Титульная страница
Лента новостей
Лента новостей
Сегодня
Политика
Общество
Бизнес
Культура
Сделано Русскими
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
Новости
Титульная страница
Титульная страница

«Шаг туда, шаг сюда, реверанс, поклон»

Как в Иванове организуют вечера бальных танцев XIX века
Владимир Лактанов
5 мин
Участница бальных танцев готовится к выступлению. Фото: Анна Яблокова/ «Русская планета»
В длинных музейных коридорах царит оживление. Смотрители залов с любопытством рассматривают снующих туда–сюда танцоров в длинных платьях и костюмах XIX века. Девушки собрались в одной из комнат: вьют кудри, звонко смеются, обмахиваются веерами. Учтивые молодые люди с белоснежными платочками в карманах жилетов встречают гостей на входе в Белый зал музея имени Бурылина.
– Вы Анастасию ищите? — спрашивает у меня молодой человек, чем-то очень похожий на Пьера Безухова, и, заглянув в комнатку, где девушки завивали кудри, зовет: — Анастасия Романовна! К вам пришли!
Несмотря на то, что клуб «Макама» в основном молодежный, обращаться друг к другу на вы и по имени–отчеству — шутливое правило, соблюдать которое дело чести каждого члена клуба.
Дожидаясь Анастасию Романовну, прохожу в большой зал, пол которого выложен старинной плиткой. Во времена мецената Дмитрия Бурылина, построившего здание музея в начале XX века, здесь проходили торжественные приемы, во много рядов вдоль стен висели картины из богатейшего собрания «редкостей и древностей» ивановского фабриканта. Спустя сто лет мало что изменилось — те же праздничные приемы, совещания, коллегии, разве что картин на стенах стало меньше (они выставляются в других залах). А еще вечера танцев. Для выступления «Макамы» уже все готово: горят старинные люстры, стулья расставлены по периметру зала, гости с нетерпением ждут начала вечера.
Дружба музея и клуба танцев началась несколько лет назад: танцоров пригласили поучаствовать в ежегодной акции «Ночь в музее». Тогда выступление студии так понравилось и зрителям, и музейщикам, что их стали приглашать проводить небольшие мастер–классы для всех желающих в Белом зале.
– Студия танца была образована при Студенческом совете Химуниверситета, там она и базируется, — рассказывает одна из руководителей клуба Анастасия Маркина, впорхнувшая в зал в длинном красном платье с завышенной талией, аккуратных балетках и с красивой прической из кудрей. — Основательницей «Макамы» была химик по образованию Елена Алопина. Именно ей пришла в голову мысль создать студию исторической реконструкции. Она начала искать и возрождать старинные танцы, в том числе средневековые. Много училась этому в других городах. Под ее руководством мы пять лет выступали на мероприятиях города, а около трех лет назад стали активно выезжать на балы в другие города и давать вечера танцев у себя. Тогда о нас узнали и заговорили. Спустя некоторое время Елена Алопина переехала в Санкт-Петербург (там она тоже посещает исторические балы), но ее студия не угасла и продолжила развитие.
Первый танец бала. Фото: Анна Яблокова/ «Русская планета»
По словам Анастасии, научиться танцевать старинные танцы бесплатно может каждый: было бы желание. Занятия посещают самые разные люди: молодые и пожилые, мужчины и женщины, но большинство — студенты и ученики старших классов школ. И с каждым годом желающих научиться кружиться в вальсе или попробовать исполнить средневековый танец становится все больше. Так что клубы исторических танцев сейчас на пике моды.
– Каждый, пришедший к нам на занятия, добивается каких-то успехов. Конечно, у кого–то получается лучше, у кого–то хуже, но основами танца овладевают все, — говорит Анастасия. — Преподаватели у нас серьезные. У одной из патронесс студии Анастасии Акайзиной за плечами 20 лет занятий танцами. Она дает частные уроки и ставит свадебные танцы. Наш художественный руководитель Елена Залесская давно владеет разными стилями этого искусства. У меня музыкальное и хореографической образование. А сейчас я студентка–медик.
– Вы всегда танцуете в таких красивых бальных платьях?
– Да, выступаем всегда в них. Вот сейчас на мне, например, платье начала XIX века — эпохи Наполеона. Для него характерны легкие ткани, завышенная талия, квадратный вырез, обрамленный кружевом. В руках у дамы в таком платье должен быть веер. Платья и костюмы шьем сами или на заказ: прокатов в Иванове нет. Вот это платье сшила я сама. Увидела его на чьей–то картине и решила повторить. Конечно, больше всего мы любим танцы XIX века — в том числе и из-за красивых костюмов, которые, конечно же, так приятно носить, особенно девушкам. Мне они близки благодаря их живости, нежности… Но танцуем и современные танго, чарльстон, а также средневековые танцы. Последние часто отличаются особой техникой, которая не всегда привычна современному человеку. Например, они статичны: это продиктовано нравами эпохи. Они медленные и, как правило, в них мужчины и женщины танцуют, не прикасаясь друг к другу. Мне они кажутся несколько скучными, но в них есть особая прелесть, и кому–то они очень нравятся.
– Как вы их разучиваете? Они где–то описаны?
– Мы находим их в специальных «бальных» книгах, где описываются нравы, балы, движения танцев той или иной эпохи. Они переводятся с разных языков и находятся в открытом доступе в интернете — надо просто знать, где искать. В нашем арсенале на данный момент более 100 танцев самых разных эпох и стран. Мы постоянно чему–то учимся, иногда спонтанно.
– А как лично вы пришли в студию танца?
– Просто я всегда интересовалась историей. Мне нравится эпоха XIX века. В этот клуб я пришла года три назад и с первого занятия влюбилась. Здесь благодаря танцам царит особая атмосфера, действуют правила старинного этикета, даже, как вы заметили, мы обращаемся друг к другу по имени и отчеству. Этикету учимся специально: без него на балах просто никак. Да и самим приятно погружаться в эпоху «с головой». Кто из девушек не хотел почувствовать себя Наташей Ростовой на ее первом балу? Но и вести себя на балах нужно соответственно эпохе. Так, женщины несколько веков назад не могли сами подойти к молодому человеку и пригласить его на танец: заигрывать с мужчиной можно было только взглядом. А вот подавать даме руку, когда она выходит из транспорта, принято до сих пор. Когда дама и кавалер поднимаются по лестнице, кавалер должен идти впереди — так происходит и сейчас. Причина же появления этого правила очень банальна: в средневековье женщины не носили нижнего белья и не хотели, чтобы мужчины заглядывали им под юбки.
Средневековые танцы, по словам художественного руководителя Елены Залесской, даются членам клуба достаточно сложно: в них очень трудная терминология. Оказывается, в средние века применялись итальянские, а не французские, привычные, термины.
– Мы очень долго разбирались во всех этих riverenza, mezzo-volto и прочих сложных словах. Сбивает с толку и то, что все средневековые танцы очень похожи между собой. Шаг туда, шаг сюда, реверанс, поклон… Подготовка к средневековому балу в Коврове давалась нам очень сложно! Но бал, в котором мы участвовали, был очень интересным. Продумано было все: и развлечения (нужно было забрасывать яблоки в корзину и скакать на длинной палке с конской головой, перекинув через «седло» длинный шлейф платья), и музыка, — рассказывает Елена, которая также сама шьет костюмы.
Виктор Сергеевич — студент Медакадемии, будущий рентгенолог. Этим летом по утрам проходит практику, а вечера, по его словам, полностью свободны, и он посвящает их в том числе танцам. Прийти в клуб Виктору Пескову посоветовала его мама.
– Иди, говорит, попробуй, нечего дома сидеть. Ну я и пришел. И понеслось, — рассказывает он. — Люди здесь чудесные. Миллион лет назад я занимался бальными танцами, но это все выветрилось, так что осваивать их пришлось с нуля. «Макама» — это общение, интересные встречи, события, балы… Когда выкладываю фото в соцсети, друзья удивляются.
– Девушки костюмы шьют сами, а вы где взяли свой?
– Это целая история. Я собирал его по кусочкам. Ботинки — с выпускного бала из школы. Брюки — отцовские. Шейный платок — простой отрез ткани. Рубашку мне пожертвовали с барского плеча, запонки на ней дедушкины. Перчатки купил в военторге. Жилетку приобрел в секонд-хенде со скидкой 90% за 69 рублей. Пришлось немножко заузить, перешить — но теперь смотрится замечательно.
– А очки у вас современные, Виктор Сергеевич!
– Вы мне подали сейчас отличную идею. Надо будет найти старинные очки.
– Простите, нам уже пора начинать, — обратилась к нам Анастасия Маркина. — Виктор, встаньте, пожалуйста, в центр зала. Маэстро, гранд-марш!
Фото: Анна Яблокова/ «Русская планета»
Раздаются звуки музыки, и пары по очереди выходят на танцпол. По периметру зала собрались зрители и будущие участники бала. Пришли бабушки с маленькими внуками в строгих костюмчиках, молодые пары, девушки в платьях и в джинсах, парни в шортах. Но немного расслабленное состояние теплого летнего вечера исчезло при первых звуках старинной музыки. Захотелось выпрямить спину, расправить плечи, поднять голову. Сначала члены клуба продемонстрировали зрителям свое мастерство, а затем пригласили всех желающих станцевать с ними вместе.
После очередного танца на стул рядом со мной подсел запыхавшийся дедушка лет семидесяти. Он только что кружился с девушками и весело притопывал и подпрыгивал в такт музыке.
– Как танцуют! Все и не упомнишь, движения трудно запоминаются, — пожаловался он мне. — Но так интересно! Что же вы не танцуете?
– Я наблюдаю.
– Значит, не пойдете? — улыбнулся он, и его тут же увлекли в большой круг веселой Московской кадрили. Бал продолжался.
темы
Новости партнеров
Реклама
Реклама
5 мин