Новости – Люди












Люди
Жизнь без кино и Facebook`а

Денис Дубовер. Фото: Марина Меркулова
Сотрудники ДГТУ привезли в ростовскую деревню цифровой кинотеатр и выяснили, что местные жители выступают против «чернушных» фильмов, смотрят новости про Украину и не понимают протестующих на Болотной
28 января, 2015 13:53
13 мин
В селе Рясное Ростовской области научно-исследовательская группа Медиапарка «Южный регион — ДГТУ» провела исследование медиапотребления местных жителей и протестировала проект сельского цифрового кинотеатра. «Русская планета» поговорила с Денисом Дубовером, куратором исследовательской группы, заместителем декана факультета Медиакоммуникаций и мультимедийных технологий ДГТУ о том, чем медийное поведение сельчанина отличается от городского человека, и какие нюансы нужно учитывать, чтобы проект воплотился в жизнь.
В середине декабря МИА «Россия сегодня» и другие СМИ торжественно сообщили, что в селе Рясное открылся первый в России цифровой сельский кинотеатр. На самом деле кинотеатр работал всего лишь неделю — во время проведения научной работы.
– Когда мы приехали туда проводить исследование, жители, конечно, были немного в шоке от такого количества техники, от того, что в клубе работает wi-fi, есть аппарат для приготовления поп-корна, в конце концов, от того, что поставлен нормальный туалет, — рассказывает Денис Дубовер. — При выборе села были учтены типичность, близость границы, равноудаленность от крупных городов Ростова и Таганрога, близость к райцентру, который не отвечает на все запросы жителей. Там нет ни кинотеатра, ни торговых центров. А сельчане — современные люди, они хотят и развлечений, и брендовые хорошие вещи, и новую технику.
Проект был заказан министерством связи и массовых коммуникаций РФ. В период эксперимента кино показывали бесплатно: по два фильма каждый день как для детей, так и для взрослых. Это были премьерные мейнстримовые фильмы и мультфильмы, половина из которых с технологией 3D.
– Если в селе нет кинотеатра, то где местные смотрят кино?
– Сельчане, как правило, скачивают фильмы с торрента или смотрят в социальных сетях. Либо едут в Таганрог или Ростов. Нужно учитывать, что для них просмотр фильма дома и в кинотеатре — это разные ощущения. Если для горожанина, который избалован различными развлечениями, выход в кино — это процесс получения художественного контента, то для сельчанина это все-таки еще и выход в свет, как для вас поход в театр. Для человека, который понимает театр и посещает его постоянно, важно содержание: игра актеров, задумка режиссера. А для того, кто редко ходит, важна форма: чтобы шляпа была в тон наряда, туфли залакированы, в буфете продавали коньяк. Так и для жителей села поход в кино — это социальная коммуникация, осознанный акт медиапотребления. Такая поездка включает в себя не только просмотр премьеры, но и поход в торговый центр, покупку различных товаров, решение бытовых вопросов.
– Какие фильмы жители Рясного хотят видеть в кинотеатре?
– Большинство населения выступает против «чернушных» фильмов с убийствами и насилием. А когда речь идет о зарубежном контенте, многие выступают за то, чтобы их запретить в прокате. При этом они демонстрируют очень хорошие знания зарубежных фильмов, просмотренных по телевизору. Возможно, это происходит из-за того, что процесс телесмотрения менее осознанный, чем кинопотребеления.

– То есть нужно показывать только доброе и светлое, например советские фильмы?
– Да, старшее поколение хочет советские фильмы. Молодежь, конечно, другого мнения. Они любят тему фэнтези, которая мало представлена в русском кино.
– Сколько жители Рясного готовы платить за билет в кино, если у них появиться кинотеатр?
– В районе 100 рублей. Конечно же, были ответы из серии «сколько надо, столько и заплатим», но в среднем — это 100 рублей. Для них это приемлемая цена.
– Это обеспеченное село?
– Достаточно. Дома стоят там все крепкие. Мы выясняли благосостояние сельчан через косвенные признаки: наличие техники, различных мультимедийных средств. Телевизионные тарелки есть практически у всех, у многих стоит два телевизора, есть музыкальные центры, DVD-проигрыватели, планшеты, мобильный интернет. А вот когда мы проводили подобное исследование в поселке Коксовый Белокалитвенского района, то увидели, что там уровень благосостояния гораздо ниже, хотя численность больше — 10 тысяч человек. Казалось бы, инфраструктура должна быть более развитой, но это депрессивный шахтерский поселок, потому что шахты там давно закрыты и работы в поселке практически нет. В Рясном еще сказывается близость к районному центру, поселку Матвеев-Курган и крупному для них городу Таганрогу.
– Что важно учитывать, создавая такой проект?
– В первую очередь, малокомплектность. Возьмем село Рясное с населением 1600 человек. Зал клуба рассчитан на 100 человек. Отбрасываем группу людей, которая вообще не пойдет в кино — это очень пожилые люди и совсем маленькие дети. Остается где-то тысяча человек, из которых только половина действительно пойдет на показ. Поэтому премьерные возможности сильно сужаются. Мы привыкли называть премьерой первые десять показов, так как фильмы в городе идут не меньше двух-трех недель. В селе же достаточно нескольких показов, чтобы активная группа людей могла посмотреть кино. Поэтому бизнесу, который занимается распространением фильмов, не выгодно заходить на эти территории. В противном случае мы уходим от правового поля, скачивая фильмы в интернете, нарушая авторские права. Для нашего эксперимента были достигнуты временные партнерские соглашения, благодаря которым мы получили доступ к лицензионному киноконтенту.
– То есть создание кинотеатра в селе возможно только за счет дотаций государства?
– Да, безусловно, нужна поддержка государства. Это либо программы субсидий, либо программы упрощения доступа к лицензионному контенту, уменьшение стоимости лицензии, упрощение поставки оборудования. Если бизнес возьмется за это самостоятельно, то здесь речь может идти, пожалуй, только о сетевом проекте сельских кинотеатров. Во-вторых, нужно учитывать и технические нюансы. Например, систему продажи билетов, которая является камнем преткновения в организации такого проекта. Почему проблема? В селе все свои, все родные, легко предположить такую фразу: «Ну, по-соседски пропусти кино посмотреть бесплатно». Чтобы такого не было, нужно грамотно продумывать систему обилечивания. Устанавливать видеофиксацию и в зале, и перед залом. Можно использовать электронные киоски. Для своего эксперимента мы взяли готовый киоск и под него написали программу, которая позволит покупать билеты с помощью специальной карточки. В Ростове, например, есть карта гражданина Ростовской области, в Москве — социальная карта москвича. Главное, что к такой карте привязана зарплата или пенсия, социальный статус и соответственно льготы, которые человек может получить автоматически при покупке билета в кино.
– Что дальше будет с проектом цифрового кинотеатра?
– Свою исследовательскую задачу мы выполнили. Это готовый проект с бизнес-планом и всеми рекомендациями. Он передан минкомсвязи. И мы готовы содействовать в его реализации.
Прежде чем запускать цифровой кинотеатр, научная группа выяснила медиапредпочтения сельчан.
– Начнем с того, что село Рясное не типичное по сравнению с другими, так как оно находится на границе с Украиной. Жители сегодня активно интересуются политикой. Они переживают за свою безопасность, так как рядом происходит военный конфликт. К тому же у людей там живут друзья и родственники. Они раньше на выходные ездили на Украину просто отдыхать. Теперь эта связь нарушена. Естественно, сельчане пытаются понять, что происходит, поэтому у них высокий интерес к новостям, при этом низкий — к виртуальной реальности: сериалы, реалити-шоу вроде «Дом-2» и так далее. Сельским жителям необходимо добавить и местный телевизионный контент, потому что районное и городское телевидение не может обеспечить их информацией о жизни родного села. Что, собственно, мы и сделали. Помимо фильмов показывали телевизионный журнал: люди, их истории, события. Резонанс был неожиданным. В один из последних дней техники не показали тележурнал, и местные жители возмутились: «Мы ради него пришли сюда!». На наше «вы же вчера их видели» они ответили: «Ничего страшного, мы еще раз посмотрим, потому что это наши дети, наши соседи, наша школа, наши учителя». Им это действительно интересно, так как это их жизнь! Запуская тележурнал, мы учитывали опыт десятилетней давности компании «Южный Регион», которая тогда делала проект «Теледеревня».
– Что это был за проект?
– Это был совместный медийный продукт «Южного региона», администрации области и компании «Астероид», у которой есть комплекс маломощных ретрансляторов в малонаселенных пунктах по всей Ростовской области. Более ста клубов они превратили в кинотеатры. Была идея помимо тележурналов показывать кино. Министерство культуры на какой-то период поддерживало программу, поступало много заявок от районов, сел, деревень, но потом все закрылось. Трудность реализации такого проекта еще и в том, что в нашем законодательстве есть пробелы, из-за которых с большой сложностью выделяются радиочастоты для маломощных ретрансляторов до 1 ватта. Поэтому часть нашей работы заключалась в том, чтобы разработать упрощенные процедуры назначения частот для этих ретрансляторов.
– Результаты исследования медиапотребления сельчан Рясного и жителей поселка Коксовый Белокалитвинского района совпали?
– В плане высокого интереса к местным новостям — да. К политическим — нет. Коксовчане в полной мере не самоидентифицируют себя со всей Россией. Им интересна жизнь своего поселка, соседних и районного центра. На то, что происходят в Москве, например, они смотрят как на события в каком-нибудь Чили или Алжире. Мы проводили тогда опрос об их отношении к протестам, которые проходили зимой 2013 года в столице. Жители не понимали, в чем проблема: жизнь есть, достаток есть, работать можно, учиться можно. Чего им [митингующим] не хватает?
Да, безусловно, они видят, что жизнь не идеальна, но у них нет ощущения, что они лично находятся в экономической или политической яме. Конечно, они говорят, что народу негде работать, но при этом все работают, берут кредиты, как-то живут. Но это исследование проводилось летом 2013 года, до войны на Украине. Возможно, трагические события в соседней стране изменили медиаповедение людей.
– Какие источники информации используют сельские жители?
– Если мы говорим о категории 45+, то их источниками информации являются федеральные телеканалы «Первый», «Россия 1». На наш вопрос о том, доверяют ли они этим источникам информации, типичный ответ такой: «Конечно же, если показывают по телевизору, значит можно доверять». У этой группы людей не развиты навыки критического осмысления. Трудоспособное социально активное население критично относится к медиаконтенту, они используют несколько источников, в том числе интернет-издания. Но основной медиаканал — это телевизор.
– Есть ощущение, что телевизор стал культом в российской семье?
– Да. Во время исследований одна из наших задач — зайти в дом и посмотреть, как позиционирован телевизор в интерьере. Часто он становится предметом культурной ценности, особенно если дорогой. Рядом с ним ставят иконы, картинки, фотографии. Для него берется кредит. Потом человеку становится неинтересны представленные каналы и он покупает спутниковую тарелку.
– Считается, что в городе медиа изменили уклад жизни: люди перестали общаться, ходить друг к другу в гости. В селе те же процессы?
– Да. Там уже нет такого — все двери нараспашку. Я помню диалог с местным батюшкой Димитрием в Коксовом. Он говорил: «Раньше деревня пела. Люди собирались все вместе. Когда массово появился телевизор, деревня замолчала. Все отработали и пошли по домам». Наши коллеги из Высшей школы экономики проводили исследование в калужской деревне, где их встречали хлебосольно. Но там телевизоры плохо показывают, тарелок мало, не развит интернет, возраст людей старше, молодежь разъезжается. Чем меньше медиа, тем люди более открыты.
– Телевизор заменил жизнь?
– Так об этом еще кот Матроскин пел: «О морях и не мечтаю, телевизор мне природу заменил».
– Жители села активно пользуются сетью?
– Мы проводили замеры интернет-пользования: практически каждый сельчанин пользуется им, за исключением очень пожилых людей. Активно сидят они в социальных сетях, но в отличие от городских жителей, общение выбирают с теми, кого знают. У нас с вами в друзьях могут быть и люди из других городов, и люди, которых мы в реальной жизни не знаем. И они вообще не пользуются международной социальной сетью «Facebook». Из 400 опрошенных в ней зарегистрировано четыре человека, но это не значит, что они там сидят.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости