Новости – Люди












Люди
Никто не застрахован

Обеспечение жильем пострадавших от наводнения обошлось краю в 3,2 млрд рублей. Фото: сайт ГУ МЧС России по Хабаровскому краю
Стали ли хабаровчане активнее страховаться от наводнений
22 августа, 2014 09:24
5 мин
18-19 августа в хабаровских СМИ появились сообщения, что в крае становится популярным агрострахование. Если в прошлом году, когда произошло наводнение, в регионе не было ни одного застрахованного хозяйства, то сейчас их уже десять. Как в действительности изменилось отношение к страховым услугам у владельцев имущества и урожая, выясняла корреспондент «Русской планеты».
– Поначалу нам приходилось искать тех, у кого есть возможность застраховать фермеров. После прошлогоднего наводнения все наши местные филиалы страховых компаний потихоньку ушли в сторону от этой услуги. Мы даже отдали документы в одну из них, но страховщики нашли причину отказаться, — рассказывает РП начальник отдела развития отраслей растениеводства, химизации и защиты растений краевого Минсельхоза Александр Никуленко. — И это понятно, так как компаниям невыгодно работать с нашими аграриями: много шансов наступления страхового случая. Ситуация выправилась, когда мы уже в июне вызвали представителей из Москвы. Тогда на совещании две компании все же изъявили желание сотрудничать с нами.
Две компании — это «Россельхозбанк-Страхование» и ЗАО «Макс». Все 10 договоров, заключенные хозяйствами на данный момент, принадлежат именно РСХБ. При наступлении страховых случаев аграрии получат в совокупности порядка 81 млн рублей. А с «Максом», по словам Никуленко, взаимодействие пока не наладилось: специалисты этой компании по агростраховке работают не ближе, чем в Приморье, а хабаровский офис открылся буквально недавно.
Но когда краевое правительство нашло страховщиков, дальше пришлось искать клиентов для них. Ожидаемая площадь застрахованных посевов, по прогнозам Минсельхоза, в этом году составит только 11% аграрных угодий края. Так что страховой бум здесь — понятие относительное.
– В позапрошлом году два хозяйства застраховались, и у них обоих наступили страховые случаи. Но компенсации за понесенный ущерб им так и не выплатили, — говорит Александр Никуленко. — Поэтому фермеры не испытывают доверия к страховщикам. Сейчас, конечно, агропроизводители зачастую вынуждены брать страховку: без нее не дают кредиты на развитие бизнеса. К тому же мы агитируем за плюсы страховки, стараемся выбрать надежные компании и поддержать хозяйства. Мы работаем на основании 260 ФЗ «О страховании сельскохозяйственных посевов с господдержкой», согласно которому 50% страховой премии при заключении договора оплачивает администрация края.
Со страхованием с господдержкой тоже не все так просто. Страховой случай, подпадающий под закон, формулируется как «переувлажнение почв». В сентябре прошлого года на Дальнем Востоке хозяева даже тех утонувших хозяйств, которые были застрахованы, стали получать отказы в выплатах: с юридической точки зрения, «наводнение» и «переувлажнение почв» — не одно и то же. Тогда вмешался президент Владимир Путин: он призвал страховщиков «не скатываться на позиции формализма» и все-таки компенсировать ущерб. Юристы в тот момент говорили: если бы не такое резонансное событие и прямое указание от первого лица государства, большинство компаний аграриям бы отказали.
Страх невыплат — основная причина, по которой хабаровчане не спешат нести деньги в страховые компании. Это касается не только фермеров, но и, в той же мере, владельцев офисов и квартир.
– Зачем я буду отдавать большую сумму в какую-то компанию? — возмущается Оксана Семичастнова, жительница острова Большой Уссурийский. — У них есть понятие «форс-мажор». К ним относится и природный катаклизм, вроде наводнения. Обычно они страхуют от пожара, грабежа — того, что не факт, что и случится. А чтобы получить страховку от наводнения, которое у нас более вероятно, чем грабеж, как ни странно, нужно внести большой взнос, и еще не факт, окупится он или я просто потеряю эти деньги. Вдруг наводнения не будет? Вдруг меня затянут в долгие судебные разборки, и каждую фразу договора страховщики переиграют в свою пользу? Не хочу.
Повторения самого наводнения люди, тем не менее, боятся. И в Хабаровске есть страховщики, которые этим летом не жалуются на недостаток клиентов: потому что в договорах у них максимально ясно написано, что аномальный паводок — это страховой случай.
– К нам стали активно обращаться владельцы дач на левом берегу в зоне подтопления, — рассказывает «Русской планете» руководитель Центра корпоративного страхования компании ВСК Александра Красноперова. — Потому что у нас, в отличие от большинства хабаровских компаний, наводнение входит в список страховых рисков, и еще в прошлом году всем обратившимся к нам клиентам, а их было более ста, мы выплатили компенсации. При этом услуга относительно недорогая: взнос варьируется от 1000 рублей и выше, в зависимости от цены дачи. А многие компании просто не хотят связываться с дачами в зоне подтопления и страхуют от обычного «набора»: пожар, грабеж и так далее.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости