Новости – Люди












Люди
«Распродадут и закроют»

Фото ИТАР-ТАСС/ Владимир Смирнов
Спасут ли госзаказы завод «Усольмаш»
14 ноября, 2014 07:55
10 мин
В конце октября власти Иркутской области объявили о намерении включить завод «Усольмаш» в список предприятий, реализующих федеральные заказы. На одном из крупнейших машиностроительных заводов Сибири, 3 сентября признанном банкротом, эту меру называют запоздалой. Многие уже уволились оттуда: ведь задержки по зарплате перевалили за полгода и конкурсный управляющий уже объявил о продаже ряда активов.
«Надо уходить»
– С конца прошлого, 2013 года, мы перестали получать зарплату. Бастовать решились только в конце марта. Тогда почти тысяча человек вышла на стачку на проходную завода. Несколько человек написали заявления в прокуратуру, чтобы принудить начальство завода выплатить долги по зарплате. Но большинство в тот момент решили уволиться. Новости шли одна страшнее другой: директор предприятия — на тот момент Подгорный — опасаясь последствий за развал завода, выехал из региона. Он вообще не местный — из Санкт-Петербурга, до этого вел психологические тренинги для менеджеров. Зачем его поставили во главе машиностроительного предприятия, до сих пор непонятно. Почти одновременно с ним на малую родину бежала из Усолья другая петербурженка, Малышева: она работала финансовым директором «Усольмаша». В итоге последнее живое промпредприятие нашего города оказалось брошено. А когда, как с тонущего корабля, оттуда бежали все топы, почти половина сотрудников ушли искать новую работу. Многим для этого пришлось переехать в другие города, — рассказывает корреспонденту «Русской планеты» бывшая работница «Усольмаша» Марина Леньшина.
По словам заводчан, многие из них остались на заводе, поскольку после ухода Алексея Подгорного на пост гендиректора «Усольмаша» назначили прежнего директора по производству Алексея Марунова. Он же и вышел на пикет к рабочим, уговорив их вернуться за рабочие места.
– Для многих из нас назначение на этот пост Алексея Марунова, который много лет работал на заводе, в том числе и техдиректором, было принято очень положительно. Мы, усольмашевцы поверили, что человек, знающий изнанку завода, горой встанет за работников перед владельцами предприятия. Уверенности тогда, в марте-апреле, добавило то, что после митинга нам постепенно стали выплачивать зарплату. Уже за декабрь 2013 года. Но в итоге и Марунову не удалось достучаться до хозяина завода. Владелец Усольмаша Дато Туталашвили продолжил практику экономии на сотрудниках, — вспоминает в беседе с РП бывший работник предприятия Семен Сергеев.
По его словам, последние полгода люди работали практически на износ, приходилось выходить на работу и в выходные и до поздней ночи оставаться, только бы сдать заказ вовремя. Но задержки по зарплате продолжались. В июне выдали деньги только за март. Тогда цех производства металлоконструкций объявил бессрочную забастовку. Написали письма главному федеральному инспектору Петру Огородникову, в следственное управление по Иркутской области и прокурору региона.
– Нас не остановил даже шантаж со стороны начальников, — говорит Сергеев. — Они заявили, что зарплату будут выдавать только тем, кто не ставил подпись под обращением в прокуратуру. Нам заблокировали пропуска, но мы почти месяц приходили на проходную к началу рабочего дня, надеясь, что руководство услышит. Платить, по словам оставшихся заводчан, им снова стали только в августе, когда на заводе появился конкурсный управляющий.
В сентябре этого года арбитражный суд Приангарья признал производителя металлургического оборудования ОАО «Усольмаш» банкротом и ввел на заводе конкурсное производство сроком до 28 января 2015 года. Конкурсным управляющим стал Сергей Пахомов. На тот момент в реестре предприятия значились требования кредиторов на сумму 464,18 млн рублей. Сами активы «Усольмаша» оценили в 715,8 млн рублей, уточняя, что их рыночная стоимость может достигать 350–500 млн рублей с учетом дисконта.
– В материалах дела значилось, что дальнейшая работа предприятия невозможна, поскольку оборотные активы завода состоят исключительно из средств восьми кредиторов предприятия. Восстановление прибыльной работы «Усольмаша» невозможно, писали оценщики, поскольку «основная деятельность должника убыточна», — комментирует РП финансовый аналитик, доктор экономических наук Игорь Аникин, знакомый с ситуацией на «Усольмаше».
Конкурсный управляющий Сергей Пахомов с этим утверждением никогда не спорил.
– На прошлой неделе мы погасили всем работникам по 1600 рублей зарплаты. Сейчас есть заказ, который доукомплектовывается и в октябре будет выполнен. Это, надеемся, еще по тысячи две выплат. Сегодня речь идет о продаже непрофильных активов, которые не участвуют в процессе производства. Планируется погасить в январе-феврале основную массу задолженности, — заявил местным СМИ Пахомов 29 сентября.
Эта новость, по словам усольчан, привела к новой волне увольнений с завода: многие восприняли продажу активов как окончательное признание несостоятельности предприятия.
– Распродадут все, да и закроют. На «Усольехимпроме» то же самое было. Поэтому уходить надо, пока долги по зарплате не стали еще больше. Даже мой дядя, который оттрубил там много лет и очень гордился семейной династией на заводе, это признал. Недавно он все же внял моим советам и уговорам моей тетки: ушел с «Усольмаша». Завод ему должен до сих пор больше сотни тысяч, — признался Семен Сергеев.
О заводах и «прачечных»
– Кто виноват в банкротстве завода, известно уже сравнительно давно. Прокурорская проверка установила, что были заключены невыгодные заводу договоры с предприятием, аффилированным с руководством «Усольмаша». Такие контракты имели место при разных наемных управляющих, так что все дороги ведут не к ним, а скорее к собственникам. Похожая ситуация случалась с разными промышленными предприятиями России: завод или фабрику покупали за небольшие деньги, брали под объект кредиты или «отмывали» с ее помощью нечистые деньги через странные контракты, а потом предприятия тихо умирали. Часто перед последним вздохом они успевали покормить владельца еще и госсубсидиями «на восстановление или реновацию», — объясняет Игорь Аникин. — Стоит вспомнить некогда градообразующие предприятия Усолья «Усольехимпром» и «Усолье-Сибирский силикон» — оба из химической группы «Нитол», прекратили работу после неудачного проекта по производству «солнечного» кремния.
Экономист отмечает, что проблемы с выплатой зарплат на «Усольмаше» были и раньше: три года назад, в ноябре 2011-го, заводу удалось погасить долги по зарплате 900 работникам на сумму в 18 млн рублей. Невыплаты копились с августа 2011 года и компенсировались только после вмешательства главы Приангарья. На их ликвидацию Байкальский банк Сбербанка РФ выдал заводу кредит на 31 млн рублей.
Планов громадье
В пресс-службе правительства Приангарья заявляют, что «Усольмаш» включат в список предприятий по инфраструктурной поддержке строительства газопровода «Сила Сибири» и расширения БАМа. К тому же власти региона не оставляют попыток задействовать завод в госпрограммах Минпромторга по импортозамещению и машиностроению и в проектах по освоению новых месторождений полезных ископаемых в самой Иркутской области.
Назвать конкретные сроки и проекты в пресс-службе областного правительства корреспонденту РП не смогли: сказали только, что «в данный момент идет работа с потенциальными инвесторами».
– Предприятие является частным, и поэтому мэрия Усолья или власти региона не могут серьезно вмешиваться в его работу. Но власти пытаются хотя бы не допустить распродажи всех активов и настаивают на разработке бизнес-проектов по оздоровлению Усольмаша, — отмечает финансист Аникин. — Планов громадье, они время от времени властями корректируются, но позволю себе напомнить, что «Усольехимпром» в последние месяцы своего существования также был «на особом контроле региональных властей» и на него были даже вполне конкретные планы по модернизации и старту нового производства. А что из этого вышло — все мы знаем.
«Усольехимпром», кстати, продолжает вспоминать и сама администрация региона. Его до сих пор пытаются воскресить.
– Продолжаются переговоры с финансово-промышленными группами, в том числе зарубежными, по инвестициям в строительство газохимического комплекса на базе «Усольехимпрома». Этот проект область представит на презентации инвестпотенциала Приангарья в Китае уже в конце ноября. Конкретно его покажут Торгово-промышленному банку Китая, — комментируют в пресс-службе правительства Иркутской области.
Профессиональные конкурсные управляющие в беседе с корреспондентом РП говорят: чаще всего предприятия спасают именно дотациями, госзаказами, кредитами, снижением налогов и другими преференциями. Но для того, чтобы предприятие развивалось дальше, чтобы туда вернулись уволившиеся люди, этого мало. Нужны именно инвестиции и нормальные рыночные условия.
– В нынешнем «антикризисном пакете» среди российских управляющих плохо представлены, к примеру, меры по стимулированию экспорта, высокотехнологичного особенно. Или работы по развитию конкуренции на внутреннем рынке. Также чрезвычайно мало мер по стимулированию инноваций и почти нет действий по привлечению иностранных денег в отечественное производство, — подчеркивает арбитражный управляющий Александр Сергеев.
– Важно, что основная часть мер с большим антикризисным эффектом только смягчает печальные итоги. Почти нет действий, мотивирующих компании на активную политику по модернизации, диверсификации производства или освоению новых рынков сбыта. Необходимо расширять спектр антикризисных инструментов. «Пожарных мер», конечно, совсем избежать не удастся, но следует определить и дать старт тем мерам, которые позволят уйти от защиты уязвимых направлений к поддержке «локомотивов» производства. По-хорошему, это следовало сделать еще «вчера», — уверен опытный антикризисный менеджер, арбитражный управляющий Владимир Артемьев.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости