Новости – Люди












Люди
«Хочешь победить врага — воспитай его детей»

Cтарые игрушки. Фото: ООО "Издательский дом Родионова"/ТАСС
Как детская игрушка оказалась вопросом государственной важности
14 мая, 2016 09:27
7 мин
Сегодня прилавки магазинов буквально ломятся от детских игрушек. Чего здесь только нет: мягкие зверюшки, ультрамодные куклы-монстры, радиоуправляемые автомобили, развивающие игры… Должно ли государство обращать внимание на то, чем играют дети, и уступают ли современные изделия скромному ассортименту «Детского мира» прежних лет, выясняла «Русская планета» у нижегородских историков.
Раритеты из «теткиного» сундука
– В конце пятидесятых мы со старшим братом поехали летом к тетке в деревню. Мне тогда было лет пять, — вспоминает Евгений Суворов, краевед. — Таких игрушек мы прежде не видели. Это были игрушки 1930-х годов. Но среди них затесались и более ранние экземпляры, еще царских времен. Например, колокольчики с российскими двуглавыми орлами. Запомнились и куклы — тем, что там были отдельно кукольные головы и тела. Как пояснила тетка, до войны из-за дороговизны приобрести своим детям куклы могли очень немногие. Вот производители и выпускали только головы или головы с телами. А все остальное мастерили сами дети и их родители.
Еще в чемоданах было много разных оловянных солдатиков, в ярких цветных мундирах и с оружием в руках. Были деревянные игрушки — как раскрашенные, так и просто полированные с оригинальными узорами различных пород дерева. А еще в чемоданах оказались подвижные игрушки — плоские фигуры, закрепленные на планке и меняющие баланс: дергая за деревянную пластинку или веревочку, приводишь их в движение.
– Куклы в пятидесятые годы у меня были по нынешним временам — совсем непривлекательные, — говорит нижегородка Светлана Панова. — Зато имелись очень красивые кукольная мебель и посуда — «трофеи», привезенные из Европы. Чуть позже появились и советские образцы кукольной мебели и посуды. Часто родители покупали музыкальные игрушки. Кто победнее — свистульки и дудочки, кто побогаче — игрушечные пианино и рояли. Кстати, после «концертов» на этих инструментах, многие пошли в музыкальные школы, а некоторые даже стали профессиональными музыкантами.
– Когда шла холодная война, львиную долю игрушек составляли солдатики — оловянные и пластмассовые. Многие, как, например, я, их коллекционировали, — рассказывает Александр Смирницкий, кандидат исторических наук, доцент кафедры теории и истории государства и права НГПУ. — Горький долгое время был закрытым городом. Потому и ассортимент детских магазинов был весьма ограничен. В продаже были чапаевцы, буденовцы, рыцари. Помню, был прекрасный набор рыцарей «Битва на Чудском озере». В Москве продавались также римляне и древне-русские воины на конях. А еще были машинки — Волги, Жигули, Москвичи, у них открывались двери и капот. Из игр запомнились настольные хоккей и футбол, шашки, шахматы, кегли и настольные кольца. Кроме того, в восьмидесятые были пластмассовые пистолеты и автоматы.
По словам Смирницкого, ассортимент в пятидесятые-семидесятые годы мало отличался от более позднего. Основное отличие лишь в том, что в восьмидесятые было фабричное производство, а в пятидесятые игрушки изготавливались в промартелях, небольших кустарных мастерских. Они были не штампованные, каждое изделие имело свое лицо.

Мечта всех советских мальчишек: пистолет с пистонами. Фото: 22-91.ru
Мечта всех советских мальчишек: пистолет с пистонами. Фото: 22-91.ru
«У советских детей было счастливое детство и хорошие, качественные игрушки»
– Государство следило за тем, во что играют дети. К примеру, быстро исчезли с прилавков духовые ружья, начали повсеместно бороться с рогатками и самострелами. Куклы были целомудренные, без антропологических особенностей, с «кукольными», а не человеческими руками и ногами. Игрушек-«врагов» — белых, фашистов — также не было, — продолжает Александр Смирницкий. — Считаю, у советских детей было счастливое детство и хорошие, качественные игрушки. Пусть некоторые из них и были довольно примитивны, зато будили фантазию. Девочки шили наряды для кукол, мальчики писали сценарий для игры в солдатиков, приобщаясь к истории и литературе… Сейчас игрушек много, красивых и разных. А что с ними делать ребенку, как в них играть? По моим наблюдениям, дети разучились играть, создавать сценарий игры. Это очень грустно.
Согласны с ним и другие эксперты по истории советского времени.
– В нашей области во времена СССР было широко развито производство игрушек, преимущественно — елочных. Они были яркими, ручной работы. Например, трогательный карапуз с лопаткой, который назывался «Сережа». Пожалуй, эта елочная игрушка и запомнилась мне больше всего, — говорит Борис Пудалов, руководитель комитета по делам архивов Нижегородской области, кандидат филологических наук. — В 60-е годы широкое распространение получили пластмассовые игрушки. Особенно запомнились мне автоматы, ружья и прочее оружие. Сохранились до наших дней, правда, несколько видоизменившись, и металлические конструкторы. А уж настольный хоккей с фигурками хоккеистов на штырьках, появившийся в конце 60-х, — эта игра была выведена в то время чуть ли не на уровень профессионального спорта. А еще вспоминаются игрушечные пластмассовые солдатики.
– В то время существовал некий педагогический принцип: детские игрушки должны оставлять пространство для детской фантазии, заставлять ребенка домысливать, додумывать игру или игрушку. Последние не должны копировать жизнь: в классике игрушки — абстрактные. Если говорить о куклах или тех же солдатиках, у них даже лица не похожи на лицо человека. Какие были солдатики в мое детство? Это абстрактные фигурки, а в процессе игры они могли быть и французскими мушкетерами и участниками Великой Отечественной войны. На мой взгляд, у нас было благополучное и счастливое детство и хорошие, качественные игрушки.
А вот что по этому поводу думает Владимир Сомов, доктор исторических наук, профессор кафедры истории и политики России ННГУ имени Лобачевского, автор книг по истории советской эпохи.
– Мне запомнилось одно интервью с актером Александром Панкратовым-Черным, кстати, выпускником Горьковского театрального училища, — говорит историк. — Его спросили, откуда у него актерский талант и способности к импровизации. Знаете, что он ответил? Он ответил, что это потому, что в детстве у него были примитивные игрушки. Есть китайская пословица: хочешь победить врага — воспитай его детей. У нас же сплошь и рядом в продаже китайские игрушки. Абстрактные, примитивные, если хотите, игрушки — дают пространство для творчества, развивают не культуру потребления, а культуру созидания. В советское время игрушки были не рыночным продуктом, как сейчас, а продуктом научного творчества. Каждая модель игрушки утверждалась в ту пору чуть ли не на самом «верху». То есть игрушки, по сути, были довольно серьезной вещью, а отнюдь не игрушками в общем смысле этого слова.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости