Новости – Титульная страница
Титульная страница
«Остается работать, пока бьется сердце»
Сергей Егиоя и его ученики. Фото из личного архива
Каким видит сельскую школу учитель из села Казанцево Алтайского края
22 июля, 2016 19:16
3 мин
Сергей Егиоя, педагог с 20-летним стажем, и Почетный работник образования, и любимый учитель нескольких поколений деревенских ребят из Алтайского края рассказал «Русской планете», что происходит с сельской школой.
Сергей Егиоя пришел в среднюю школу небольшого алтайского села Казанцево практикантом, третьекурсником исторического факультета Алтайского педагогического института.
– Когда наш учитель труда услышал, что я поступил в педагогический, то, зная мою стеснительность, сказал: «Сережа, есть много других профессий». Наверное, 20 лет моей работы опровергли его слова, но тогда мне было интереснее работать в архивах или на археологических раскопках, чем с детьми.
Казанцево лежит в самом сердце Рудного Алтая, рядом с Колыванью, где заводчик Демидов построил Колывано-Вознесенский завод, откуда везли в Эрмитаж на 180 лошадях легендарную царицу ваз из зеленой яшмы, где работал гениальный русский механик Иван Ползунов. История готова рассказывать, только услышь. Учитель и его ученики горячо увлеклись краеведением.
– Дети, которые вместе со мной ходили по сопкам и ручейкам, по родным местам, начинали понимать, что это не просто природа, здесь жили их предки, которые дали название этим местам. У нас такая богатая история! Осознав это, детская душа испытывает потрясение, след от которого остается уже навсегда. И вот ребенок становится патриотом сначала места, где он родился, а по мере взросления к нему приходит понимание, что его Родина — Россия, которая вся состоит из таких родных для кого-то маленьких местечек. Дай бог каждому, чтобы у него был учитель, который ходил с ним по родным местам, — говорит Сергей Николаевич.
Дети расспрашивали старожилов, возвращали ручьям и пригоркам забытые названия, расчищали и восстанавливали запущенные родники. Нашли несколько заброшенных демидовских рудников, взяли в них образцы руды, изучили, обмерили, взвесили. Дети писали научные работы и блистали на краевых конференциях, Казанцевская школа гремела на весь Алтай. Наиболее амбициозный проект затянулся на годы — каждое лето Сергей Егиоя ведет своих краеведов в экспедицию, на поиски входа в огромную гранитную пещеру. Старики рассказывают, что эта пещера протянулась на многие километры от Быковского озера до самого Змеиногорска. В царские времена разбойники братья Быковские прятали в ней угнанных коней и другую скотину. В этом году экспедиция по поиску пещеры снова намечена на август.
– У Колыванского озера есть спутник, озеро Быковское, — рассказывает Сергей Николаевич. — Там рядом скальные выходы, воровские шкили. Разбойники воровали скот и прогоняли его по этой пещере. Может быть, это легенда, но старожилы говорят — лучше вам туда не надо, плохая слава у этого места была. Ну, не знаю. Детям интересно, а мне сообщили, что нашли какой-то новый вход недалеко от Красного Яра, в стороне от того места, где мы искали. В августе попробуем, возможно, все-таки найдем.
Сергей Николаевич говорит, что детей, которых можно оторвать от компьютерных игр и увлечь краеведением, в школе почти не осталось. Последний свой звездный класс он выпустил в 2012 году. Возможно, все дело в том, что ребята не видят результата своих усилий — участие в научно-практических конференциях стало платным, а вступительный взнос в 6 тыс. рублей — практически непреодолимое препятствие для ребенка из деревенской семьи.
Сергей Егиоя. Фото из личного архива
Сергей Егиоя. Фото из личного архива
Никто из «звездочек» Сергея Егиои свою взрослую жизнь с деревней не связал. Все эти дети выросли хорошими людьми, которыми учитель с полным правом гордится, некоторые стали профессиональными историками. Но в Казанцево не вернулся никто.
Сергей Николаевич рассказывает, как неприятно было ему, молодому учителю-идеалисту слышать в 90-е годы: «Школа должна не воспитывать, а оказывать образовательные услуги».
– Сейчас мы и образовательные услуги оказываем как дополнительные, в нагрузку. Учителей завалили профессиональными стандартами, учебными рабочими программами, другой бумажной работой, которая ни учителю, ни детям не нужна. Эта работа важна, наверное, только для чиновников, которые пишут отчеты и проводят оптимизации. Если бы все это было в 1995 году, когда я пришел работать, я, конечно, не состоялся бы как учитель.
Школа пока еще держится на педагогах, которые честно служат своему делу, считает Сергей Николаевич. Но они больше физически не могут работать и уходят на пенсию, не оставив смену, не передав никому свой уникальный опыт. Молодые специалисты в школу не идут, и это понятно:
– Я, учитель высший категории с большим стажем, Почетный работник образования при полной ставке не получаю и 10 тыс. рублей. Это высокая зарплата? Можно ли на нее достойно жить и не чувствовать унижения? А самое печальное, что при таком отношении учитель на селе не чувствует своей нужности обществу и уважения к себе; отношение к учителю, как лузеру.
Сергей Николаевич говорит: хорошо бы отправить министра образования поработать в Казанцевскую среднюю школу, дать ему возможность в полной мере ощутить все последствия реформ и оптимизаций.
– Может быть, я консерватор, но мне кажется, что наша российская школа вообще не нуждалась в реформах. Разве что в развитии инфраструктуры. Даже если в школе учатся 50 детей, надо так ее оснастить, чтобы дети могли проявить себя. Чтобы там был бассейн, библиотека, спортивный зал, помещения для занятий каким-то творчеством. А те шаги, которые делаются сейчас в нашей системе образования, реальных положительных результатов не дают, и это не только мое мнение. Мы теряем школу, детей, и страшно подумать, какие плоды пожнем через 5–6 лет.
– Но что вы можете сделать в этих условиях?
– Не знаю. Нам остается стиснуть зубы и работать. Патроны кончаются, но надо отстреливаться до конца! Тем, кто предан школе, остается работать, пока бьется сердце. И все. Только этим и живы еще школы России. Это уже не желание работать, а боль и обида за детей и за дело. Поэтому работаем. А в дальнейшем — уйду я, уйдут другие учителя, и деревенские школы закончатся, детей будут в район возить.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости