Новости – Люди












Люди
«Противно лишать их жизни»

Собак в Братске ловят, чтобы потом снова выпустить на улицу. Фото Денис Васильев
Собак в Братске продолжают убивать, но снижения их популяции на улицах не предвидится
14 марта, 2014 23:17
7 мин
В Иркутской области с этого года начал действие новый закон, регулирующий отлов и содержание бродячих животных. По новым правилам, собак ловят, не причиняя им вреда, и отвозят в приюты. Там их осматривает ветеринарный врач, и если требуется, назначает лечение. Затем животных стерилизуют и через полгода снова выпускают в город.
Для Братска на эту программу из регионального бюджета выделено три миллиона рублей. Договор на работу с бездомными животными администрация города заключила с кинологом Анной Ключарёвой. Она заведует приютом «Гранд-Мухтар», в котором и будут содержаться собаки на протяжении шести месяцев. Но уже сейчас ясно, что в реальности выполнить все условия нового закона просто невозможно.
Приют «Гранд-Мухтар» не так давно был на балансе муниципалитета, а Анна Ключарёва была в нем директором. С нового года она создала ИП, и забрала приют в собственность. Когда корреспондент «Русской Планеты» пришел в «Гранд-Мухтар», там находились четыре взрослые овчарки, три щенка и одна кошка.
– Вот у этого Тузика хозяева из частного дома переехали в городскую квартиру. А пса нам сдали, решили не брать его с собой. Он еще не адаптировался, переживает. Но я думаю, его скоро кто-нибудь возьмет. У нас весной обычно забирают собак на дачу охранять. Это сезонное. Или, например, на автостоянку овчарки требуются, они хорошо сторожат, — рассказывает Анна Ключарёва.
На территории питомника расположен десяток уличных вольеров для собак с длинной шерстью, которые нормально переживают сибирские морозы. В каждой клетке помещается один взрослый пес или несколько щенков. Теплых домиков для собак всего четыре. И еще пара для щенков. Таким образом, в приюте одновременно могут содержаться порядка 40-50 собак.
– Нам, конечно, надо расширяться, мы об этом думаем. Но пока попробуем обойтись и таким количеством мест, — говорит Ключарёва.
По статистике, которую РП сообщили в комитете по управлению Центральным округом администрации Братска, в городе обитает более тысячи бездомных собак. Коммунальщики постоянно принимают от населения жалобы на собачьи стаи, бегающие по жилым районам. Самая большая на сегодняшний день из них зафиксирована в Энергетике, в районе гаражного кооператива и частного сектора. Там порядка двадцати голов — уже можно заселить половину «Гранд-Мухтара». Еще одна большая стая обитает возле городской больницы.
– Остальные собачьи «семьи» небольшие — по три-пять голов. О меньших мы просто не знаем, потому, что жители не сообщают о местах обитания одной-двух бездомных собак, — рассказала РП главный специалист отдела ЖКХ комитета по управлению Центральным округом Елена Адельфинская.
Впрочем, отлавливать стаи в Братске не торопятся. Никакого регламента по оперативности устранения животных в городе не существует. Да и вообще, закон вовсе не предполагает уменьшения их популяции. Он направлен разве что на профилактику распространения бешенства. Хотя угрозу представляет не только инфекция, но сами звери. Так, например, 10 марта в Тикси стая собак загрызла 9-летнюю школьницу. Уголовное дело возбуждено в отношении руководителя поселковой администрации.
– Собаки как бегали, так и будут бегать. У нас бригада из двух человек, мы не можем быть в нескольких местах одновременно и собак мы не выловим всех разом, — оправдывается руководительница «Мухтара».
В прошлом году диких собак официально умерщвляли. Отловом занималась дорожная служба на средства из городского бюджета. Теперь делать этого нельзя. Но фактически без эвтаназии не обойтись, уверяет Анна Ключарёва. Например, на одну операцию по стерилизации требуется одна тысяча рублей. Чтобы прооперировать суку — пять тысяч рублей. И это без учета послеоперационного сопровождения. А по смете на одного животного предусматривается всего 500 рублей. Также и денег, выделяемых на корм, хватит разве что на четыре месяца, а уж никак не на полгода.
– Это мы посчитали только на еду. А есть еще зарплаты работникам, аренда территории, расходы на транспортировку и другие затраты, — добавляет Ключарёва.
Сотрудники приюта в неофициальной беседе поясняют, что в приюте до конца полугодовой передержки доживут только те собаки, у которых есть шанс когда-нибудь обрести хозяина. То есть грязные, лохматые, больные, дикие и неадекватные псы, скорее всего, будут ликвидированы.
– Зачем нам держать псину, с которой никто поладить не может? — говорит сотрудница приюта, попросившая не называть ее имя. — Мы красивую и спокойную собачку пролечим, обогреем, приютим, глядишь, ее кто-нибудь взять захочет. У нас вся надежда на людей, которые, дай бог, разберут всех животных.
Впрочем, в Братске даже зоозащитники не протестуют против убийства животных.
– Как бы ни было противно, что мы лишаем собак жизни, но по-другому никак, — жалуется корреспонденту РП руководитель фонда помощи животным Анжела Мусалипова. — Бывают такие случаи, когда человек приводит свою собаку к ветеринару и просит усыпить просто потому, что надоела. Мы, волонтеры, в таких случаях пытаемся эту собаку пристроить новому хозяину. Но в городе проблемы с приютами. Даже на передержку пса поместить некуда.
В Братске помимо «Гранд-Мухтара» существует еще один собачий приют — «Дружок». Но он, в отличие от первого, и вовсе может рассчитывать только на средства волонтеров. Клеток в «Дружке» на всех не хватает — некоторые собаки просто стаей живут на огороженной территории. Лишь в этом году там сделали ремонт и построили теплые вольеры. Но как уверяет руководитель приюта Людмила Слюсарева, питомник забит, дополнительных мест для передержки собак попросту нет.
Идею построить новый питомник в Братске высказывали уже неоднократно. Пару лет назад с такой инициативой выступила пенсионерка Эмма Орхиреева. Женщина целыми кастрюлями готовила варево из мяса и крупы и выносила это на улицу — прикармливать дворовых собак. Но когда ей пришлось столкнуться с оформлением бумаг и вложением денег, женщина решила с этим не связываться. Сейчас вопросом занимается фонд помощи животным под руководством Анжелы Мусалиповой. Однако и она признает, что придется проделать колоссальную работу. Гораздо проще оказать содействие уже готовому «Гранд-Мухтару» и расширить его.
– А вообще, этот закон о собаках — он еще очень сырой и недоделанный. Мы изучаем опыт других регионов, но если честно, то и там собачники разводят руками. Как сделать так, чтобы и закон исполнять, и в выделенные средства укладываться, и при этом собак не обидеть — я не знаю. Никто не знает, — резюмирует Анжела Мусалипова.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости