Новости – Люди












Люди
«Мне повезло, что живу на краю земли»

Первый снег в Североморске.Фото: Любовь Трифонова
Североморский фотограф одержал победу в конкурсе, посвященном Арктике
27 февраля, 2014 06:14
10 мин
международный форум
– Расскажите, как вы вообще впервые взяли в руки фотоаппарат? Кто был инициатором вашего знакомства с фотоискусством?
– Случайно получилось. Когда-то очень давно пробовала фотографировать — старенькой «Сменой», но увлечение с возрастом прошло и возвращаться к нему я не собиралась. Инициатором приобретения фотокамеры стал супруг, тогда и не подозревавший, чем обернется его невинное предложение обзавестись фотоаппаратом.
– И чем в итоге обернулось? Все свободные деньги уходят на объективы и штативы?
– Нет. Думала, как это часто бывает, — поиграю и заброшу, но как-то так получилось, что чем больше снимала, тем сильнее это занятие затягивало, пока в конце концов не переросло в серьезное увлечение. Скорее, все свободное время уходит на фотосъемку, техника по мере осознания надобности приобретается.
– А какую-то профессиональную литературу изучаете, посещаете мастер-классы, общаетесь с коллегами? Или все по наитию и на собственном опыте?
– Литературу, конечно, тоже, но больше собственным опытом руководствуешься или общаясь с нашими, мурманскими фотографами. Все-таки свои особенности съемки у нас присутствуют — ночь полярная, погодные условия....

Большой баклан, птичий базар, побережье Баренцева моря. Фото: Любовь Трифонова
– Есть какие-то мэтры на работы, которых вы ориентируетесь или чьим советам следуете?
– Нравятся, конечно, какие-то работы некоторых фотохудожников, но, наверное, фотограф все-таки должен ориентироваться прежде всего на свое видение, стараться суметь показать мир таким, каким видит его именно он.
– Я скорее не об этом. Переформулирую: кого из российских фотографов вы можете назвать мастером своего дела? Чьи фотографии смотрите с большим удовольствием? Чье видение вам близко?
Иван Кислов. Этот фотограф, на мой взгляд, совершает что-то невероятное, фотографируя дикую природу. Сергей Анисимов, Сергей Горшков... Из наших, мурманских — Дима Дешевых, Валера Барделев, Дима Горшенев (выставка его работ сейчас проходит в Мурманском областном художественном музее. — Примеч. РП), Сергей Малинин.
– Пленка или цифра?
– Цифра.
– Сanon или Nikon?
– Nikon. До него был Olimpus — первая камера.
– Я читал, что для вас в детстве проявка и печать фото была каким-то чарующим таинством, не скучаете по этому процессу? Ведь сегодня съемка стала во многом легче.
– Не скучаю. Было интересно, но я бы ни за что сейчас не поменяла цифру на пленку. Может, потому, что не успела проникнуться этим процессом — не таким долговременным он и был. Цифра больше возможностей дает.

Зимняя полночь у Баренцева моря в районе Териберки. Фото: Любовь Трифонова
– Бывали у вас какие-то конфликтные ситуации, связанные с вашим увлечением? Возможно, где-то запрещали фотографировать или просили удалить какие-то снимки?
– Нет, я же природу в основном фотографирую. Хочется, наоборот, забраться подальше от цивилизации и конфликтных ситуаций.
– А если попытаться вспомнить просто какой-то комичный случай?
– Помню, как на птичий базар ходили. Обычно стараешься фототехники брать по минимуму, — чтобы легче по сопкам бегать было. Лариса Ясинская, фотограф из Снежногорска, отставала постоянно, в конце концов — уже на обратном пути — выяснилось, что в фоторюкзаке у нее, кроме всех возможных фотопринадлежностей, лежит еще тяжеленный справочник по орнитологии... От медведя убегали — тоже с ней. Правда, оказалось, что в темноте она меня за медведя, копошащегося у моря, приняла, и когда побежала — испугалась уже я и тоже рванула в сторону машины.
– Откуда берутся сюжеты, идеи? Их природа диктует или как это происходит? Мне всегда было непонятно, как фотограф решает, что «надо поехать на край земли — там можно сделать отличный кадр»?
– Наверное, мне повезло, что живу на краю земли и ехать никуда не надо (смеется). А если серьезно, по-настоящему интересный кадр получается при каких-то определенных условиях, и для начала хорошо бы было понаблюдать, когда именно можно будет поймать этот идеальный момент. Это, кстати, талантливого фотографа и отличает от остальных — оказаться в нужное время в нужном месте.
– Что вам вообще дает победа в этом конкурсе и каких-то других: грамота, денежное вознаграждение какое-то, учеба?
– Дает скорее какое-то удовлетворение от того, что если кому-то понравились фотографии, значит, мне удалось передать то, что чувствовала я, нажимая на кнопку спуска. Кроме того, и грамоты, и дипломы, дарили туристическую одежду, фоторамку. Баренцевоморское отделение WWF — мой первый фотоконкурс — подарило фоторюкзак, который я до сих пор таскаю.
– И последний, наверное, вопрос: фотография — достаточно дорогое увлечение. Вы же наверняка где-то еще работаете. Где?
– Самый подковыристый вопрос. Нет, не работаю, работает муж, который всячески поддерживает это мое увлечение — и морально, и материально, за что я ему очень благодарна. Наверное, не всякий супруг будет спокойно относиться к ночным шатаниям своей «половины» по сопкам в погоне за северным сиянием.
Любовь Трифонова родилась в Санкт-Петербурге, в 1996 году переехала на Север. Занимается фотографией с 2009 года. Главная тема работ — суровая и хрупкая красота северной природы.
Награды: 1 место в конкурсе «Арктика в объективе» (2010 ), 2-е место в фотоконкурсе «Север — страна без границ» (2011), лауреат конкурса «Полярная перспектива» (2012), финалист конкурса «Дикая природа России» (2012), финалист конкурса «Эпсон» в номинации «Природа» (2012), финалист конкурса «Best of Russia» (2012), финалист «Global Arctic Awards» (2013), лауреат конкурса «Полярная перспектива», победитель конкурса «Best of Russia» в номинации «Люди. События. Жизнь» (2013).

Птенцы чечетки. Гнездо родители построили под гудящей опорой ЛЭП, рядом с трассой, среди ветвей единственной на этом участке тундры березы. Фото: Любовь Трифонова

Корабль в заливе у Североморска. Фото: Любовь Трифонова

Большая серебристая чайка пролетает у побережья Баренцева моря ночью во время полярного дня. Фото: Любовь Трифонова

Поклонный крест на развилке Териберка-Туманный. Фото: Любовь Трифонова

Солнце показалось над горизонтом, но сияние такое сильное, что хорошо просматривается даже на посветлевшем небе. Кольский полуостров, Баренцево море. Фото: Любовь Трифонова

Первое после полярной ночи солнце показалось над горизонтом, освещая лучами покрытые инеем редкие кусты. Фото: Любовь Трифонова
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости