Титульная страница
Сегодня
Политика
Происшествия
Люди
Экономика
Следствие
Бизнес
Культура
Наука и медицина
Недвижимость
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Поддержать проект
Вопрос-Ответ
Financial Assets
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
В России признаны экстремистскими и запрещены организации «Национал-большевистская партия», «Свидетели Иеговы», «Армия воли народа», «Русский общенациональный союз», «Движение против нелегальной иммиграции», «Правый сектор», УНА-УНСО, УПА, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Мизантропик дивижн», «Меджлис крымскотатарского народа», движение «Артподготовка», общероссийская политическая партия «Воля». Признаны террористическими и запрещены: «Движение Талибан», «Имарат Кавказ», «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), Джебхад-ан-Нусра, «АУМ Синрике», «Братья-мусульмане», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», Общественное движение «Штабы Навального», интернет-издание «Спутник и погром», компания Meta Platforms. Inc.
НКО, выполняющие функции иностранного агента: Некоммерческая организация «Фонд по борьбе с коррупцией», Межрегиональный профессиональный союз работников здравоохранения "Альянс врачей", Автономная некоммерческая организация «Центр по работе с проблемой насилия «НАСИЛИЮ.НЕТ», Программно-целевой Благотворительный Фонд "СВЕЧА", Красноярская региональная общественная организация "Мы против СПИДа", Некоммерческая организация "Фонд защиты прав граждан", Автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг "Акцент", Межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов "Открытый Петербург", Санкт-Петербургский благотворительный фонд "Гуманитарное действие", Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан "Феникс ПЛЮС", Фонд содействия правовому просвещению населения "Лига Избирателей", Некоммерческая Организация Фонд "Правовая инициатива", Некоммерческая организация Фонд "Общественный фонд социального развития "Генезис", Автономная некоммерческая организация информационных и правовых услуг "Гражданская инициатива против экологической преступности", Некоммерческая организация "Фонд борьбы с коррупцией", Пензенский региональный общественный благотворительный фонд "Гражданский Союз", Ингушское республиканское отделение общероссийской общественной организации "Российский Красный Крест", Общественная организация "Саратовский областной еврейский благотворительный Центр "Хасдей Ерушалаим" (Милосердие), Частное учреждение "Центр поддержки и содействия развитию средств массовой информации", Региональная общественная организация содействия соблюдению прав человека "Горячая Линия", Фонд "В защиту прав заключенных", Автономная некоммерческая организация "Институт глобализации и социальных движений", Автономная некоммерческая организация противодействия эпидемии вич/спида и охраны здоровья социально-уязвимых групп населения "Центр социально-информационных инициатив Действие", Челябинское региональное диабетическое общественное движение "ВМЕСТЕ", Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан, Благотворительный фонд помощи осужденным и их семьям, Городской благотворительный фонд "Фонд Тольятти", Свердловский региональный общественный фонд социальных проектов "Новое время", Фонд содействия устойчивому развитию "Серебряная тайга", Фонд содействия развитию массовых коммуникаций и правовому просвещению "Так-Так-Так", Региональная общественная организация содействия просвещению граждан "Информационно-аналитический центр "Сова", Региональная общественная организация помощи женщинам и детям, находящимся в кризисной ситуации "Информационно-методический центр" Анна", Автономная некоммерческая организация социальной поддержки населения "Проект Апрель", Региональный благотворительный фонд "Самарская губерния", Свердловский областной общественный фонд "Эра здоровья", Международная общественная организация "Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество "Мемориал", Автономная Некоммерческая Организация "Аналитический Центр Юрия Левады", Автономная некоммерческая организация "Издательство "Парк Гагарина", Фонд содействия защите здоровья и социальной справедливости имени Андрея Рылькова, Благотворительный фонд социально-правовой помощи "Сфера", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности "Уральская правозащитная группа", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности - женское общественное объединение "Женщины Евразии", Омская региональная общественная организация "Центр охраны здоровья и социальной защиты "СИБАЛЬТ", Городская общественная организация "Рязанское историко-просветительское и правозащитное общество "Мемориал" (Рязанский Мемориал), Городская общественная организация "Екатеринбургское общество "МЕМОРИАЛ", Автономная некоммерческая организация "Институт прав человека", Некоммерческая организация "Фонд защиты гласности", Региональное общественное учреждение научно-информационный центр "МЕМОРИАЛ", Союз общественных объединений "Российский исследовательский центр по правам человека", Автономная некоммерческая организация "Дальневосточный центр развития гражданских инициатив и социального партнерства", Общественная организация "Пермский региональный правозащитный центр", Фонд "Гражданское действие", Межрегиональный общественный фонд содействия развитию гражданского общества "ГОЛОС-Урал", Автономная некоммерческая организация "Центр независимых социологических исследований", Негосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышение квалификации) специалистов "АКАДЕМИЯ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА", Свердловская региональная общественная организация "Сутяжник", Межрегиональная благотворительная общественная организация "Центр развития некоммерческих организаций", "Частное учреждение в Калининграде по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров северных стран", Региональная общественная благотворительная организация помощи беженцам и мигрантам "Гражданское содействие", Автономная некоммерческая организация "Центр антикоррупционных исследований и инициатив "Трансперенси Интернешнл-Р", Региональный Фонд "Центр Защиты Прав Средств Массовой Информации", Некоммерческое партнерство "Институт развития прессы - Сибирь", "Частное учреждение в Санкт-Петербурге по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров Северных Стран", Межрегиональная общественная организация Информационно-просветительский центр "Мемориал", Межрегиональная общественная правозащитная организация "Человек и Закон", Фонд поддержки свободы прессы, Санкт-Петербургская общественная правозащитная организация "Гражданский контроль", Калининградская региональная общественная организация "Правозащитный центр", Региональная общественная организация "Общественная комиссия по сохранению наследия академика Сахарова", Некоммерческое партнерство "Институт региональной прессы", Частное учреждение "Информационное агентство МЕМО. РУ", Фонд "Институт Развития Свободы Информации", Калининградская региональная общественная организация "Экозащита!-Женсовет", Фонд содействия защите прав и свобод граждан "Общественный вердикт", Межрегиональная общественная организация Правозащитный Центр "Мемориал", Евразийская антимонопольная ассоциация.
Иностранные СМИ, выполняющие функции иностранного агента: "Голос Америки", "Idel.Реалии", Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Телеканал Настоящее Время, Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi), Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC), "Сибирь.Реалии", "Фактограф", "Север.Реалии", Общество с ограниченной ответственностью "Радио Свободная Европа/Радио Свобода", Чешское информационное агентство "MEDIUM-ORIENT", Пономарев Лев Александрович, Савицкая Людмила Алексеевна, Маркелов Сергей Евгеньевич, Камалягин Денис Николаевич, Апахончич Дарья Александровна, Юридическое лицо, зарегистрированное в Латвийской Республике, SIA «Medusa Project» (регистрационный номер 40103797863, дата регистрации 10.06.2014), Общество с ограниченной ответственностью «Первое антикоррупционное СМИ», Юридическое лицо, зарегистрированное в Королевстве Нидерландов, Stichting 2 Oktober (регистрационный номер № 69126968), являющееся администратором доменного имени интернет-ресурса «VTimes.io», Баданин Роман Сергеевич, Гликин Максим Александрович, Маняхин Петр Борисович, Ярош Юлия Петровна, Чуракова Ольга Владимировна, Железнова Мария Михайловна, Лукьянова Юлия Сергеевна, Маетная Елизавета Витальевна, Юридическое лицо «The Insider SIA», зарегистрированное в Риге, Латвийская Республика (дата регистрации 26.06.2015), являющееся администратором доменного имени интернет-издания «The Insider», https://theins.ru, Рубин Михаил Аркадьевич, Гройсман Софья Романовна, Рождественский Илья Дмитриевич, Апухтина Юлия Владимировна, Постернак Алексей Евгеньевич, Общество с ограниченной ответственностью Телеканал Дождь, Петров Степан Юрьевич, Юридическое лицо Istories fonds, зарегистрированное в Латвийской Республике (регистрационный номер 50008295751, дата регистрации 24.02.2020), Шмагун Олеся Валентиновна, Мароховская Алеся Алексеевна, Долинина Ирина Николаевна, Шлейнов Роман Юрьевич, Анин Роман Александрович, Великовский Дмитрий Александрович, Общество с ограниченной ответственностью «Альтаир 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Ромашки монолит», Общество с ограниченной ответственностью «Главный редактор 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Вега 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Важные иноагенты», Каткова Вероника Вячеславовна, Карезина Инна Павловна, Кузьмина Людмила Гавриловна, Костылева Полина Владимировна, Лютов Александр Иванович, Жилкин Владимир Владимирович, Жилинский Владимир Александрович, Тихонов Михаил Сергеевич, Пискунов Сергей Евгеньевич, Ковин Виталий Сергеевич, Кильтау Екатерина Викторовна, Любарев Аркадий Ефимович, Гурман Юрий Альбертович, Грезев Александр Викторович, Важенков Артем Валерьевич, Иванова София Юрьевна, Пигалкин Илья Валерьевич, Петров Алексей Викторович, Егоров Владимир Владимирович, Гусев Андрей Юрьевич, Смирнов Сергей Сергеевич, Верзилов Петр Юрьевич, Общество с ограниченной ответственностью «ЗП», Общество с ограниченной ответственностью «Зона права», Общество с ограниченной ответственностью «ЖУРНАЛИСТ-ИНОСТРАННЫЙ АГЕНТ», Вольтская Татьяна Анатольевна, Клепиковская Екатерина Дмитриевна, Сотников Даниил Владимирович, Захаров Андрей Вячеславович, Симонов Евгений Алексеевич, Сурначева Елизавета Дмитриевна, Соловьева Елена Анатольевна, Арапова Галина Юрьевна, Перл Роман Александрович, Общество с ограниченной ответственностью «МЕМО», Американская компания «Mason G.E.S. Anonymous Foundation» (США), являющаяся владельцем интернет-издания https://mnews.world/, Компания «Stichting Bellingcat», зарегистрированная в Нидерландах (дата регистрации 11.07.2018), Автономная некоммерческая организация по защите прав человека и информированию населения «Якутия – Наше Мнение», Общество с ограниченной ответственностью «Москоу диджитал медиа», Акционерное общество «РС-Балт», Заговора Максим Александрович, Ветошкина Валерия Валерьевна, Павлов Иван Юрьевич, Скворцова Елена Сергеевна, Оленичев Максим Владимирович, Общество с ограниченной ответственностью «Как бы инагент», Кочетков Игорь Викторович, Фонд развития книжной культуры «Иркутский союз библиофилов», Общество с ограниченной ответственностью «Честные выборы», Общество с ограниченной ответственностью «Нобелевский призыв», Еланчик Олег Александрович, Григорьева Алина Александровна, Григорьев Андрей Валерьевич, Гималова Регина Эмилевна, Хисамова Регина Фаритовна.
Лента новостей
Лента новостей
Новости – Титульная страница
Русская планета

Без дураков и дорог

Сибирские экстремалы ни воды, ни грязи не боятся. Фото: Павел Лавров.
Сибирские экстремалы проложили маршрут в глухой тайге
Елена Коваленко
16 октября, 2013 18:58
5 мин
Трофи-рейд «Октябренок» завершил уходящий летний сезон для фанатов внедорожных гонок. Сборная команда джиперов преодолела путь по отдаленным отрогам Горной Шории. Участвовал во внедорожном автопробеге и корреспондент РП.
Между Казом и Мысками — полтораста верст, горами да лесом. Если напрямик — тайга. Настоящая, глухая. По октябрьской погоде — уже мерзлая. Нет дороги из Каза в Мыски. Ну не считать же всерьез дорогой поросшие молодым ельником лесовозные просеки. Там и прежде-то трелевщики вязли в болотах, а уж теперь, когда заготовки не ведутся, и направлений-то не сыскать. А участникам трофи-рейда того и надо. Им без дороги ехать веселее — спортсменам и экстремалам.
Грязь фонтаном из-под колес, стрелка тахометра лежит на красной отметке, но машина не двигается с места. Тяжелый внедорожник крепко сел на мосты в глубокой колее.
– Отличная трасса! — веселится водитель. — Это же мы еще и до старта не доехали!
Пока штурман тянет лебедку и вяжет стропы на стволе могучего кедра, сгущаются сумерки. В час по чайной ложке, сантиметр за сантиметром, машина вылезает из грязевой ловушки. Выехали на твердое, смотали трос, а через сотню метров — уже новое препятствие: крутой склон, размытый октябрьским дождиком. Те экипажи, что успели проскочить первыми, содрали колесами дерн и подниматься предстоит по голой глине.
– Попробуем с ходу? — сомневается штурман.
Разгон, прыжок, машина уходит в занос, пилот бешено работает рулевым колесом, пытаясь удержать автомобиль от падения в колею. Из-под капота вырываются клубы пара: перегрелись. Но остановиться на таком уклоне — значит неминуемо скатиться назад. Горка заканчивается, а оказавшись на ровном участке, машина резко рванула вперед. Вот тут уже можно придержать двести лошадей, топочущих в моторе. Надо постоять, дать машине остыть, самим выдохнуть. До лесной поляны на берегу горной речки, откуда утром будет дан старт пробегу, остался всего километр. К темноте доберемся.
Трофи-рейд — это не гонка. Конечно, того, кто придет к финишу первым, ждет заслуженный почет и уважение, но скорость прохождения трассы — вторична. Главное — преодолеть маршрут. А сделать это проще сообща. Поэтому экипажи должны двигаться плотной группой, постоянно подстраховывая друг друга.
– Здесь все основано на взаимовыручке, — рассказывает Роман Ковальчук, организатор пробега. — Если один экипаж попал в тяжелую ситуацию, ему обязательно нужно помочь. Скорость эскадры равна скорости самого тихоходного корабля. А рейд считается завершенным, когда с маршрута выехали все участники. Другое дело — ралли, где важен индивидуальный результат. Но на таких сложных маршрутах проводить соревнования в этой дисциплине просто опасно. Мне лично больше нравятся трофи-рейды. Это больше похоже на путешествие, на командный спорт. Мне как спортсмену важно чувство локтя, когда знаешь, что есть кто-то, на кого можно положиться.
Техника подводит всегда. При таких испытаниях это практически неизбежно. Просто опытные спортсмены к этому готовы. На первых же километрах дистанции за излишнюю самоуверенность поплатился новокузнецкий экипаж на «Нисан–Датсан». Думали, сумеют проскочить яму, а с наскока не вышло. Вырвали задний мост. Усиленный, военный, от УАЗа. Но у соседей оказался с собою и сварочный аппарат, и генератор. Починили прямо в тайге.
Машины к таким маршрутам готовят специально. Их, как говорят джиперы, «строят». За основу берутся обычные внедорожники, прозванные среди профессионалов «паркетниками», а уж дальше насколько хватит средств и фантазии. Из обязательных элементов —усиленнаяходовка, повышенный дорожный просвет, облегченный салон на случай переворота. Даже на рамные машины ставят дополнительный каркас прочности. Не обойтись в тайге без лебедок. Воздухозаборник выведен на крышу, чтобы автомобиль не «захлебнулся» во время переправ через броды. В багажник — инструменты, усиленные домкраты, набор запчастей.
– Если по багажникам посмотреть, то запчастей хватит, чтобы еще одну машину собрать! — Говорит пилот Рома, не переставая работать гаечными ключами. — И вообще, каждый джипер должен быть немного механиком. И еще — чуть-чуть изобретателем. Потому что если ты с собою чего-то не взял, то надо обязательно что-то придумывать. Иначе можно застрять в глуши. До ближайшего сервиса здесь ой, как далеко! Однажды мы во время летнего рейда в Монголию оторвали от машины целиком весь задний мост. Это было уже во второй раз, так что заменить было нечем: и так на запаске шли. Пришлось сделать лаги из толстых бревен, соорудить волокушу на кормовой отсек. И так, на бревнах вместо колес, мы проехали больше тысячи километров, пока не нашли возможности починиться.
Осторожно спуститься со склонов осклизлой сопки — тоже суровое испытание для экипажа. Особенно если машина тяжелая. Идем на тормозах, юзом, левый борт заваливается в канаву под валежиной, колеса по правому борту бесполезно молотят воздух. Критический наклон. Штурман по рации дает сигнал: нужна помощь. Не проходит и десяти минут, как к накренившемуся автомобилю подходят ребята из других экипажей. Встаем всемером на верхнюю подножку, хватаясь руками, кто за что может. С таким живым грузом накренившуюся машину удается раскачать в противовес, колеса схватывают грунт и вот наш экипаж снова вернулся на трассу. Руки подрагивают. То ли от усталости, то ли от избытка адреналина.
– Здесь раньше вполне нормальное место было, легко спускались, — рассказывает Михаил Борисов, пилот замыкающей группу машины. — Но лес живой, маршрут поэтому каждый раз как новый. От погоды многое зависит, от времени года. От того, где какие деревья выросли или поперек просеки упали. Размыло почву до камней или болото разлилось. Мы здесь два года назад были, так места вообще не узнать. Бобры расплодились.
Выясняю, причем здесь бобры: оказывается, они умудрились сильно изменить русла ручьев и речек, где-то поставили запруды, где-то пустили воду на слив по старицам. На плесах накопали ям, а по берегам устроили заплоты из валежника. И все это — за каких-то полтора года, так что трассу приходится буквально разведывать заново.
– Всегда сюрприз. Не знаешь, к чему готовиться. Думаешь, что будет мокро, ставишь резину для грязи на машину. Приезжаешь — грязь подсохла, зато ураганом деревья так навалило, что оказывается, нужны колеса повыше и более прочные: объезжать препятствия по камням. Или наоборот, готовишься к жесткой трассе, а ее затопило, — сетует штурман, на котором лежит ответственность за готовность автомобиля к пробегу. — Не знаешь никогда, сколько горючего брать про запас. Тут в зависимости от условий все, расход измеряется не километражем, а моточасами: можно весь день молотить вхолостую на месте и не продвинуться.
Штурман  — очень важный в экипаже человек. Подъезжаешь к препятствию — его задача выскочить из кабины, пробежать несколько метров вперед, разведать. Если брод — зайти в воду, проверить на ямы и спрятавшийся под водой топляк. Если болото, нащупать объезд. Если бурелом, то его надо прорубить, освобождая дорогу. За день так набегаешься. Ну, и штурману обычно выпадает счастье вязать лебедку на опору, если машина все-таки крепко села.
Как раз ползем вверх на лебедке. Наш «Лэнд-Крузер» не справился с подъемом. В этот момент справа, стараясь не терять оборотов, проскакивает детище отечественного автопрома — УАЗ. Без остановки поднимается на взлобок и останавливается, поджидая, не понадобится ли нам помощь. На этом участке он показал себя лучше. Машина менее мощная, но зато легкая, на подъемах ему комфортнее. Зато из болота лучше выбираться на тяжелой «Тойоте», там мы УАЗу будем помогать.
Вообще, довольно сложно сказать, какая же машина обладает самой высокой проходимостью. У каждой есть плюсы и минусы. Важно соблюсти баланс между мощностью, габаритами, давлением на грунт. Легкую и юркую «Ниву» не догнать в лесу, зато на переправе через реку ее сносит, там хорошо ехать на тяжелом танке с высокой посадкой, вроде того же «Крузера». Или вот: две елки растут довольно тесно, УАЗ смог пройти между ними, а увесистый «Ниссан» с томскими номерами вынужден искать объезд.
– Экие вы чистые! — улыбаюсь встречному экипажу, пилот и штурман которого с ног до головы облеплены толстым слоем подсохшей глины.
– Обзора нет! — перекрикивают они рычащий мотор.— Веткой лобовое стекло расхлестало, едем, в форточки выглядывая! А из-под колес жижа летит.
Не позавидуешь им. Летом такие грязевые ванны — штука вполне терпимая, а вот в октябре… Поежившись, предлагаем товарищам термос с чаем, заваренным по-таежному.
К финишу приходим уже глубокой ночью: на последних отрезках маршрута замыкающая группа буквально волоком тащила на себе окончательно сломавшийся грузовичок.
Пересчитываемся. Все экипажи вышли с маршрута. Рейд считается завершенным. Ноги гудят, пальцы ломит. На завтра организаторы обещали еще небольшое соревнование-квест — будем искать спрятанные в тайге задания. А сейчас очень хочется похлебать горячего и укутаться в сухой спальный мешок. Небо над головой звездное, значит, через какой-то час станет пронзительно холодно.
Поделиться
ТЕГИ
поддержать проект
Для поднятия хорошего настроения, вы можете угостить наших редакторов чашечкой кофе
Маленькая чашка кофе
cup
200 ₽
Средняя чашка кофе
cup
300 ₽
Большая чашка кофе
cup
500 ₽
Большая чашка кофе и что-то вкусное
cup
900 ₽
Нажимая на кнопку «Поддержать», я принимаю пользовательское соглашение, политику конфиденциальности и подтверждаю свое гражданство РФ
Кто может поддержать проект?
Поддержать проект могут только граждане России. Поддержка осуществляется только в рублях. В соответствии с требованием закона.
Лень сёрфить новости? Подпишись и БУДЬ В КУРСЕ