Титульная страница
Лента новостей
Лента новостей
Сегодня
Политика
Общество
Бизнес
Культура
Сделано Русскими
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
Новости
Титульная страница
Титульная страница

Единый экомеханизм

Основатель одного из крупных агрохолдингов в Калининградской области поделился секретами успешного бизнеса

Владимир Лактанов
5 мин
За 10 лет на базе охотничьего домика вырос аграрный холдинг. Фото: Константин Бельченко/ «Русская планета»
«Мушкино» — одна из немногих компаний Калининградской области, осуществляющих полный сельскохозяйственный цикл. Здесь разводят кроликов и оленей, крупный рогатый скот, выращивают для них корма, перерабатывают мясо, которое затем реализуется через собственные торговые точки и ресторан. Отдельным направлением деятельности Мушкино является экотуризм, органично дополняющий остальную деятельность этого хозяйства. Хотя в народе его до сих пор называют «хутор Мушкино». Начавшись с «охотничьего домика», за 10 лет он преобразовался в предприятие, обрабатывающее 3 тыс. га земли и стал настоящим оазисом. Александр Саканов, основатель хутора Мушкино, рассказал РП о том, как развивалась деятельность, какие сложности пришлось преодолеть, как удалось занять нишу в экономике области без использования активной рекламы.
– Все начиналось с хобби. В конце 1990-х мы с товарищем выкупили две комнаты в одном из старых немецких домов поселка Мушкино, которые вначале планировали использовать лишь для того, чтобы проводить время за городом. Но со временем нам захотелось сделать что-то более обстоятельное в этом привлекательном месте. Мы стали собственниками всего дома, на базе которого решили сделать «охотничий домик». У нас не было самоцели заниматься бизнесом как таковым, но наше начинание оказалось востребовано среди жителей и гостей Калининградской области, которым понравилось проводить время у нас. Так возникло первое направление — экотуризм.
Одновременно появился интерес к сельскому хозяйству. Я постепенно втянулся в этот процесс, и в результате был создан сельскохозяйственный производственный кооператив. С 2006 года мы стали обрабатывать земли, близлежащие к поселку Мушкино и выращивать зерновые, зерно-бобовые культуры, возводить пастбища.
Затем появилось желание сделать животноводческую ферму. В 2010 году мы открыли кроликоферму и стали прорабатывать вариант по устройству оленьего хозяйства. Сначала олени планировались как пополнение окружающей живой природы для охоты, но со временем было решено создать ферму для развития, воспроизводства и выращивания оленей на мясо и панты. Мы привлекли специалистов, которые прошли обучение за рубежом, были на оленьих фермах на Алтае и в других регионах России, и с их помощью организовали ферму.
Со временем появилось достаточное количество мясного сырья, и закономерно возник вопрос о его промышленной переработке. Решили построить небольшой перерабатывающий комплекс, что и было сделано. Комплекс, в свою очередь, потребовал увеличения объемов сырья, поэтому помимо оленей мы стали заниматься разведением крупного рогатого скота. Сегодня у нас работает завод, позволяющий производить до пяти тонн мясной продукции в месяц.
За 10 лет на базе охотничьего домика вырос аграрный холдинг, где представлено растениеводство, животноводство, переработка продукции и экотуризм. Все это работает как единый механизм, дополняет друг друга и органично развивается.
– Мушкино — единственное хозяйство в Калининградской области, которое занимается разведением кроликов и оленей в промышленных масштабах. Насколько сложно было наладить такое производство?
– Основной сложностью было отсутствие специалистов в этой сфере на этапе, когда мы решили организовать эти фермы, из-за этого нам негде было почерпнуть необходимые знания и практические рекомендации. Поэтому приходилось все искать на стороне — в Польше, Германии, а также в других регионах России. Но в процессе работы мы обучились и сейчас готовим специалистов сами для себя. Сейчас у нас работает на постоянной основе более 90 человек, еще более 30 человек мы ежегодно привлекаем на сезонные работы.
– То есть сейчас проблема кадров полностью решена?
– Скажем так, она стала менее острой. Постоянную потребность в специалистах я испытывал с момента организации нашего кооператива вплоть до 2012-2013 годов. Мы стараемся привлекать и удерживать молодежь: предлагаем для этого стабильную работу и зарплату, разного рода социальные программы.
В настоящее время ощущается дефицит специалистов, знакомых с передовыми технологиями в сельском хозяйстве. К примеру, на рынке появляются новые технологии кормления скота, корма, подходы к разведению животных.
– 10 лет для развития такого хозяйства — это много или мало?
– Скорее это время, за которое приходишь к пониманию, как нужно вести хозяйство. Вся деятельность, связанная с сельским хозяйством, является долгосрочным проектом. С начала реализации проекта до прихода прибыли проходит много времени (например, от вложения денег в одну корову до их возврата с прибылью — от пяти до семи лет). Соответственно, чтобы развиваться, нужны «длинные деньги» и сезонные заработки.
Александр Саканов — основатель агрохолдинга «Мушкино». Фото: Константин Бельченко/ «Русская планета»
Александр Саканов — основатель агрохолдинга «Мушкино». Фото: Константин Бельченко/ «Русская планета»
К тому же мы пошли по пути создания хозяйства полного цикла, то есть, создания своей кормовой базы, выращивания скота, переработки мяса и реализации продукции со своим фирменным знаком через свои торговые точки и ресторан. Все это требует системного подхода в нескольких видах деятельности, каждый из которых сам по себе является самостоятельным бизнесом.
– Как вы думаете, чего не хватает нашему сельскому хозяйству для развития?
– Думаю, в первую очередь ему нужна систематизированная, многогранная, последовательная работа. Сельскому хозяйству нужна не только финансовая поддержка, но и работа по поддержанию уровня жизни на селе. Ведь крестьяне — это не временные рабочие, а отдельная категория населения со своей ментальностью и образом жизни. Системная работа должна быть направлена, в том числе, на поддержание уровня образования сельских жителей, улучшение их жилищных условий. Чтобы люди на селе чувствовали себя достойно и независимо, этим нужно заниматься как со стороны федерального центра, так и местных властей. Нужны газификация, мелиорация, строительство дорог.
Сегодня мы восхищаемся, когда видим европейские фермерские хозяйства, пробуем их продукцию — сыры, колбасы, вина, имеющие многолетнюю традицию производства. Но ведь и в нашем сельском хозяйстве есть свои традиции — это и дореволюционный опыт производства и экспорта продовольствия, и послевоенное колхозное движение. Развитие идет по спирали — все можно вспомнить, возродить.
– Улучшились ли, по вашим ощущениям, условия для ведения сельского хозяйства в период санкций-антисанкций?
– Да, санкции создали условия, которые дали сельскому хозяйству импульс — можно работать и двигаться с собственными продуктами на свой рынок. Раньше это было затруднительно, поскольку большая часть сельхозсырья и продукции шли к нам с Запада, где его производство не одно десятилетие поддерживается государством, благодаря чему фермеры смогли снизить себестоимость продукции. У нас не было инструментария и рычагов, чтобы достойно конкурировать с западной продукцией, что и было тормозом для развития сельского хозяйства.
Вместе с тем, сегодня люди покупают продукцию у отечественных производителей потому, что у них нет особого выбора. А нужно стремиться к тому, чтобы снижать себестоимость продукции и тем самым повышать ее конкурентоспособность. Конечно, для этого нужно время. Я считаю, чтобы найти, создать, занять свою нишу на нашем рынке и прилавках наших магазинов, нужно просто этого хотеть. Нужно производить качественную продукцию, которая востребована временем, людьми.
– Хутор поражает ухоженностью земель, что радует глаз. Жаль, что у нас не вся область такая красивая…
– А вполне могла бы такой быть. Для создания подобных усадеб не нужны какие-то очень большие инвестиции, у нас в области есть состоятельные люди, которые вполне могли бы вложить часть денег в такие проекты с развитием инфраструктуры. Если бы сделать, к примеру, 100 таких усадеб площадью 1 тыс. га каждая, получилось бы 100 тыс. га обустроенных площадей, и это была бы совершенно другая область, которая иначе бы выглядела и функционировала. По своей сути развитие экотуризма — это то же обустройство деревни, хоть и в другом формате.
– Продукты «Мушкино» нигде активно не рекламируются. Это принципиальная позиция?
– Я считаю, что нет смысла вкладываться в рекламу, когда можно вложиться в технологию. Качество рекламирует себя само — люди к нам приезжают, пробуют продукцию, покупают с собой, видят наш бренд, узнают его. Постепенно круг расширяется.
– Вы реализуете мясную продукцию только в Калининградской области, или отправляете в другие регионы России?
– В силу того, что с каждым годом мы производим все больше продукции, стараемся расширять и каналы сбыта. Постепенно выстраиваем отношения с крупными торговыми сетями. Пока делаем первые шаги, но я надеюсь, со временем выйдем на рынки разных российских регионов.
– Какие у вас планы по развитию бизнеса?
– У нас до 2024 года выстроена программа воспроизводства мясной продукции и мясопереработки. Наша задача состоит в том, чтобы четко двигаться по этой программе. Сейчас мы производим 4-5 тонн мясной продукции в месяц, а планируем выйти на 30 тонн, затем на 50. Для этого будем наращивать сырьевую базу и строить дополнительные перерабатывающие мощности, этапы развития расписаны на 8 лет вперед. Кроме того, поскольку хутор пользуется все большей туристической популярностью (сейчас Мушкино ежегодно посещает порядка 10 тыс. человек), планируем расширение номерного фонда.
темы
Новости партнеров
Реклама
Реклама
5 мин