Титульная страница
Лента новостей
Лента новостей
Сегодня
Политика
Общество
Бизнес
Культура
Сделано Русскими
Личные связи
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Запрещенные организации
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
Лента главных новостей
Русская планета
Титульная страница

Ё-изобретатели

В Северной Осетии разработали свой электромобиль
Елена Коваленко
8 октября, 2013 17:16
3 мин
Работа заправочных станций для электромобилей. Фото: Антон Денисов, РИА Новости
«Ты что, умнее всех?»
Генеральный директор компании «Alrossa Capital», молодой предприниматель Александр Хугаев, загорелся идеей создания электромобиля спонтанно — после просмотра телешоу «К барьеру» с Владимиром Соловьевым, в котором сошлись два известных политика — Владимир Жириновский и Михаил Прохоров. Первый упрекал Прохорова, что тот до сих пор не сдержал своего слова и не подарил ему ё-мобиль.
– В свете последних высказываний Владимира Вольфовича о Кавказе мы решили и за Прохорова ответить, и ему самому показать, что он сильно ошибается насчет Кавказа — заявил корреспонденту «Русской планеты» Александр Хугаев.
Идею было решено воплощать в рамках совместного проекта компании «Алросса Капитал» и Центра информационных технологий. Проект «ГРОСС» задумывался как комплекс мероприятий по улучшению инвестиционной привлекательности РСО-Алания. Цель — показать потенциальным инвесторам возможности и стремления молодежи республики. Однако молодой предприниматель столкнулся с массой проблем, главная из которых — отсутствие готовности у окружающих поддерживать столь масштабный проект.
– Перед созданием электромобиля мы обратились за помощью к одному из профессоров СКГМИ, который прямым текстом заявил: «Ты думаешь ты умнее всех? Это невозможно в условиях нашей республики», — говорит Александр Хугаев. — После создания электромобиля я отправил ему на кафедру диск с видео тест-драйва, упакованный в конверт, на котором написал «невозможное — возможно!».
Нашлись те, кто поверил создателям электромобиля и поддержал их. Например, представители Управления поддержки предпринимательства. Для реализации идеи по созданию электромобиля подобралась группа энтузиастов. Руслан Лалиев — самый младший в команде, студент СОГУ, лидер антинаркотического движения «Охотники за головами». Он заказывал комплектующие, решал все вопросы с поставщиками и обеспечил бесперебойный процесс сборки. Артур Таболов — выпускник СКГМИ, сотрудник «Alrossa Capital». Салон электромобиля — полностью его рук дело. Он же решал все вопросы эргономики: где и как разместить приборы, чтобы было удобнее управлять автомобилем. Батраз Кутаров — выпускник СОГУ. Он оказывал посильную помощь от начала реализации идеи вплоть до самой презентации. Кануков Таймураз осуществлял прокладку проводки в электромобиле, находил нестандартные решения, которые очень пригодились при монтаже оборудования. Маляры из команды «Джони Монтана»: аланский триколор на кузове выполнен ими в свободное от работы время. Руслан Гадзаов — самый старший член команды. Один из лучших инженеров в республике. Без его советов в области механики, где у ребят было много пробелов, реализовать проект было бы невозможно. Сборка электромобиля происходила в гараже МВД. Многие сотрудники полиции после дежурств приходили на подмогу.
– Механики МВД применили свои знания и навыки при создании электромобиля, — рассказывает Александр Хугаев. — Потом почти все они были на презентации, но уже в форме и некоторых мы даже не узнали, так как за все это время привыкли видеть их рядом с собой, таких же обычных ребят, перепачканных маслом и желающих что-то изменить в своей маленькой Алании.
За основу взяли автомобиль Opel Vectra — первое, что попалось под руку. При создании машины опирались на информацию из открытых источников, которой мог воспользоваться любой желающий. Единственное ноу-хау в этом электромобиле — создание трех контуров энергопитания. Под капотом — электромотор постоянного тока. Дополнительные аккумуляторы вместо обычного их места дислокации — багажника, было решено установить вдоль всего кузова. «Заправка» этого автомобиля длится всего час, благодаря небольшому размеру аккумуляторов, после чего машина способна проехать 100-120 км пути.
– Скорость будет порядка 60-70 км/час, что в условиях городской среды очень удобно с точки зрения безопасности, — пояснил Александр Хугаев корреспонденту «Русской планеты». — Мы не будем создавать хлопот для ГИБДД.
Авто назвали «Токати» в честь выдающегося ученого, нашего земляка Григория Токати, на разработки которого сейчас опирается современная космонавтика, ракетодинамика.
– Его книга «История и философия механики текучих сред» — одна из моих настольных книг, — рассказал «Русской планете» Александр Хугаев. — Это человек, который смог реализовать свою мечту, несмотря на сопротивление целой системы, a это дорогого стоит. Он прославил Аланию в далекой Британии и за это ему большое спасибо.
Казалось бы, дело сделано: «Токати» из проекта на бумаге превратился в реальный электрокар. Однако молодые разработчики решили не останавливаться на достигнутом.
– Доработок настолько много, что можно сказать это будет вообще новый автомобиль — «Хугати». Мы не стали совершенствовать «Токати», мы разработали новый проект с нуля. Единственное, что останется от старой модели — это раскраска кузова в аланский триколор.
Кроме того, решено начать серийный выпуск электромобилей в Северной Осетии: усовершенствованную модель в своем собственном корпусе. На проект разработчики смотрят трезво:
– Сильные стороны — это экономичность, экологичность, практичность. Слабые: дальность хода еще не велика, но мы учли этот аспект в новом проекте. Это будет городской автомобиль и запас хода будет оптимален, — отметил Александр Хугаев.
Чтобы начать серийное производство «Хугати», необходима сумма в 12 млн. рублей. Согласно расчетам, окупиться эти вложения должны в 8-месячный срок. Однако желающих вложить деньги в производство инновационного продукта в республике не нашлось. Зато детище осетинских инженеров заинтересовало бизнесменов из соседних республик. Буквально через месяц после презентации автомобиля инвесторы из Ингушетии предложили вложить в проект в два раза больше необходимых для старта средств, но с условием, что сборка электромобиля будет происходить на их территории. Разработчики «Хугати» от предложения отказались и решили любой ценой самостоятельно наладить его серийное производство.
– В республике Южная Осетия нашлись люди, которые поддержали нашу идею и пускай у них нет денег — лишь старое помещение, но у них есть вера и желание реализовать проект, поэтому мы согласились на сотрудничество.
темы
3 мин