно лишь то, что для Музея архитектуры и быта народов Нижегородского Поволжья сороковой день рождения и вправду грустный праздник.
темы
3 мин