Новости – Люди












Люди
Штабеля мореного дуба и нефтяные озера

Фото: inforotor.ru
Какие мифы о природных богатствах Воронежской области правдивы
17 марта, 2014 16:15
7 мин
Воронежская земля щедра. Известно, что местный чернозем хранится в Парижской палате мер и весов, а никель, обнаруженный в Еланском и Новохоперском месторождениях, уже успел стать притчей во языцех. Но кроме этого, региону приписываются и другие богатства. По слухам, в знаменитом павловском граните содержится платина. Кроме того, поговаривают, что Воронеж стоит на подземном нефтяном озере, а на дне Воронежского водохранилища покоятся целые штабеля мореного дуба, кубометр которого стоит шесть-семь тыс. долларов. Что из этого — правда, а что — вымысел, разбирался корреспондент «Русской планеты».
Миф первый. В павловском граните содержится платина
Выпускники Воронежского государственного университета говорят о том, что в начале нулевых их преподаватели рассказывали им о граните, месторождение которого находится в Павловском районе. Якобы в нем в больших количествах содержится платина. Но добывают его именно в виде камня: каким-то образом так получается выгоднее.
– От этого разговора преподаватели как-то быстро уходили, — с блеском в глазах вспоминают бывшие студенты. — А ведь даже про никель тогда никто и не заикался.
Некоторые даже утверждают: если в Павловском карьере начать добывать платину, то жители региона смогут купаться в роскоши, как население Арабских Эмиратов. Можно будет не работать самим, а в качестве рабочей силы привлекать жителей соседних регионов.
Однако, по мнению ученых, разговоры о содержащейся в граните платине, это всего лишь ничем не подтвержденные слухи.
– Дело в том, что Павловский карьер построен для добычи древних гранитов, которые сформировались порядка 2-2,5 миллиардов лет тому назад, — рассказал корреспонденту «Русской планеты» доктор геолого-минералогических наук, заведующий кафедрой гидрогеологи, инженерной геологии и геоэкологи ВГУ Виктор Бочаров. — Сами граниты отличаются тем, что содержат очень мало элементов группы железа и группы платины. Для них характерно наличие металлических рудных и редкоземельных элементов, редких металлов, но никак не платины.
По словам Бочарова, существует всего шесть элементов группы «платина»: это рутений, родий, палладий, осмий, иридий и собственно платина. Их содержание в гранитах — одна миллионная доля процента. Основная масса платиновых металлов связана с так называемыми ультраосновными породами, в которых много железа и магния. В гранитах платина практически отсутствует, и об этом знает любой студент-первокурсник геофака.
Вывод: К сожалению, воронежцам еще долго «догонять» жителей Арабских Эмиратов по уровню жизни.
Миф второй. Воронеж стоит над подземным нефтяным морем
Об этом тоже до сих пор судачат студенты ВГУ и ВГАСУ. По их словам, о нефтяном озере, которое находится под землей, знают все, только вот добывать эту нефть нерентабельно. Чтобы город не ушел под землю, нужно взамен выкачанного «черного золота» закачивать воду. Поэтому, овчинка выделки не стоит.
По словам Виктора Бочарова, непосредственно под Воронежем и ближайшими окрестностями никаких запасов нефти нет и, исходя из геологического строения кристаллического фундамента и осадочного чехла, быть не может.
– В середине 50-х годов, велись работы по поиску месторождений в Волгоградской области, — рассказал ученый. — Но скважины бурили не только на территории Волгоградской области, они также были пробурены на территории нашего региона: в Новохоперском, Поворинском, Борисоглебком, Грибановском и Новохоперском районах.
Скважин этих немного, и все они были недостаточно глубокими. Кроме соленых наднефтяных вод в них практически ничего не обнаружили. Хотя, по мнению некоторых геологов, перспективы района, примыкающего к Волгоградской области, являются благоприятными.
– Я думаю, что восточный район Воронежской области — территория, перспективная в плане нефтегазоносности, — считает Бочаров. — А западнее — совсем другая геологическая ситуация. Нефть с газом здесь просто не могли сформироваться. Что касается собственно Воронежа, он стоит на мощном кристаллическом фундаменте, осадочный чехол здесь сравнительно небольшой. Мощность осадочных пород не превышает 200 метров.
Вывод: В Воронежской области нефть вполне может наличествовать. Но только не в районе столицы Черноземья, а на востоке региона.
На дне «водохранки» лежат штабеля дорогущего мореного дуба
Есть легенда, что еще при Петре Первом где-то в толще волн припрятали несколько кубометров мореного дуба. Чтобы было, из чего строить флот, в верховьях Воронежа подтоплялись целые рощи.
Правдивость этой легенды оценивают по-разному. Одни говорят, что на дне водохранилища вовсе не мореный дуб, а обычная топляковая древесина. Другие считают, что если это и правда, то в Воронежской области все равно нет оборудования и специалистов, способных поднять ценную древесину из-под воды и потом правильно ее обработать. Третьи и вовсе не верят в то, что царь Петр что-то припрятал на территории Воронежа.
– И все-таки мореный дуб лежит на дне водохранилища еще со времен Петра Первого, — поведала корреспонденту «Русской планеты» доцент, кандидат технических наук Татьяна Курьянова. До выхода на пенсию она работала на кафедре древесиноведения Воронежской Лесотехнической Академии, — Это строительный, мачтовый дуб очень хорошего качества.
Сам процесс морения выглядит следующим образом: растворенные в воде соли металлов вступают в соединение с дубильными и смолистыми веществами древесины, в результате чего она приобретает свойства камня и не разрушается тысячелетиями. Древесина, пролежавшая под водой менее ста лет, еще «не созрела», именуется топляковой и является деструктивной. Солидные организации, специализирующиеся на поиске, добыче и заготовке мореной древесины, к каждой партии прилагают сертификат, где указаны данные радиоуглеродного и дендрохрологического анализов.
По словам Татьяны Курьяновой, в начале 80-х мореную древесину добывали и в Воронеже.
– Делал это один из преподавателей ВГУ с помощью пескоструйной машины — дуб лежал под песчаным дном на глубине двух метров, — рассказывает она. — Наша кафедра проводила тогда испытания этой древесины. Пол в Новом Драматическом театре вымощен как раз паркетом из той самой древесины. Мореный дуб лежит в районе сахарного завода, что в Рамони, есть он и на Битюге, а еще — в районе ВОГРЭСа. Древесина, которую там добывали, была очень хорошего качества, прирост очень большой — до сантиметра в год.
Вывод: Мореный дуб на дне водохранилища действительно лежит и ждет своего часа. Возможно, слухами является то, что в Воронеж приезжали румыны (по другой версии — американцы) и предлагали за определенную плату извлечь эту древесину.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости