Титульная страница
Лента новостей
Лента новостей
Сегодня
Политика
Общество
Бизнес
Культура
Сделано Русскими
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
Новости
Титульная страница
Титульная страница

Горькие годы

Стали ли челябинцы меньше пить за пятилетку высоких цен на водку и других ограничений

Владимир Лактанов
3 мин

Фото ТАСС / Валерий Шарифулин

С 1 февраля цена бутылки самой дешевой водки в России снизилась с 220 до 185 рублей. Последние пять лет цены на алкоголь в России только росли. Предпринимались и другие меры, направленные на борьбу с пьянством: например, с 2006 года на территории Челябинской области ограничено время розничной продажи алкогольной продукции с 23.00 до 7.00. «Русская планета» выясняла, стали ли жители Челябинской области меньше пить за годы ценовых и прочих ограничений.
Все опрошенные корреспондентом РП эксперты говорят: не стоит надеяться, что побороть алкоголизм помогут временные ограничения на продажу алкоголя в торговых сетях. К тому, что после 23.00 легально купить водку нельзя, челябинцы приспособились давно.
– Пик продажи спиртного у нас приходится на 7–8 часов, когда его покупают, возвращаясь с работы, — говорит продавец магазина «Магнит» Ирина Плещеева. — Потом очереди выстраиваются еще раз, примерно в 22:30. Раньше «за добавкой» шли постепенно. Теперь приходят одной волной, перед закрытием, и берут впрок. Нервничают, что не успеют купить, поэтому к этому времени у нас работает больше касс. Если не сможем кому-то пробить чек из-за того, что он простоит в очереди, гарантированно будет скандал. Это знаем не только мы, но и покупатели, поэтому людей с бутылками в руках пропускают вперед. Причем перед закрытием покупают намного больше, чем раньше.
– Крупные торговые сети ведут себя добросовестно: им есть, чем рисковать. А вот купить бутылку водки в павильоне или магазинчике у дома по-прежнему можно, сколько бы мы ни проводили проверок, как бы ни штрафовали, — объясняет представитель регионального отделения общественного движения «Трезвая Россия» Владимир Кологривов. — Если ты регулярно покупаешь спиртное в одной и той же точке, то продавцы со временем включат тебя в «программу лояльности», бонус в которой — возможность купить алкоголь в ночное время. Чужаку не продадут, чтобы не попасться, а постоянному клиенту — пожалуйста. До вступления в силу ограничений на продажу алкоголя по типу магазина торговля приносила владельцам нестационарных торговых точек до 40–50% прибыли. Потом треть предпринимателей Челябинской области сдали свои свидетельства, потеряв возможность торговать водкой и пивом. Но остальные-то остались и зарабатывают! Конечно, не все, однако значительная часть из них не отказалась от запрещенной торговли спиртным. Иначе зачем магазину работать круглосуточно? Доходами от продажи газировки и конфет ночью зарплату ночного продавца не отобьешь.
Введение минимальной цены на бутылку водки мотивировалось как мера по борьбе с контрафактной продукцией. Но на статистику отравлений это никак не повлияло. Как сообщили «Русской планете» в пресс-службе Роспотребнадзора по Челябинской области, количество отравлений алкоголем в регионе неуклонно растет. Так, если в I квартале 2012 года от контрафактного спиртного умерло 3 человека, а в I квартале 2013 года — 9, то в этот же период 2014 года — уже 12. Алкоголь по-прежнему лидирует среди причин отравлений, опережая медикаменты, бытовую химию и некачественные пищевые продукты. Причем на двух отравившихся мужчин приходится одна пострадавшая женщина.
Рост числа отравлений контрафактным алкоголем подтверждают и данные, которые сообщили корреспонденту РП в Министерстве здравоохранения Челябинской области. В 2011 году с отравлениями химической этиологии было госпитализировано 3597 человек, 97 из них скончались. В 2012 году по тем же причинам попали в больницы 3649 человек, умерло 83. В 2013 году статистика снова подросла: госпитализировано было 3624 человек, с летальным исходом — 132.
Рост отравлений спиртными напитками сопровождается остановкой региональных производств.
– Последние пять лет в Челябинской области наблюдается тенденция снижения производства алкогольной продукции. По сравнению с 2009 годом, к 2014 году производство коньяка сократилось на 65%, водки — на 19,3%, — сообщила «Русской планете» руководитель территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Челябинской области Надежда Колотова. — Наибольшее сокращение объемов производства произошло в 2014 году. По сравнению с 2013 годом выпуск коньяка на территории Челябинской области уменьшился на 39,2%, выпуск водки сократился на 53,2%.
На Южном Урале уже несколько лет остаются законсервированными спиртзаводы Тюбукский, Петропавловский, Челябинский ликеро-водочный завод.
Сторонники дорогой водки в качестве главного аргумента в свою пользу приводят статистические данные о снижении объемов продаж алкоголя на территории Челябинской области.
– В 2010 году среднестатистический житель Челябинской области приобретал в магазинах 11,1 литра алкогольных напитков. К 2014 году он стал покупать всего 7,8 литра спиртного в год, — подтверждает Надежда Колотова. — Продажи водки за пять лет снизились почти в два раза. В 2010 году жители области приобрели в торговых сетях 4152 тыс. декалитра водки, а в 2014 году — всего 2309 тыс. декалитров.
Однако то, что челябинцы стали меньше покупать водки в магазинах, не говорит о том, что они стали меньше пить.
– Мы все время слышим победные реляции, что, мол, производство водки снижается, продажи падают, — говорит врач-нарколог высшей категории Дмитрий Сидоренко. — Хотелось бы, чтобы так и было, но мы этого не видим. К нам поступает столько же пациентов с тяжелыми состояниями, что и раньше. Ничего не изменилось. Хотя нет, определенное изменение есть. Мы стали чаще фиксировать случаи тяжелых когнитивных расстройств, сопровождающихся поражением префронтальных областей головного мозга.  Я не могу утверждать наверняка, что это связано со злоупотреблениями спиртом с превышенным содержанием метилена, но это могло бы объяснить ситуацию. К сожалению, мы не располагаем достаточно обширной статистикой, чтобы уверенно заявить о тенденции перехода на употребление алкогольных напитков низкого качества.
темы
Новости партнеров
Реклама
Реклама
3 мин