Общество
Сегодня
Политика
Происшествия
Люди
Экономика
Следствие
Бизнес
Культура
Наука и медицина
Недвижимость
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Поддержать проект
Вопрос-Ответ
Financial Assets
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
В России признаны экстремистскими и запрещены организации «Национал-большевистская партия», «Свидетели Иеговы», «Армия воли народа», «Русский общенациональный союз», «Движение против нелегальной иммиграции», «Правый сектор», УНА-УНСО, УПА, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Мизантропик дивижн», «Меджлис крымскотатарского народа», движение «Артподготовка», общероссийская политическая партия «Воля». Признаны террористическими и запрещены: «Движение Талибан», «Имарат Кавказ», «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), Джебхад-ан-Нусра, «АУМ Синрике», «Братья-мусульмане», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», Общественное движение «Штабы Навального», интернет-издание «Спутник и погром», компания Meta Platforms. Inc.
НКО, выполняющие функции иностранного агента: Некоммерческая организация «Фонд по борьбе с коррупцией», Межрегиональный профессиональный союз работников здравоохранения "Альянс врачей", Автономная некоммерческая организация «Центр по работе с проблемой насилия «НАСИЛИЮ.НЕТ», Программно-целевой Благотворительный Фонд "СВЕЧА", Красноярская региональная общественная организация "Мы против СПИДа", Некоммерческая организация "Фонд защиты прав граждан", Автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг "Акцент", Межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов "Открытый Петербург", Санкт-Петербургский благотворительный фонд "Гуманитарное действие", Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан "Феникс ПЛЮС", Фонд содействия правовому просвещению населения "Лига Избирателей", Некоммерческая Организация Фонд "Правовая инициатива", Некоммерческая организация Фонд "Общественный фонд социального развития "Генезис", Автономная некоммерческая организация информационных и правовых услуг "Гражданская инициатива против экологической преступности", Некоммерческая организация "Фонд борьбы с коррупцией", Пензенский региональный общественный благотворительный фонд "Гражданский Союз", Ингушское республиканское отделение общероссийской общественной организации "Российский Красный Крест", Общественная организация "Саратовский областной еврейский благотворительный Центр "Хасдей Ерушалаим" (Милосердие), Частное учреждение "Центр поддержки и содействия развитию средств массовой информации", Региональная общественная организация содействия соблюдению прав человека "Горячая Линия", Фонд "В защиту прав заключенных", Автономная некоммерческая организация "Институт глобализации и социальных движений", Автономная некоммерческая организация противодействия эпидемии вич/спида и охраны здоровья социально-уязвимых групп населения "Центр социально-информационных инициатив Действие", Челябинское региональное диабетическое общественное движение "ВМЕСТЕ", Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан, Благотворительный фонд помощи осужденным и их семьям, Городской благотворительный фонд "Фонд Тольятти", Свердловский региональный общественный фонд социальных проектов "Новое время", Фонд содействия устойчивому развитию "Серебряная тайга", Фонд содействия развитию массовых коммуникаций и правовому просвещению "Так-Так-Так", Региональная общественная организация содействия просвещению граждан "Информационно-аналитический центр "Сова", Региональная общественная организация помощи женщинам и детям, находящимся в кризисной ситуации "Информационно-методический центр" Анна", Автономная некоммерческая организация социальной поддержки населения "Проект Апрель", Региональный благотворительный фонд "Самарская губерния", Свердловский областной общественный фонд "Эра здоровья", Международная общественная организация "Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество "Мемориал", Автономная Некоммерческая Организация "Аналитический Центр Юрия Левады", Автономная некоммерческая организация "Издательство "Парк Гагарина", Фонд содействия защите здоровья и социальной справедливости имени Андрея Рылькова, Благотворительный фонд социально-правовой помощи "Сфера", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности "Уральская правозащитная группа", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности - женское общественное объединение "Женщины Евразии", Омская региональная общественная организация "Центр охраны здоровья и социальной защиты "СИБАЛЬТ", Городская общественная организация "Рязанское историко-просветительское и правозащитное общество "Мемориал" (Рязанский Мемориал), Городская общественная организация "Екатеринбургское общество "МЕМОРИАЛ", Автономная некоммерческая организация "Институт прав человека", Некоммерческая организация "Фонд защиты гласности", Региональное общественное учреждение научно-информационный центр "МЕМОРИАЛ", Союз общественных объединений "Российский исследовательский центр по правам человека", Автономная некоммерческая организация "Дальневосточный центр развития гражданских инициатив и социального партнерства", Общественная организация "Пермский региональный правозащитный центр", Фонд "Гражданское действие", Межрегиональный общественный фонд содействия развитию гражданского общества "ГОЛОС-Урал", Автономная некоммерческая организация "Центр независимых социологических исследований", Негосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышение квалификации) специалистов "АКАДЕМИЯ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА", Свердловская региональная общественная организация "Сутяжник", Межрегиональная благотворительная общественная организация "Центр развития некоммерческих организаций", "Частное учреждение в Калининграде по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров северных стран", Региональная общественная благотворительная организация помощи беженцам и мигрантам "Гражданское содействие", Автономная некоммерческая организация "Центр антикоррупционных исследований и инициатив "Трансперенси Интернешнл-Р", Региональный Фонд "Центр Защиты Прав Средств Массовой Информации", Некоммерческое партнерство "Институт развития прессы - Сибирь", "Частное учреждение в Санкт-Петербурге по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров Северных Стран", Межрегиональная общественная организация Информационно-просветительский центр "Мемориал", Межрегиональная общественная правозащитная организация "Человек и Закон", Фонд поддержки свободы прессы, Санкт-Петербургская общественная правозащитная организация "Гражданский контроль", Калининградская региональная общественная организация "Правозащитный центр", Региональная общественная организация "Общественная комиссия по сохранению наследия академика Сахарова", Некоммерческое партнерство "Институт региональной прессы", Частное учреждение "Информационное агентство МЕМО. РУ", Фонд "Институт Развития Свободы Информации", Калининградская региональная общественная организация "Экозащита!-Женсовет", Фонд содействия защите прав и свобод граждан "Общественный вердикт", Межрегиональная общественная организация Правозащитный Центр "Мемориал", Евразийская антимонопольная ассоциация.
Иностранные СМИ, выполняющие функции иностранного агента: "Голос Америки", "Idel.Реалии", Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Телеканал Настоящее Время, Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi), Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC), "Сибирь.Реалии", "Фактограф", "Север.Реалии", Общество с ограниченной ответственностью "Радио Свободная Европа/Радио Свобода", Чешское информационное агентство "MEDIUM-ORIENT", Пономарев Лев Александрович, Савицкая Людмила Алексеевна, Маркелов Сергей Евгеньевич, Камалягин Денис Николаевич, Апахончич Дарья Александровна, Юридическое лицо, зарегистрированное в Латвийской Республике, SIA «Medusa Project» (регистрационный номер 40103797863, дата регистрации 10.06.2014), Общество с ограниченной ответственностью «Первое антикоррупционное СМИ», Юридическое лицо, зарегистрированное в Королевстве Нидерландов, Stichting 2 Oktober (регистрационный номер № 69126968), являющееся администратором доменного имени интернет-ресурса «VTimes.io», Баданин Роман Сергеевич, Гликин Максим Александрович, Маняхин Петр Борисович, Ярош Юлия Петровна, Чуракова Ольга Владимировна, Железнова Мария Михайловна, Лукьянова Юлия Сергеевна, Маетная Елизавета Витальевна, Юридическое лицо «The Insider SIA», зарегистрированное в Риге, Латвийская Республика (дата регистрации 26.06.2015), являющееся администратором доменного имени интернет-издания «The Insider», https://theins.ru, Рубин Михаил Аркадьевич, Гройсман Софья Романовна, Рождественский Илья Дмитриевич, Апухтина Юлия Владимировна, Постернак Алексей Евгеньевич, Общество с ограниченной ответственностью Телеканал Дождь, Петров Степан Юрьевич, Юридическое лицо Istories fonds, зарегистрированное в Латвийской Республике (регистрационный номер 50008295751, дата регистрации 24.02.2020), Шмагун Олеся Валентиновна, Мароховская Алеся Алексеевна, Долинина Ирина Николаевна, Шлейнов Роман Юрьевич, Анин Роман Александрович, Великовский Дмитрий Александрович, Общество с ограниченной ответственностью «Альтаир 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Ромашки монолит», Общество с ограниченной ответственностью «Главный редактор 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Вега 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Важные иноагенты», Каткова Вероника Вячеславовна, Карезина Инна Павловна, Кузьмина Людмила Гавриловна, Костылева Полина Владимировна, Лютов Александр Иванович, Жилкин Владимир Владимирович, Жилинский Владимир Александрович, Тихонов Михаил Сергеевич, Пискунов Сергей Евгеньевич, Ковин Виталий Сергеевич, Кильтау Екатерина Викторовна, Любарев Аркадий Ефимович, Гурман Юрий Альбертович, Грезев Александр Викторович, Важенков Артем Валерьевич, Иванова София Юрьевна, Пигалкин Илья Валерьевич, Петров Алексей Викторович, Егоров Владимир Владимирович, Гусев Андрей Юрьевич, Смирнов Сергей Сергеевич, Верзилов Петр Юрьевич, Общество с ограниченной ответственностью «ЗП», Общество с ограниченной ответственностью «Зона права», Общество с ограниченной ответственностью «ЖУРНАЛИСТ-ИНОСТРАННЫЙ АГЕНТ», Вольтская Татьяна Анатольевна, Клепиковская Екатерина Дмитриевна, Сотников Даниил Владимирович, Захаров Андрей Вячеславович, Симонов Евгений Алексеевич, Сурначева Елизавета Дмитриевна, Соловьева Елена Анатольевна, Арапова Галина Юрьевна, Перл Роман Александрович, Общество с ограниченной ответственностью «МЕМО», Американская компания «Mason G.E.S. Anonymous Foundation» (США), являющаяся владельцем интернет-издания https://mnews.world/, Компания «Stichting Bellingcat», зарегистрированная в Нидерландах (дата регистрации 11.07.2018), Автономная некоммерческая организация по защите прав человека и информированию населения «Якутия – Наше Мнение», Общество с ограниченной ответственностью «Москоу диджитал медиа», Акционерное общество «РС-Балт», Заговора Максим Александрович, Ветошкина Валерия Валерьевна, Павлов Иван Юрьевич, Скворцова Елена Сергеевна, Оленичев Максим Владимирович, Общество с ограниченной ответственностью «Как бы инагент», Кочетков Игорь Викторович, Фонд развития книжной культуры «Иркутский союз библиофилов», Общество с ограниченной ответственностью «Честные выборы», Общество с ограниченной ответственностью «Нобелевский призыв», Еланчик Олег Александрович, Григорьева Алина Александровна, Григорьев Андрей Валерьевич, Гималова Регина Эмилевна, Хисамова Регина Фаритовна.
Лента новостей
Лента новостей
Новости – Общество
Русская планета

«Российское кино с 1930-х годов гонится за Голливудом»

На съемках фильма. Фото: Валерий Матыцин/ТАСС
Сибиряки из мира большого кино — о том, каким фильмам они верят
Сергей Спицын
16 декабря, 2015 16:58
9 мин
Год российского кино начнется сразу после грандиозного юбилея — 120-летия мирового кинематографа. 28 декабря 1895 года в Париже состоялся первый публичный киносеанс, и этот день принято считать днем рождения этого искусства.
Почему зрителя привлекает российское кино, что в нем осталось хорошего от советских времен и чего все-таки не хватает — об этом «Русской планете» рассказали актер и кинокритик из Сибири.
Беловчанин Евгений Сытый попал в большое кино из театра. Он по-прежнему играет как в МХТ им. Чехова, так и в кемеровской театральной студии «Ложа», давшей отечественной культуре Евгения Гришковца. По большей части он снимается в фильмах Бориса Хлебникова и чаще всего в ролях второго плана, за исключением фильма «Пока ночь не разлучит».
– Когда начинали играть в театре, верили, что сможете пробиться в кино?
– О кино не думал, мне хотелось заниматься театром, что и делал с 1991 года вместе с Евгением Гришковцом. Особых актерских способностей за собой не чувствовал, просто меня позвали в студенческую команду КВН, а потом увидел театр Гришковца и попросился в его труппу. Вот он меня взял — посмотреть, что за актер.
– На премьере «Пока ночь не разлучит» в Кемерове в 2012 году вы сказали, что вам сложно смотреть фильмы с вашим участием. Почему?
– Потому что ловлю себя на мысли, что в этом эпизоде не доиграл и мог сыграть лучше. Да и вообще, мне не нравится мое лицо, хотя мне говорят, что оно фотогеничное. Кино, в отличие от театра, не переиграешь по-новому. Работу над ошибками не сделаешь: то, что снято и смонтировано, никуда уже не денешь. Я иногда даже прошу режиссера пересмотреть другие дубли.
– А вообще фильмы любите смотреть? Что вам нравилось в детстве?
– Больше времени посвящал спорту: футболу и баскетболу. Фильмов много не смотрел, с ними, как правило, связаны некие эмоции. Допустим, когда смотрел «Чапаева» с Бабочкиным, мне хотелось плакать. Но если кино западало в душу, то мог и сходить в кинотеатр несколько раз. Двенадцать раз посмотрел «Неуловимых мстителей». Что до воспитания меня, то жизненные ценности брал из индийского кино, которое мог смотреть по шесть-семь раз.
Кино по-другому стало ощущаться во взрослой жизни. После того как отслужил в армии, пересмотрел некоторые фильмы из детства, и они потрясли — своей постановкой, игрой актеров. Например «Семнадцать мгновений весны» полностью посмотрел в 25 лет. Знаковыми фильмами для себя считаю картины Петра Тодоровского, Андрея Кончаловского и Никиты Михалкова. Они как поражали в 20 лет, так поражают до сих пор. Эти фильмы шли в ногу со временем. Смотришь и веришь.
Слева — Евгений Сытый. Фото: Сергей Спицын / «Русская планета»
Слева — Евгений Сытый. Фото: Сергей Спицын / «Русская планета»
– В чем преимущество кино по сравнению с театром?
– Кино все же быстрее реагирует на изменения в нашей жизни, чем театр. В этом и есть его достоинство. А в театре сложнее играть. Здесь другие задачи: нужно делать спектакль, и ты его делаешь, придумывая характер роли. Либо начинаешь читать истории про своего персонажа. В кино у меня еще не было практики играть кого-то. Мне кажется, что играю если не самого себя, то человека, очень похожего на меня. В «Сумасшедшей помощи», допустим, у моего персонажа была моя походка.
В кино сейчас стало сложнее играть, потому что требуется все делать быстро, а, на мой взгляд, это недостаточно хорошо влияет на воплощение образов, потому что за минуту нельзя раскрыть свою душу и показать то, что требуется.
– Что запомнилось из последнего, увиденного в кино?
– Мне понравилось, как сделан «Орлеан» Андрея Прошкина. Вообще за два последних года мало что смотрел. Если и иду куда-то, то либо на свои премьеры, либо на те фильмы, где заняты мои друзья. Правда, я потом высказываю свое мнение, что мне понравилось, а что — нет. И как бы я сделал тот или иной эпизод фильма.
– И чего не хватает нашим фильмам?
Денег не хватает, чтобы снимать то кино, которое нам нужно. Иногда бывает, что фильм проходной, а средств в него много сложили. Или наоборот: фильм тебе нравится, но ты видишь, что там не хватило одной съемочной недели или малой суммы денег, чтобы получилось совсем хорошо. Потому что, когда есть недостаток финансирования, во всем начинается сокращение и урезание. Допустим, кино надо снимать два месяца, а это пытаются сделать за две недели. И так во всем.
Алексей Кожемякин, кинокритик и член Союза кинематографистов России, живет и работает в Новосибирске. Он курирует региональные кинопроекты Немецкого культурного центра им. Гете, преподает в НГТИ, НГУ и на кафедре кино и телеоператорства НГТУ.
– Чем для современного зрителя является кино — искусством или развлечением?
– Кино требует не только, чтобы его снимали и смотрели, еще должен быть некий медиатор, который помогает зрителю в восприятии фильмов и может производить экспертную оценку. Кино — новый вид искусства, который слабо осмыслен. Театр и литература копили способы осмысления и описания тысячелетиями, а тут только недавно перешагнули порог в 100 лет. Поэтому кино до сих пор в статусе развлечения, а не в статусе искусства. При этом оно работает с образами, находящимися в движении, тогда как в литературе и все же по большей части в театре — статичный текст. Их можно разбирать детально, а кино каждый раз смотришь по-новому.
– Благодаря каким картинам вы полюбили кино?
– В момент начала моего увлечения отечественное кино находилось на пике популярности — это были 1989–1991 годы. Любое кино в то время смотрелось с очередями в кассах: от «Маленькой Веры» и до фильмов Алексея Германа-старшего. Причина отчасти в перестройке.
Хотя прежде ни фильмы Тарковского, ни фильмы Параджанова кассу не собирали — они были рассчитаны на своего, нишевого зрителя.
Главное же воспоминание из детства — просмотр «Соляриса». Он был разделен на две серии, и между ними шла программа «Время». Так это ожидание было очень утомительным, так хотелось узнать, чем все закончится в фильме.
Алексей Кожемякин. Фото: Сергей Спицын / «Русская планета»
Алексей Кожемякин. Фото: Сергей Спицын / «Русская планета»
– Кто сегодня главный человек на съемочной площадке?
– Режиссура в игровом кино — это не самая важная составляющая. В проекте участвуют сотни и даже тысячи людей, которые, в общем-то, давно уже нивелировали дирижирующую функцию режиссера. И режиссер стал отборщиком, фильтром: он может объяснить, что хорошо и пойдет, а что — нет.
Рулит, в основном, продюсер. Зная это, понятно, почему режиссер за год может снять авторский фильм и еще сделать сериал на телевидении. Это, кстати, работающая схема — когда делаешь что-то нужное для массового зрителя, а потом получаешь деньги на свой проект. Правда, такая схема может поработить.
– Чего не хватает российскому кинематографу? 
– Российское кино с тридцатых годов стремится догонять и перегонять Голливуд. Эта установка в 60-е годы ушла, но ближе к 80-м вернулась.
Мы использовали их терминологию. С конца 90-х стали создавать свой ответ на голливудские «блокбастеры». Первым таким фильмом был «Сибирский цирюльник».
Справедливости ради, соревнование с Голливудом проиграли все. Единственный, кто из всего мира оказался жизнеспособным конкурировать с американскими блокбастерами — это Люк Бессон. Все остальные фильмы — локальные успехи в конкретных странах.
В России при производстве фильмов с большим бюджетом создателей волнует только касса. «Массовое кино обязано быть кассовым, прибыльным», — такой девиз. Поэтому ничего кроме мешанины собственных амбиций и голливудских клише, мы в нашем кино и не получаем. При этом регулярно пекущегося массового кино в России очень не хватает. Оно, как правило, разовое и создается усилиями прокатчиков и продюсеров. Там преобладает реклама, а не творческий процесс.
Лично меня зацепившие ленты можно пересчитать по пальцам: «Ночной дозор», «Мы из будущего-2», «Горько», «Бабло». Это, кстати, радует, что комедии стали получаться приличными.
Новая волна, которая сформировалась за нулевые годы в российском кино, может смело называть свое кино социальноориентированным и цельным. Например, режиссеры Василий Сигарев и Бакур Бакурадзе снимают такие картины. Это кино отражает ту гнетущую пустоту, которую ощущают и режиссеры. 
Поделиться
ТЕГИ
поддержать проект
Для поднятия хорошего настроения, вы можете угостить наших редакторов чашечкой кофе
Маленькая чашка кофе
cup
200 ₽
Средняя чашка кофе
cup
300 ₽
Большая чашка кофе
cup
500 ₽
Большая чашка кофе и что-то вкусное
cup
900 ₽
Нажимая на кнопку «Поддержать», я принимаю пользовательское соглашение, политику конфиденциальности и подтверждаю свое гражданство РФ
Кто может поддержать проект?
Поддержать проект могут только граждане России. Поддержка осуществляется только в рублях. В соответствии с требованием закона.
Лень сёрфить новости? Подпишись и БУДЬ В КУРСЕ