Новости – Титульная страница
Титульная страница
Предпочитают личное общение
Фото ИТАР-ТАСС/ Александра Мудрац
Создание «электронного правительства» оказалось для Тверской области трудной задачей
18 октября, 2013 14:04
4 мин
Концепт электронного правительства ходит по тверскому региону с десяток лет. С тех пор было перепробовано много программ и создано множество учреждений, менялись партнеры государства по техническому и программному обеспечению, изменялись сами приоритеты и понимание того, что мы все-таки хотим видеть на выходе. Хаоса было вдоволь.
Трудностей, с которыми сталкивается концепция в Тверской области, много, и они разные. Во-первых, инфраструктурная проблема. Если территория Швеции полностью покрыта Интернетом, то Тверская область (кстати, в 5 раз меньше королевства) не может похвастаться даже устойчивой сотовой связью. Во-вторых, «природная» закрытость бюрократического аппарата. В-третьих, проблема согласования разрозненных и многочисленных баз данных госучреждений с постоянно меняющимся документооборотом. В-четвертых, толковые кадры.
Наличие этих проблем подтвердили, например, такие инициативы, как создание электронной очереди в детские сады и дистанционная запись к чиновникам и врачам.
– С электронной очередью в сад при устройстве старшего ребенка мы не стали связываться, — рассказывает корреспонденту «Русской планеты» Галина, молодая мама двоих сыновей. — Это просто бесполезно, и все вопросы решаются в кабинете заведующего. У них даже знаете как: ящички, где детишки оставляют вещи, в течение сезона прибавляются чуть ли не на десять штук — и группа вырастает с двух десятков почти на треть. Под самую завязку. Если не строить новые сады, порядок не изменится. Ну а о том, сколько стоит получить место в саду.… У всех по-разному, я бы не хотела об этом говорить.
А вот дистанционная запись к некоторым врачам в отдельных медучреждениях Твери действительно работает. О личном опыте корреспонденту «Русской планеты» рассказала одна из посетительниц Первой городской больницы Твери Марина:
– У моего ребенка есть проблемы с пищеварительной системой, и совсем недавно я записывала его на прием к гастроэнтерологу и нефрологу через Интернет. Удобно, но нужно учитывать, что запись существует не ко всем специалистам и ведется две очереди по времени: одна дистанционная, другая традиционная.
На подходе — начавшаяся реализация идеи единой социальной карты (универсальной электронной карты) и «системы одного окна». Пока самый крупный банк страны (который и предлагает данную услугу) при заказе даже обычной пластиковой карты по Интернету обрабатывает заказ месяц. Корреспондент «Русской планеты» убедился в этом на личном примере. Не говоря о том, что регистрация на портале gosuslugi.ru без универсальной карты (и, кстати, СНИЛСа) займет много времени и отнюдь не ограничится поиском личных документов: необходимо будет получить электронную подпись или личные коды от Ростелекома.
Что же есть из электронных услуг от властей в реальности? Электронная очередь в госучреждениях непосредственно на приеме, когда запись проходит через терминалы и номер высвечивается на табло возле кабинета. Кстати, такое «усовершенствование» по-прежнему трудно воспринимается пенсионерами:
– Не понимаю, зачем это нужно, — жалуется в разговоре с корреспондентом «Русской планеты» пенсионер Олег Петрович, пришедший в кадастровое бюро оформлять землю. — Очереди в самые востребованные учреждения не уменьшились. Приходиться занимать место рано утром, как и раньше. Конечно, если, к примеру, оформление земли в собственность и вступление в наследство действительно решались бы в «одном окне», то я бы потерпел.
Собственного портала электронного правительства у госмашины области пока нет. Вот электронное правительство Белгородской области имеет красочный портал, хотя находится лишь в середине списка успеваемости по регионам страны в деле создания «чиновника-робота». Тот самый рейтинг электронного правительства отводит Твери место в конце списка наряду с Рязанью, откуда пришел в область с повышением на одну ступень нынешний губернатор Андрей Шевелев. Кстати, прежний глава региона любил IT-технологии: у каждого крупного чиновника в обязательном порядке был свой блог в ЖЖ, у многих — твиттер. Нынешний же глава региона Интернет не жалует: он неоднократно подчеркивал, что предпочитает личное общение.
Однако и ему пришлось работать в данном направлении. Вот цитата из Послания губернатора Законодательному Собранию Тверской области от 28.06.2012 г.: «Открытости власти и местного самоуправления будет способствовать запуск с 1 июля этого года регионального сегмента системы “электронного правительства”. 14 наиболее востребованных государственных и муниципальных услуг будут предоставляться в электронном виде, а к 2014 году — 100%. Начата работа по созданию региональной системы универсальных электронных карт, с помощью которых граждане и будут получать эти услуги. Эпоха ожидания справок и согласований в очередях уходит в прошлое». Через год пришлось отчитываться перед премьер-министром: показатели прозвучали высокие, но о всеобщем охвате пока речи все равно нет.
В едином портале госуслуг на конец лета этого года было зарегистрировано 8 тыс. человек из Верхневолжья (около 0,5% от всего населения). Для сравнения — лидер по России, Приморский край, обеспечил доступ к ресурсу 15% населения. Еще в начале года там открылось 34 пункта выдачи УЭК. Очевидно, дело не только в количестве услуг, но и в их доступности и технологическом обеспечении.
Сегодня созданием системы «одного окна» доступа к госуслугам в области занимается государственное автономное учреждение «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» (МФЦ). Его филиалы созданы пока лишь в шести (из 36) районах области. Каждый филиал — территориальная ячейка, реализующая принцип «одного окна» при предоставлении госуслуг для местного населения. Распространение сети электронного правительства по области осложняется тем, что все приходиться делать фактически с нуля, то есть с подготовки соответствующих зданий и помещений. Любопытно, что учреждение является автономным — то есть зависит не столько от бюджетного финансирования, сколько от собственного дохода.
Светлана Архипенкова, заведующая Жарковским филиалом МФЦ, в разговоре с корреспондентом «Русской планеты» рассказала о трехлетней деятельности своего учреждения:
– За время существования центра объем услуг у нас значительно вырос: с 32 до более чем сотни. Большинство составляют услуги регионального значения, самые популярные и многочисленные — это вопросы социальной защиты: оплата жилья, получение ежемесячного пособия по материнству, выплаты ветеранам, инвалидам. Гражданин приходит к нам с минимальным набором документов, с тем, что хранится дома. Далее уже наша работа — собрать остальные документы по органам власти. Если кто-то не может прийти, мы вызываем на место мобильную группу. Люди к нам привыкли и не чувствуют дискомфорта. Район у нас маленький, поэтому многие обращаются даже с непрофильными вопросами из серии «Когда дадут свет?» или приходят излить душу. Интересно, что сначала традиционные органы власти восприняли наше появление с недоверием и непониманием, относились как к конкурентам. Но со временем взаимодействие наладилось, ведь порой им гораздо легче общаться с сотрудниками центра, чем самими заявителями, бывающими в разном настроении.
В более скептических тонах о реализации концепта отзывается известный тверской историк и политолог Андрей Чернышев:
– В нашей стране изначально произошла подмена понятий, ведь правильный перевод с английского языка термина, который у нас называют электронным правительством — «электронное управление, или правление». Речь, как вы понимаете, идет не об институте, а о процессе, способе управления. Поэтому большая часть дискуссии на эту тему бессмысленна. Такой деформированный «перевод» связан с традициями нашей государственности, сопротивлением уже сложившихся институтов государства, на которые накладываются новые формы. В целом, процесс образования этих форм закономерен, и он будет продолжаться, но, к сожалению, пока мы говорим не о том.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости