Новости – Титульная страница












Титульная страница
«Краны, конечно, падают»

Фото Кирилл Чаплинский/ИТАР-ТАСС
Строительная техника вновь обрушилась на жилые постройки в Воронеже
4 октября, 2013 14:13
3 мин
В Воронежской области участились аварии башенных кранов. Первая за этот год авария, по данным Верхне-Донского управления Ростехнадзора, произошла 18 февраля в Воронеже на улице Хользунова (Северный район), в результате чего два человека получили тяжелые травмы. 22 июня на площадке строительства Нововоронежской АЭС-2 башенный кран задел одну из построек и сломался. Тогда никто не пострадал. А в прошлом месяце произошло целых два несчастных случая: 12 сентября на улице Курчатова, что в Советском районе, у крана загорелась кабина. Пострадавших не было. Буквально на днях, 30 сентября, в частном секторе на улице Ивана Туркенича (Коминтерновский район) провалился в грунт 60-тонный кран. Он разрушил летнюю кухню на территории соседнего двора и пробил крышу дома. По счастливой случайности, на момент обрушения в доме никого не оказалось.
Ростехнадзор установил причины первых двух инцидентов. К аварии 18 февраля привели «подъем груза, превышающего грузоподъемность крана», а также «применение грузового и вантового канатов, имеющих неудовлетворительное состояние, утративших необходимые прочностные свойства». Практически то же самое наблюдалось и 22 июня, с той лишь разницей, что «необходимые прочностные свойства» утратил уже стреловой канат. Это технические причины.
Но были и организационные причины: в обоих случаях присутствует «неудовлетворительное осуществление производственного контроля». А в каждом отдельном эпизоде то «бесконтрольность со стороны ответственных специалистов за техническим состоянием» и «несоблюдение требований безопасности», то «ненадлежащее исполнение должностной инструкции», то «формальный осмотр грузоподъемной машины перед началом рабочей смены».
Инцидент 30 сентября произошел при строительстве коттеджа. Жители улицы Туркенича говорят, что фундамент дома строители возвели на месте, где не так давно была огромная лужа. А с началом стройки трясину засыпали песком, что привело к понятным результатам: техника строителей провалилась в нетвердый грунт.
– Под кран должны были положить плиты, но их почему-то не положили, — подтвердил корреспонденту «Русской планеты» сотрудник компании, которая занимается испытанием и расчетом строительных элементов.
Рабочие, как и следовало ожидать, оказались неразговорчивы: добиться от них каких-либо комментариев или узнать название фирмы, проводившей работы, корреспонденту «Русской планеты» не удалось. Хозяева пострадавшего дома также отказались комментировать случившееся. Корреспонденту «Русской планеты» они заявили, что «это бесполезно» и «никакой пользы от этого не будет». Истинные причины инцидента установят правоохранительные органы и определят, кто возместит ущерб жильцам пострадавшего дома.
– Краны, конечно, падают. И даже если это происходит вдалеке от жилых зданий, закон наказывает виновных, — сказал корреспонденту «Русской планеты» Юрий Калинин, доцент кафедры транспортных машин ВГАСУ. — Но дело в том, что кран всегда должен стоять вблизи строящегося здания, и тут ничего не поделаешь.
По словам Калинина, если кран повредил другое здание, не имеющее отношения к строительству, то надо смотреть, как была подготовлена площадка. Необходимо изучить проект установки крана, и определить, отвечал ли он требованиям безопасности.
Как сообщают в Ростехнадзоре, по результатам расследования причин аварии на строительстве Нововоронежской АЭС-2 «комиссия предложила ряд мероприятий, направленных на предупреждение подобных случаев». В частности, «к административной ответственности привлечены работники организации-владельца крана». Но, судя по всему, эти меры распространялись только на отдельно взятую строительную площадку — ведь после 22 июня в области упали еще две грузоподъемные махины.
Визуально большинство кранов расположено в опасной близости от скопления пешеходов и автомобилей — точечная застройка идет полным ходом. Например, на остановке «улица Куцыгина» стрела крана при повороте нависает прямо над проезжей частью. Впрочем, как рассказал корреспонденту «Русской планеты» Калинин, если стрела пустая, то она может заходить в пешеходную зону.
– Но груз через эту зону проносить ни в коем случае нельзя, — уточнил он, — а на кране должны стоять ограничители угла поворота.
На остановке «Площадь Заставы» кран также стоит в нескольких метрах от дороги. Если упадет — мало не покажется. К тому же, на участке дороги, что прилегает к стройке, ежедневно образуются пробки. Так что формулировка «никто не пострадал» вряд ли будет фигурировать в отчетах в случае ЧП.
Корреспондент «Русской планеты» решил узнать, существуют ли какие-нибудь СНиПы, регламентирующие положение подъемных кранов относительно оживленных мест. Юрий Калинин рассказал, что общих положений в этом вопросе нет. Таковые есть только по отдельным проектам.
– Должен быть сделан проект установки крана, который потом согласовывает Ростехнадзор, — пояснил доцент кафедры транспортных машин. — Эта служба с позиции безопасности должна подтвердить, что кран подобран правильно и может выполнять свою работу.
4 июля Владимир Путин подписал федеральный закон, касающийся проведения экспертизы промышленной безопасности. Согласно документу, согласовывать с Ростехнадзором заключение такой экспертизы теперь необязательно, поскольку «данное требование на практике выступало необоснованным административным барьером и служило источником дополнительных финансовых расходов для бизнеса». Теперь заключения экспертизы достаточно включить в специальный реестр «без оценки их содержания». Ведет реестр Ростехнадзор, а использовать заключение можно с момента внесения записи в реестр. Федеральный закон вступил в силу со дня его официального опубликования, однако основная часть его положений вводится в действие с 1 января следующего года.
– Вся Европа уже приняла эти нормативы, но они не сработают применительно к нашему менталитету, — заявил корреспонденту «Русской планеты» источник, занимающийся испытанием и расчетом строительных элементов. — У нас всем все до лампочки. Все последние аварии кранов были как раз из-за этого. То болтов нет, то канаты не затянуты, то люди сидят под механизмом… Человеческий фактор.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости