Титульная страница
Лента новостей
Лента новостей
Сегодня
Политика
Общество
Бизнес
Культура
Сделано Русскими
Личные связи
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Запрещенные организации
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
Новости Титульная страница
Русская планета
Титульная страница

«Не бывает старых самолетов»

Специалисты из Татарстана рассказали РП о своих версиях крушения Boeing-737
Елена Коваленко
19 ноября, 2013 17:02
3 мин
Фото ИТАР-ТАСС/ МЧС России
Специалисты МАК приступили к расшифровке бортовых самописцев, которые были изъяты с места крушения самолета в Казани. Первые данные показывают, что самолету не хватило скорости при заходе на второй круг и допустил сваливание.
Руководитель Татарстанской авиакомпании «Туплар», в прошлом летчик-испытатель ОКБ «Сокол» Азат Хаким считает, что к трагедии могли привести неправильные действия экипажа в сложной ситуации:
– В крушении Boeing-737 может быть много причин, — рассказал Азат Хаким корреспонденту «Русской планеты». — Обледенение, отказ управления… Но, на мой взгляд, наиболее вероятная причина — неграмотные действия экипажа при уходе на второй круг. Они допустили критический угол атаки. Слишком резко задрали нос самолета, что привело к быстрому падению скорости и сваливанию воздушного судна. Плюс ко всему сказались погодные условия. На разных высотах, скорость и направление ветра могут сильно отличаться. На языке профессионалов это явление называется «сдвиг ветра». Иногда он ощущается даже при перепаде высот в 50 метров. Самолет резко теряет управляемость, и неграмотные действия пилотов могут привести к катастрофе. В истории подобных примеров много. Разработаны специальные рекомендации, как должны вести себя пилоты при попадании в срыв ветра. Командиру Boeing-737 было необходимо отвести от себя штурвал и выровнять судно, чтобы самолет набрал скорость. Это помогло бы восстановить управление самолетом. Но он, по всей видимости, поступил наоборот — потянул штурвал на себя и дал взлетный режим. В этой ситуации максимальные обороты двигателей уже не могли спасти положение. При развитии такой ситуации самолет может резко потерять скорость и почти отвесно врезаться в землю.
По словам Азата Хакима, срок эксплуатации и техническое состояние Boeing-737 едва ли могли стать причиной аварии. В авиации не бывает старых самолетов. Они либо исправны, либо нет. Boeing-737 вылетел из Домодедово и направился в Казань в полной исправности. Если были неполадки на борту, пилот обязательно сообщил бы об этом в диспетчерский центр в Казани. Все аварийные службы аэропорта были бы приведены в состояние готовности. Информацию о том, что Boeing-737 совершил в Москве жесткую посадку и был неисправен, Азат Хаким считает недостоверной:
– Это просто частное мнение людей, далеких от авиации, — говорит он.                                                                                       
Однако преподаватель аэродинамики в Центре подготовки авиационного персонала авиакомпании «Татарстан» Олег Георгиев — ветеран гражданской авиации — считает иначе:
– Уход за критический угол атаки, безусловно, мог спровоцировать сваливание самолета, — говорит он. — Однако сваливать всю вину в происшествии на пилотов я бы не стал. Самолет мог потерять управление по техническим причинам, например из-за отказа автоматики. Чтобы судить о причинах крушения, необходимо дождаться расшифровки «черных ящиков». Пока ясно только одно — на борту Boeing-737 произошла внештатная ситуация, с которой экипаж самолета не смог справиться.
Заведующий кафедрой производства летательных аппаратов Казанского национального исследовательского технического университета имени Туполева Валентин Халиулин согласен, что трагедия в аэропорту «Казань» вполне могла произойти из-за отказа техники:
– В самолете более 100 тысяч деталей. Что имел в виду пилот, докладывая диспетчеру о «непосадочной конфигурации», неизвестно, — объясняет он корреспонденту «Русской планеты». — У Boeing-737 могли не выпускаться шасси, элероны, могли неправильно работать рули. В самолете много механизмов, влияющих на безопасность полета. Я не исключаю, что у лайнера упала тяга одного из двигателей, и он стал самопроизвольно менять курс перед посадкой, могла выйти из строя механизация одного из крыльев. Во время посадки, чтобы снизить скорость и одновременно сохранить устойчивость, самолет увеличивает площадь крыла и его кривизну. Если система механизации сработала неправильно, Boeing-737 мог потерять управление.
По словам Валентина Халиулина, режимы полета и посадки у самолетов сильно различаются, поэтому техническая неисправность могла не проявлять себя во время полета из Москвы. Не исключено, что пилот обнаружил ее в самый последний момент, когда заходил на взлетно-посадочную полосу.
Между тем, пользователи авиафорума опубликовали траекторию последнего маневра Boeing-737, которая и привела его к земле. Многие высказывают предположения, что к аварию могли спровоцировать обледенение воздушного судна и недостаточный опыт Рустема Салихова в управление Boeing-737. Пилот под ником stranger267 по поводу летного опыта высказался так: «Я со своими 700+ часами очень часто ловлю себя на мысли: ну да, 700, ну да, 1 500 посадок, но все равно — а сколько ты реально летал в облаках, или разбирался с грозами, или видел, как выглядит грозовое облако, с возможным сдвигом ветра висящее над посадочной прямой, или имел отказов? И быстро понимаешь, что часы и посадки не дают опыта сами по себе, а опыт дают именно полеты в разнообразных условиях. И даже те пилоты, что часы накатали, работая CFI (инструктором) в школе, опыта получают недостаточно».
темы
3 мин