Титульная страница
Лента новостей
Лента новостей
Сегодня
Политика
Общество
Бизнес
Культура
Сделано Русскими
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
Новости
Титульная страница
Титульная страница

Стартап для сельской местности

Как Якутия стала российским передовиком по бизнес-инкубаторам в деревне
Владимир Лактанов
3 мин

Фото: портал ГБУ «Бизнес Инкубатор Республики Саха (Якутия)»

За последнюю неделю в Якутии открылось сразу два бизнес-инкубатора: 24 декабря в Балыктахе, а ровно неделей позже, в самый канун Нового года, в Ытык-Кюеле.
Такие точки роста бизнеса в России существуют почти 20 лет, федеральные программы поддержки малых предприятий и обучения бизнес-инкубированию действуют тоже не первый год. Но во многих регионах сами инкубаторы только-только встали на ноги в крупных городах, а Ытык-Кюель и Балыктах — села. В первом чуть больше 6 тыс. жителей, а во втором – около 700 человек. Тем не менее, там и там созданы места для семи резидентов — малых предприятий, а на поддержку каждого из бизнес-инкубаторов на ближайший год будет выделено около 4 млн рублей.
В целом по Якутии на сегодняшний день бизнес-инкубаторы работают в 14 населенных пунктах (еще в пяти строятся), и только шесть из них — города. Как северный регион оказался в передовиках поддержки стартапов и что дает резидентство в подобных структурах малым предприятиям, выясняла «Русская планета».
Бизнес-инкубатор — это структура, участники которой на три года получают льготное помещение в аренду и уроки ведения своего дела от самых разных специалистов. На резидентство в бизнес-инкубаторах могут рассчитывать молодые предприятия, работающие меньше года. Продавать можно все что угодно, от веб-дизайна до сувениров из конского волоса — главное, представить адекватный бизнес-план. Ну, и в целом убедить конкурсную комиссию, что проект жизнеспособный и перспективный.
Как рассказал нашему изданию Максим Карбышев, генеральный директор ГБУ «Бизнес-инкубатор Республики Саха (Якутии)» и директор бизнес-инкубатора Якутска, в регионе действуют сразу две программы по созданию и поддержке таких структур.
– Первая — с привлечением федеральных средств. По ней организуются крупные, площадью от тысячи квадратных метров, бизнес-инкубаторы, и в них к резидентам предъявляются довольно строгие требования, — уточняет он. — И вторая программа — республиканская. По ней как раз и создаются сельские бизнес-инкубаторы. Там, конечно, подход и к помещениям, и к резидентам иной. Например в каждом из бизнес-инкубаторов, открывшихся на днях, предприятия расположатся на площадях в пределах 200 кв. метров. В основном это предприниматели, занимающиеся мелкоштучным производством, развитием народных промыслов, бытовыми услугами, благоустройством. И в данном случае самое главное — поддержать людей, их интересные инициативы, создать рабочие места на селе. Хочу особо подчеркнуть, что сельских бизнес-инкубаторов нет больше нигде в России, подобная программа действует только у нас.
Ювелирная компания ЭГЭЛГЭ тоже была резидентом бизнес-инкубатора Якутска. Фото: портал ГБУ «Бизнес Инкубатор Республики Саха (Якутия)»
Ювелирная компания ЭГЭЛГЭ тоже была резидентом бизнес-инкубатора Якутска. Фото: портал ГБУ «Бизнес Инкубатор Республики Саха (Якутия)»
Как рассказывает Максим Карбышев, по решению руководства республики собственные бизнес-инкубаторы должны появиться во всех без исключения муниципалитетах. Всего их будет 35. Первым был создан бизнес-инкубатор в Якутске. Причем первым не только в республике, но и на всем Дальнем Востоке.
– В 2016 году бизнес-инкубатору Якутска исполнится 10 лет, — продолжает Карбышев. — Через него прошло порядка 130 проектов, в Якутске предприятия-резиденты создали более 100 рабочих мест. Отрасли самые разные: информационные технологии, народные промыслы, создание инновационных материалов, бытовые услуги. Выживаемость проектов у нас достигает 86%: то есть и при работе в качестве резидентов, и затем, уже после выхода на рынок, именно столько предприятий делают успешный бизнес. И это очень высокий показатель. Вообще считается, что если из 10 стартапов выживает один, то это уже хорошо.
– Наша компания в свое время выиграла конкурс в основном потому, что мы в нашем городе Нерюнгри единственные занимались художественной вышивкой, тем более на таком уровне, — рассказывает РП Анна Заусаева, владелица фирмы «Мулине», ставшей одним из первых выпускников якутского бизнес-инкубатора. — Мы ведь работаем и руками, и на машинках, и компьютерной вышивкой занимаемся. Используем нити всех видов, разную технику, создаем настоящие вышитые картины. В общем, представили мы план, убедивший комиссию, что дело у нас пойдет. Чем нам реально помог бизнес-инкубатор, так это информацией, общением с опытными консультантами, пониманием того, как вести и продвигать бизнес. Если бы мы сидели в своем офисе, ничего подобного бы не узнали.
При этом, говорит Анна, на третий год в инкубаторе она оплачивала недешевую аренду, сравнимую с городской. Но это не столь важно для нее: «Как говорится, за науку спасибо».
А вот Владиславу Федорову, директору компании «Техэнерго», нынешнего резидента бизнес-инкубатора, важен именно финансовый аспект. Фирма занимается развитием энергосберегающих технологий, и необходимые площади могли обойтись молодой компании слишком дорого, если бы не бизнес-инкубатор.
– У нас серьезные льготы по платежам за аренду, за электричество и «коммуналку», вплоть до нулевой ставки по некоторым пунктам, — рассказывает РП Федоров. — И за те три года, которые мы проведем в бизнес-инкубаторе как резиденты, это сильно поможет нашей компании. Ну и, конечно, консультации разного рода — тоже. Мы участвуем в семинарах, тренингах, учимся не только выпускать продукцию по своему профилю, но и вести бизнес.
Максим Карбышев уточняет: в республиканском бизнес-инкубаторе сформированы единые стандарты работы с резидентами. И применяются они ко всем без исключения предприятиям.
– Речь идет о пошаговой работе с бизнесом, от обдумывания идеи до вывода готового продукта на рынок и его последующего продвижения, — объясняет он. — Предприниматели у нас получают полный пакет услуг по сопровождению бизнеса: консалтинг, поиск кадров, маркетинг. Ведь важно не только создать интересный новый продукт, но и сделать его востребованным. И не имеет особого значения, что это — пошив традиционной меховой одежды или IT-технологии — и где именно развивается бизнес, будь он в городе или селе. По большому счету, законы его развития везде одинаковы.
Одновременно самый крупный в республике бизнес-инкубатор Якутска может принять 28 резидентов. При этом конкурс достигает семи претендентов на место. Такая популярность объясняется тем, что специалисты бизнес-инкубатора стараются рассказать о нем и привлечь в него не только опытных бизнесменов, но и вообще всех, кому это было бы интересно. Временно безработных, тех же сельчан, студентов и даже школьников. В планах у его руководства — создать в 2016 году в регионе широкую сеть школьных инкубаторов, где развивать и продвигать свои проекты будут одаренные дети.
темы
Новости партнеров
Реклама
Реклама
3 мин