Новости – Люди












Люди
«Спад производства — сокращения — безработица»

Фото: Александр Папырин.
«Русская планета» обсудила с экономистом, депутатами и чиновниками текущие тенденции в экономике Кировской области
14 марта, 2014 18:47
12 мин
В регионе показатели основных отраслей экономики — промышленности, транспорта, строительства, сельского хозяйства и розничной торговли — снижаются. Это показывает индекс, который рассчитывается как отношение выпуска данных отраслей в данном квартале к аналогичному показателю прошлого года с учетом корректировки на инфляцию. Значение индекса меньше 100 говорит о том, что основные отрасли региональной экономики сократили выпуск продукции. В последнем квартале прошлого года он составил 97,1, сообщила корреспонденту РП начальник отдела «Кировстата» Тамара Суслова.
Ведущие отрасли сработали почти на 3% хуже, чем в конце 2012 года. Как это отразится на жизни региона, Корреспонденту РП обсудил с экспертами.
– Уже третий квартал подряд индекс выпуска меньше 100, это позволяет говорить о закреплении тенденций спада в экономике Кировской области, — считает экономист Надежда Воробьева. — По международным стандартам рецессией считается ситуация, когда подобные показатели ниже 100 всего два квартала.
Экономист опасается, что и текущий квартал может оказаться провальным для развития народного хозяйства региона. По данным Кировстата, в январе 2014 года продолжился спад промышленного производства. По сравнению с первым месяцем прошлого года вятская промышленность уменьшила выпуск продукции на 5,1 %.
Еще более наглядно тенденции спада иллюстрируют финансовые показатели вятских предприятий. По информации государственной статистики, разница между прибыль и убытками сокращалась в 2013 году от квартала к кварталу.
– Мы проанализировали свежие данные Кировстата. Уже в марте 2013 года стали заметны серьезные проблемы, — отмечает Надежда Воробьева.— По финансовым результатам первый квартал 2013 был все-таки лучше того же периода 2012 на 17 %. Три последующих квартала ушли в минус. Финансовый результат предприятий Кировской области в сравнении с 2012 сокращался от квартала к кварталу. В результате последний квартал оказался просто провальным. Фирмы заработали почти на 60 % меньше прибыли, чем годом ранее.
Экономист-аналитик поясняет, что размер прибыли имеет существенное значение как для последующих инвестиций, так и для текущего наполнения бюджета.
– Налог на прибыль — это около 25 % всех налоговых доходов бюджета области и примерно 15 % общих поступлений в казну. Провал четвертого квартала бюджет ощущает сейчас в начале 2014 года. Это и секвестр расходов на образование, который по-тихому приняло Заксобрание, и начавшиеся еще в 2013 попытки поджать социальные статьи, о которых, кстати, писала и «Русская планета», — добавила в завершении разговора Надежда Воробьева.
– Наши ожидания по налогу на прибыль упали почти на треть. Мы были в яме и раньше, поэтому спад у нас не так заметен, как в более развитых регионах ПФО, но дальше мы будем показывать более высокие темпы падения, — признает председатель комитета по экономическому развитию Законодательного собрания Кировской области Валерий Туруло. — А если и «Кирово-Чепецкий химкомбинат» решит платить налоги не в области, а по месту регистрации — это катастрофа для бюджета.
В качестве последствий развития неблагоприятных экономических тенденций депутат называет сокращение зарплат и рост безработицы:
– Вначале эти процессы коснутся реального сектора экономики, затем и сферы услуг. Но в Кирове к этому добавляется политика городских властей, которые под предлогом наполнения бюджета оказывают беспрецедентное давление на малый бизнес. Добавьте сюда рост тарифов на ЖКХ и введение платы за капремонт. Эмоциональный накал в таких условиях может достичь крайнего предела.
Не согласен с Валерием Туруло депутат Госдумы Сергей Доронин:
– Мы имеем дело с самой неприятной ситуацией. Медленная стагнация куда хуже, чем резкий кризис. В кризис правительство начинает, предпринимать какие-то меры. А сейчас этого нет, — считает депутат.
– В декабре 2013 года производство в России сокращалось наиболее быстрыми темпами за период последних четырех лет, и эти процессы продолжаются. Кировская область вряд ли может самостоятельно найти лекарство от стагнации,— признает вице-губернатор Алексей Кузнецов, но при этом дополняет, — принято решение о постоянном мониторинге крупнейших предприятий области. Никита Белых лично проводит встречи с собственниками, на которых определяются возможные меры преодоления стагнации применительно к конкретному производству.
На серьезные финансовые трудности в сельском хозяйстве, обращает внимание и Сергей Доронин, который занимает пост заместителя председателя аграрного комитета Госдумы.
– Долги сельхозпроизводителей России — 1953 млрд рублей, а сальдированный финансовый результат всего 73 млрд. То есть им нужно больше 25 лет, чтобы рассчитаться с кредиторами. Пока существует такая долговая нагрузка, говорить об инвестициях и реальном развитии сельского хозяйства нет смысла.
Сергей Доронин также добавил, что без учета субсидий рентабельность аграрного сектора всего 1,2 %, так как высокие процентные ставки по кредитам и займам резко увеличивают издержки предприятий.
– Одной из стимулирующих мер может стать решение о снижении ключевых процентных ставок, что позволит сделать деньги более доступными для представителей производственных отраслей, — соглашается Алексей Кузнецов. — Пока никаких признаков движения банковских структур и регулятора (Центрального банка России. — Примеч. РП) в эту сторону не замечается, что объясняют опасениями инфляции.
Валерий Туруло считает, что даже на уровне области можно предпринимать шаги для преодоления общероссийских тенденций.
– В реальном секторе экономики нужно предпринимать решительные меры, что-то делать, а не ограничиваться лишь констатацией факта спада. Тогда есть возможность перевести кризис из «минуса» в «плюс». У меня есть опыт, когда в кризисный период предприятие по производству металлоконструкций нанимало рабочих для второй и даже третьей смены, — приводит он пример. И объясняет феномен тем, что во время экономического спада спрос сокращается медленней, чем предложение, что создает для наиболее активных фирм дополнительные возможности. — Нужно создавать специальную комиссию, убирать препоны на уровне правительства области, с которыми я сам сталкивался на практике, вкладывать средства бюджета в новые отрасли.
Исполнительная власть уже сейчас борется со стагнацией в экономике.
– 13 марта прошли встречи с директорами предприятий, входящих в региональное отделение Союза машиностроителей и собственниками двух крупных холдингов, работающих на нашей территории,— сообщил корреспонденту РП вице-губернатор Алексей Кузнецов и добавил, что по результатам этих совещаний ему и профильным департаментам врио губернатора были поставлены конкретные задачи.
В качестве одного из возможных драйверов роста Надежда Воробьева называет сельское хозяйство Кировской области.
– Промышленность региона находится под серьезным ценовым давлением. По сравнению с декабрем 2012, к февралю 2014 года цены на продукцию обрабатывающих отраслей выросли всего на 3,65 %. А цены на энергию и газ за тот же период, по данным Кировстата, поднялись почти на 13 %, а на пике рост составлял более 15 %. На этом фоне рост цен на сельхоз продукцию более чем на 16 %, а по молоку вообще почти на треть, создает аграрному сектору окно возможностей. Прибавьте к этому удешевление рубля по отношению к евро. Это делает вятские продукты более конкурентоспособными, — поясняет экономист.
Сергей Доронин, который до избрания в Госдуму возглавлял один из крупнейших агрохолдингов региона, достаточно скептически относится к тому, что улучшение конъюнктуры на продовольственном рынке приведет к росту реального производства.
– Производители будут направлять дополнительные доходы на погашение кредитов. Государство ничего не сделало для того, чтобы производители подготовились к этим конъюнктурным изменениям. Поэтому ожидать роста реального производства нет оснований, — считает зампред думского комитета по сельскому хозяйству.
Еще одной точкой роста вятского народного хозяйства эксперты называют энергетику. Эти ожидания связаны с предстоящим пуском новой парогазовой установки на кирово-чепецкой ТЭЦ-3. Как сообщили специалисты ТГК-5 (головная структура ТЭЦ-3. — Примеч. РП) корреспонденту РП, сейчас установленная электрическая мощность станций региона — 819,3 МВт. Электрическая мощность нового энергоблока 220 МВт. В результате ее запуск поднимет общую установленную мощность станций Кировского филиала ТГК-5 более чем на четверть.
– Пробные запуски намечены на апрель. Точно прогнозировать время подключения к сети сложно. Ориентировочно — май месяц, — сообщил руководитель проекта ПГУ-220 Михаил Вепрев. — Мы рассчитываем, что нас будут «грузить» в максимальном расчетном режиме, 220 МВт, поскольку кирово-чепецкий узел, как и вся энергосистема Кировской области, энергодефицитны.
– У нас есть резервы на предприятиях. Растут заказы на оборонных предприятиях. Нужно немедленно запускать промпарки в Вятских Полянах и Слободино. Деньги выделены, инвесторы с финансовыми ресурсами в ожидании, но правительство даже имеющиеся в бюджете средства не может освоить, — считает руководитель экономического комитета заксобрания Валерий Туруло.
Валерий Туруло, подводя итог беседы, еще раз обращает внимание на то, что даже депутатский корпус, который во многом состоит из представителей крупного бизнеса, не склонен к мобилизации ресурсов для преодоления тенденций спада.
– Многие депутаты голосуют против наших предложений по направлению дополнительных ресурсов в реальный сектор. Они защищают свои текущие доходы. Но с такой политикой завтра сами угодят в яму. Чтобы обеспечить будущий рост, нужно пожертвовать текущим потреблением, — поясняет Валерий Туруло.
– Очевидна необходимость срочных мер по поддержанию и стимулированию отечественного производства, — признает Алексей Кузнецов.
– Есть сигналы для разворота ситуации и начала экономического роста вятской экономики,— отмечает экономист Надежда Воробьева.— Но нестабильность общей ситуации в российской и мировой политике создает условия для реализации самого пессимистичного сценария: резкий спад производства — сокращения — массовая безработица — беспорядки. В текущий момент все зависит от способности властей ответить на вызовы, резко поменять экономическую модель, обеспечить внутренние источники финансирования инвестиций.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости