Новости – Люди












Люди
«Какое-то время можно обойтись без всего»
Фото: Анна Яблокова
Шуйский реабилитационный детский центр закроют с 1 января
21 ноября, 2014 09:52
10 мин
На белом старинном здании, в котором находится Шуйский реабилитационный детский центр — памятная доска с именем Михаила Фрунзе (в 1918 году он здесь работал) и множество видеокамер. Наверное, меня увидел охранник: запертая входная дверь открылась сама собой, стоило взяться за ручку. Внутри тепло и тихо, пахнет столовой. Вместе с техничкой поднимаюсь на третий этаж, в кабинет директора, по высоким старинным лестницам.
Кроме директора меня ждут председатель профкома Центра и заведующая стационарным отделением. Центр закрывают в связи с оптимизацией сети соцучреждений области, которая началась два года назад. К 2015 году будут реорганизованы восемь отделений временного пребывания пенсионеров (одинокие бабушки из глухих деревень обычно устраивались туда на зиму), два детских дома, включая Холуйский, и два Центра для несовершеннолетних: Шуйский (он обслуживает несколько районов: Шуйский, Савинский, Южский, Палехский) и Вичугский.
– От нашего Центра хотят оставить только профилактическое отделение, присоединив его к Шуйскому детдому. Там будут работать семь человек. Стационар на 24 места, который, например, прошлой зимой и весной принимал и по 29 детей, закрывают. Конечно, летом у нас жили и по 15 человек, но это была пора летних лагерей, и дети уезжали туда. Спрогнозировать заранее, сколько детей окажутся в сложной ситуации, невозможно, — говорит завуч по воспитательной работе Шуйского центра Варвара Пайкова.
Случаи, в которых дети попадают в Центр, бывают разные. Недавно, например, поздно вечером в пятницу пришла бабушка и привела троих внуков: их мать, которая воспитывает детей одна, увезли на скорой в больницу с кровотечением, а бабушка понимала, что не справится с детьми. Еще одна одинокая мать сломала руку, а так как она работает у частника, больничный ей не оплачивался, и денег не было даже на еду для дочери. Другая многодетная семья с тремя детьми несколько месяцев жила в гараже после того, как сгорел их дом. А когда стало холодать, мама попросила определить детей в Центр.
– У нас пятиразовое питание, мы одеваем, присматриваем за детьми, делаем с ними уроки, устраиваем в школу, если ребенок приезжий. Конечно, родители всегда могут приходить к детям, играть, гулять с ними, приносить подарки. И, кстати, «на путь истинный» неблагополучные родители возвращаются гораздо быстрее, если мы на время забираем ребенка из семьи, — рассказывает заведующая стационарным отделением Елена Егорова. — В департаменте говорят, что детей из Шуи и подшефных нам районов будут распределять по другим Центрам — в Кинешме, Иванове и других городах. Но подумайте: неужели неблагополучный родитель, у которого, бывает, нет денег даже на хлеб, поедет за сто километров, чтобы повидать ребенка? Мы в этом очень сомневаемся.
Центр занимает три этажа здания. В основном, новая мебель, современные шторы на окнах. В небольшом классе — компьютеры и офисная мебель, в комнате релаксации — специальные кресла и бассейн с шариками. Есть в Центре швейная мастерская и театральный кружок, игровые комнаты с плазменным телевизором. В кабинете психологов есть две специальных «песочницы» с белым песком, которым можно рисовать.
– В наш центр вкладывались большие деньги, — объясняет завуч. — Только за последние два года мы получили два миллиона рублей, на которые сделали ремонт, поменяли окна и купили часть мебели. Вот только со старыми дверями ничего не можем сделать: они являются объектом охраны федерального значения. Я считаю, что у нас нормальные условия, а то, чего не хватает, можно сделать. Если чиновники думают, что на нас тратится слишком много денег, пусть, в крайнем случае, оптимизируют штат, но зачем же закрывать центр совсем?
– Куда направят ваше оборудование после закрытия?
– Наверное, в ивановский Центр, на Харинку. И персоналу предложили там несколько вакантных мест. Но никто туда не поедет — сами понимаете, каждый день тратить на проезд около 200 рублей из зарплаты, которая у педагогов со стажем составляет не больше 10 тысяч рублей, нереально. Работу пока не ищем. Дело в том, что никаких официальных документов о реорганизации и сокращении мы еще не получили. Мы уже месяц находимся в некоем подвешенном состоянии.
По словам педагога, основная часть коллектива — в центре со дня его основания. Все — с большим опытом работы с детьми, имеющими различные отклонения (педагогам здесь даже доплачивают «за вредность»). Шуйские детдома предлагают несколько вакансий, но всех в любом случае устроить не смогут. Таким образом, почти 40 человек после закрытия центра останутся без работы.
– Самое обидное, что такая ситуация уже была 12 лет назад, — рассказывает Елена Егорова. — Тогда в Шуе закрыли приют для детей, который выполнял примерно те же функции, что и мы сейчас. И причины были те же — оптимизация расходов. А через восемь месяцев открыли наше учреждение, так как нуждающиеся в защите дети никуда не делись. Боимся, что и в этот раз случится то же самое.
Кроме прочего, на базе центра полтора года работал бесплатный пункт проката детских вещей. Он поддерживался общественной организацией «Женская инициатива». За время его работы множество вещей — от ползунков до кроваток, — получили около ста семей. Сейчас, когда организация закрылась, прокат мало пополняется. Недавно часть вещей из него отвезли беженцам с Украины. В Шуйском детдоме, куда переместят отделение профилактики Шуйского центра, помещения для проката нет. Так что, скорее всего, он закроется.
– Как вы думаете, Шуя может обойтись без вашего центра?
– Какое-то время можно обойтись без всего — и без воды, и без колбасы, и без зубной пасты, — говорит директор центра Валерий Челноков. — Конечно, закрытие центра создаст определенные неудобства, но постепенно люди привыкнут к его отсутствию. Можно понять и панику наших сотрудников: они годами здесь работали, а менять что-то в жизни всегда страшно. Им предложили достаточное количество вакансий, но смогут ли они ими воспользоваться? Например, на Харинку из Шуи никто ездить не будет. Нам обещают, что дополнительные рабочие места появятся в Шуйском детдоме. Посмотрим.
– Вы для себя работу уже нашли?
– Думаю искать.
– Система социальных учреждений, существующих сейчас в России, в основном была сформирована в 1990–х годах, — объясняет смысл происходящего начальник департамента соцзащиты населения Ивановской области Марина Кабанова. — Тогда и открывались социально-реабилитационные Центры для несовершеннолетних. Вы помните детей-бродяжек, которые подходили на улице и просили денег на городскую булку? Именно для таких детей и были созданы Центры. Там они находились под присмотром, их отмывали, откармливали. В те времена открывались и дома-интернаты для пожилых, где люди старшего возраста, зачастую оставленные по разным причинам родными, могли перезимовать и не умереть с голода, когда месяцами не выплачивались пенсии.
Сейчас правительство России ставит перед системой соцзащиты несколько другие задачи, соответствующие современным, более радужным, реалиям. Например, средняя пенсия по Ивановской области сейчас составляет 9-10 тысяч рублей, и выплачивается она, естественно, регулярно. Различные меры социальной поддержки оказываются большинству наших пенсионеров, а также семьям, для которых предусмотрено более 20 различных выплат. Стали появляться рабочие места. Таким образом, потребность в отделениях временного пребывания для пенсионеров и в центрах для несовершеннолетних значительно уменьшилась. Следуя этой тенденции, мы сократили 8 отделений из 21 (в основном они располагались в ветхих, деревянных домах, что было очень опасно для наших стариков), и реорганизуем два центра — в Шуе и Вичуге.
Реорганизация этих центров, по словам Кабановой, обусловлена уменьшением в регионе в последние годы потребности в стационарных местах для несовершеннолетних на 31%. Выбор данных учреждений для реорганизации определен тем, что условия проживания воспитанников в стационарах в меньшей степени соответствовали необходимым, чем в других центрах. Шуйский и Вичугский центры располагаются в приспособленных зданиях 1936 и 1908 года постройки соответственно, которые в полном объеме не отвечают требованиям санитарных правил. Имеют место превышение числа коек в спальных комнатах для воспитанников, несоответствие числа оборудования в санитарных комнатах и душевых числу воспитанников. Проведение перепланировки в зданиях невозможно в виду их конструктивных особенностей. Требуются значительные финансовые средства на проведение капитальных и текущих ремонтов. Кроме того, учреждения испытывают недостаток помещений для функционирования отделений профилактической работы с семьей и детьми, несущих основную нагрузку в работе с неблагополучными семьями.
– Что будет со зданием Шуйского центра, которое является памятником истории федерального значения?
– Здание планируется передать в казну Ивановской области для решения вопроса о его дальнейшем использовании.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости