Новости – Общество
Общество
Символ купеческой Самары
Эксперты до сих пор удивляются, как уцелело старинное здание в центре города. Фото: Вероника Подрезова/ «Русская планета»
В доме Маштакова откроется первый музей частных коллекций
4 декабря, 2015 16:30
9 мин
По инициативе самарского мецената и одновременно единственного учредителя общественного объединения «Союз коллекционеров» старинный памятник деревянного зодчества, расположенный в историческом центре города, будет спасен. В стенах отреставрированного дома планируется создание музея на базе артефактов из личного арсенала как российских, так и зарубежных коллекционеров.
Уже не одно десятилетие этот скромный по своему архитектурному замыслу двухэтажный деревянный дом с декоративными башенками одиноко пребывает в запустении, играя на контрасте со своими презентабельными соседями по улице Самарской. Однако за незамысловатым фасадом здания стоит нечто большее, чем просто архитектурное решение.
– Дом Маштакова представляет собой довольно качественный объект с точки зрения архитектуры: эклектика с классицистическими чертами проецирует национальную идентичность, подчеркивает русский стиль и символизирует стремление к корням. Стоит сказать, что национальная самоидентификация созвучна нынешнему времени, поэтому я полагаю, что неслучайно именно сегодня возникло желание сохранить это сооружение, — поясняет замдекана Высшей школы урбанистики НИУ ВШЭ Виталий Стадников.
По словам бизнесмена Дмитрия Хмелева, изначальное архитектурное решение памятника и его нынешнее обветшавшее состояние не оставили его равнодушным:
– Дом Маштакова — это, несомненно, культовое строение нашего города, которое на данный момент находится в аварийном состоянии. Идея создания музея именно в этом доме отвечает концептуальному замыслу: я считаю, что подобного рода культурное учреждение должно располагаться в символическом здании, у которого есть своя история, — комментирует Дмитрий Хмелев, генеральный директор ООО «Редут».
Однако биография памятника не так односложна, как кажется на первый взгляд. По общепринятой версии, которая бытует в общественных и нередко академических кругах города, хозяином дома был купец и владелец двух кирпичных заводов. В связи с этим дом Маштакова на протяжении многих лет «по праву» считают не иначе как символом Самары купеческой. Но тут мы встречаем целый пласт как практических, так и теоретических противоречий:
– По общей истории памятника у меня осталось довольно много вопросов. Во-первых, я не думаю, что владелец двух кирпичных заводов стал бы возводить деревянную постройку. Во-вторых, во время обследования фундамента дома мы обнаружили, что на кирпичах отсутствуют заводские клейма Маштакова. Ранее все предположения были на уровне домыслов, а теперь мы в действительности можем убедиться, что владельцем дома был совершенно другой человек. Конечно, вполне возможно, что купец Маштаков в свое время забрал его за долги, но это маловероятно. Ко всему прочему, в указанный период архитекторы старались строить уже кирпичные постройки, мало отдавая предпочтение деревянным, — поясняет Дмитрий Хмелев.
По имеющимся сведениям из архивных фондов, 22 января 1899 года самарский мещанин Михаил Дементьевич Маштаков подал прошение в Самарскую городскую управу с просьбой разрешить ему постройку деревянного двухэтажного дома на принадлежащем ему дворовом месте на углу Воскресенской площади и Самарской улицы. Спустя три дня управа выдала соответствующее разрешение. Дом был построен по проекту архитектора Александра Щербачёва. Позже, в августе 1911 года, усадебное место М. Д. Маштакова перешло в собственность самарского купца Николая Федоровича Маркова.
Никаких нововведений во внутреннем убранстве дома не будет. Фото: Вероника Подрезова/ «Русская планета»
Никаких нововведений во внутреннем убранстве дома не будет. Фото: Вероника Подрезова/ «Русская планета»
Своим экспертным мнением относительно подлинной истории этого памятника поделился самарский краевед Олег Ракшин:
– На мой взгляд дом Маштакова вряд ли можно назвать символом купеческой Самары. Как писал в конце XIX века Николай Шелгунов, «то там, то здесь высятся палаццо… Сосчитайте число этих дворцов, и вы узнаете число миллионеров, разбогатевших на самарской пшенице». Символ купеческой Самары — это каменный особняк, чаще всего в стиле модерн. Дом Маштакова ничем не отличается от дома Поплавского на площади Чапаева. Двухэтажный деревянный особняк в псевдорусском стиле. Почему Маштаков построил деревянный дом? Предположу, что на тот момент у него не было средств на постройку чего-то более грандиозного. Например, тот же Поплавский со временем отстроил огромный особняк на улице Дворянской (ныне Куйбышева).
Сегодня этот овеянный мифами и легендами памятник затаился посреди оживленной улицы старого города. По замечанию Дмитрия Хмелева, из всех составляющих более-менее жизнеспособным остается только сруб дома и декоративная резьба внешнего фасада здания. В соответствии с нынешним состоянием памятника был определен довольно масштабный фронт восстановительных работ: первоначально будет заново выставляться геометрия здания, укрепляться фундамент, производиться замена сгнивших венцов и кровли. С элементами внешней архитектуры будут работать профессионалы в области реставрационных работ. Строительными работами и внутренней отделкой здания занимается компания «Редут».
Сам идеолог проекта отмечает, что никаких нововведений относительно внутреннего убранства дома он привносить не планирует.
– На данный момент я постараюсь восстановить внешнюю планировку комнат, пока она читаема. Сейчас при желании можно найти все аутентичные элементы внутренней отделки дома того времени: к примеру, практически всю электрику указанного периода можно сейчас приобрести на барахолках и аукционах. Обои 1915 года, которые по преимуществу были германскими, можно найти по аналогичному принципу. Сегодня вполне реально воссоздать картину прежнего интерьера, не придумывая ничего нового, — комментирует Дмитрий Хмелев.
В рядах осведомленной общественности не утихает полемика: как же так вышло, что памятник регионального значения на протяжении многих лет находится в законсервированном состоянии и остается вне поля зрения местных властей? По замечанию Олега Ракшина, в советское время Куйбышев не рассматривался в качестве туристического центра и городские власти довольно пренебрежительно относились к архитектурному наследию, так как в приоритете были совсем иные цели и задачи. В 1990-е Самара стала тем же купеческим городом. Нет, не городом, а, как писал тот же Шелгунов, просто заселенным пространством, в котором люди собрались исключительно для торговли.
– На данный момент в городах-миллионерах сохранилось очень мало памятников деревянной архитектуры по той причине, что она не считалась фундаментальным наследием в советское и постсоветское время. Хозяйственное отношение к капитальности объекта было эквивалентно оценке художественной ценности объекта, что, безусловно, абсурдно, — утверждает Виталий Стадников.
Однако дискуссия относительно восстановительных работ памятника идет еще с 2000-х годов. Городские власти неоднократно выступали с предложением перенести часть исторической застройки на улицу Ленинскую к комплексу музея Алабина, а затем на Коровий остров, где предполагалось создание музея деревянной Самары. В конечном итоге ни один из этих проектов так и не был воплощен в реальность. Однако стоит сказать, что идея создания единого музея деревянного зодчества еще блуждает в сознании самарских историков.
– Безусловно, памятник нуждается в восстановительных и реставрационных работах. В этом нет никаких сомнений. Однако, на мой взгляд, дом Маштакова довольно откровенно контрастирует с общим архитектурным ансамблем на ул. Самарской. Самым оптимальным вариантом я считаю создание парка-музея деревянного зодчества, куда и следовало бы перенести данный памятник, — комментирует историк Павел Попов.
По окончанию ремонтных работ Дмитрий Владимирович Хмелев планирует открытие в стенах дома Маштакова музей личных коллекций.
– Первоначально в музее будет представлена часть предметов из моей личной коллекции, а позже будет оформлена экспозиция российских и зарубежных коллекционеров, так как наше общество — это интернациональный союз, у которого нет ни границ, ни политики. Каждый коллекционер хочет, чтобы его коллекция экспонировалась в музеях. Но так как музейные фонды и без того переполнены, необходима обособленная площадка, где они смогут выставлять свои работы. Именно поэтому возникла идея реставрации здания с дальнейшим открытием в нем музея.
Тематика частных коллекций будет абсолютно разнообразной. Экспозиции будут периодически сменять друг друга, не замыкаясь на стационарных выставках. По замечанию Дмитрия Хмелева, помещение музея будет также рассматриваться как площадка для клуба коллекционеров и всех, кто изъявляет желание присоединиться к профессиональному течению. Поучаствовать в культурной жизни и приобщиться к ремеслу сможет каждый — без «табели о рангах», возрастных и финансовых ограничений. Открытие музея запланировано на 2016 год.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости