Новости – Титульная страница












Титульная страница
Парад районных суверенитетов

Митинг у памятника Гагарину. Фото: Татьяна Бондаренко
Последнее время Саратовскую область сотрясает волна народных выступлений
4 сентября, 2013 13:03
4 мин
Вслед за заявлениями об отделении от области города Петровска и митингами в Пугачеве о желании отделиться заявили представители Романовского и Балашовского районов. 21 августа представители инициативных групп устроили митинг на набережной Саратова у памятника Гагарину. Вооружившись плакатами с лозунгами «Хватит это терпеть!», «Загрязнителей Хопра — к ответу», «Мал Гук, да вонюч», 15 человек простояли около часа под палящим солнцем.
В начале июля инициативная группа райцентра Романовка ходатайствовала в областную избирательную комиссию о проведении референдума среди жителей по вопросу отделения от Саратовской области и присоединения к Тамбовской. Однако в просьбе отказали из-за ошибки в персональных данных некоторых членов инициативной группы.
Активист из Романовки Александр Бондаренко не отрицает, что техническая ошибка в документах могла быть, но не в большом масштабе. «В избирательной комиссии пытаются найти максимальное количество ошибок, отсылают участников группы по техническим причинам, снижая таким образом их число. По конституции в инициативной группе должно быть не менее 20 человек, если количество снижено до 19, например, то она уже не легитимна», — объяснил корреспонденту «Русской планеты» оппозиционер. Причем, по словам Бондаренко, официально ответа об отказе в регистрации они так и не получили. «Возможно, такой ответ и был, и он даже зарегистрирован в журнале избирательной комиссии, но до нас он не дошел — потерялся в дороге».
Все обвинения в попытках сделать себе рекламу на идее отделения и набрать «политические очки» накануне выборов 8 сентября Александр Бондаренко категорически опровергает: «Это не пиар. Выборы мелкие, от их результата ничего не зависит», — говорит он.
16 августа на общем собрании жители села Романовки высказались против отделения от Саратовской области. Александр Бондаренко объяснил это так: «В этот актив входят люди, зависимые от административной системы. Против инициативы отсоединиться ни один простой гражданин, побывавший в Тамбовской области, не выступит. Он ощутил эту разницу, он знает, что можно жить по-другому».
Романовский район граничит с Мучкапским районом Тамбовской области, где, по словам Бондаренко, совсем другая жизнь. «Романовский район и соседняя Тамбовская область — это два разных государства. Люди, которые ездят в Тамбовскую область, не хотят возвращаться к себе домой. В Романовке на 80% изношены дорожные сети, 70% безработицы. Сейчас в районе проживают 15 000 человек, исход населения составляет 5% в год, и этот процент постоянно увеличивается. Более 50% населения вынуждены скитаться в поисках заработка по другим регионам. Смертность превышает рождаемость в три раза. Зарплата в 10 тыс. рублей для Романовки редкость и хороший заработок». При этом дома в разоренной Романовке, по признанию Бондаренко, стоят 1-1,5 млн рублей, но покупают их в основном приезжие пенсионеры из северных регионов. Кроме того, из Романовки проще добраться до Тамбова, чем до Саратова: автобус в областной центр ходит раз в день. До Тамбова же легко доехать по железной дороге.
Бондаренко также сообщил, что в инициативной группе по отделению преобладают пенсионеры, потому что на работающего человека можно найти средства давления, пригрозив ему или его родственникам увольнением. «Есть много сочувствующих, но не имеющих возможности участвовать в этой инициативной группе, потому что находятся в зависимости от административной системы», – говорит он.
Выход из положения романовские оппозиционеры видят в смене власти. Наша районная власть не просто «забронзовела», а покрылась уже непробиваемой оболочкой, считает другой оппозиционер Алексей Зыков. Основная задача романовцев – не отсоединиться, а привлечь внимание саратовских областных властей к своим проблемам, но «если не получится, мы пойдем на это», — заявил Бондаренко.
В Балашовском районе, по словам активистов, ситуация не лучше. Вот что рассказал нам лидер местной языческой славянской общины Олег Непеин: «Наплевали на Балашов, администрация ничего не делает, работать негде, народ разбегается. В Балашове было 100 тысяч населения, сейчас 80. Я вижу, что творится в молодежной среде. Молодежь, когда видит, что чиновник администрации ездит на «Мерседесе», озлобляется и буквально готова к крайним мерам. Взять бутылки, камни, перекрыть трассу. Русский народ не привык писать жалоб, он привык быстро ездить. Подождите, закончится это все плохо», — предостерегает Непеин.
По словам Олега Николаевича, администрация «навязывала» жителям села Хоперское Балашовского района завод по изготовлению полипропиленовых труб. Власти уверяют, что предприятие это малоотходное, поэтому опасаться загрязнения Хопра сливами не стоит. «Приезжало начальство, уговаривало нас строить, но население против, — замечает Непеин. — Если будут отходы, значит, их уведут в соседний район». Сейчас строительство завода решено перенести из Хоперского района на более приспособленную площадку в Балашовском.
Министр по делам территориальных образований правительства Саратовской области Людмила Жуковская прокомментировала «Русской планете» ситуацию с инвестиционным проектом. «Без каких-либо аргументов членами инициативной группы по “отделению” Балашовского района от Саратовской области, поддерживаемыми отдельными представителями КПРФ и ЛДПР, была начата огульная критика проекта, сопровождаемая заявлениями о намерениях совершения правонарушений, выражающихся в создании помех движению транспортных средств», — считает чиновник. По ее словам, в результате таких действий инвестор отказался от реализации проекта. Людмила Жуковская считает нелогичными действия членов инициативной группы, которые, с одной стороны, жалуются на экономическую отсталость района, а с другой — строят препоны для его развития.
Мрачную картину дополнил казачий атаман Балашовской округи Виктор Шалатов: «Город рушится, ни один завод не работает, ни пищевой, ни кирпичные. У нас было 4 кирпичных завода, теперь они не работают, а мы ездим за кирпичом в соседнюю область». Средняя зарплата в Балашовском районе — 6-8 тыс. рублей. Вдобавок к этому в скором будущем может основательно пострадать экология района. В Новохоперском районе соседней Воронежской области собираются начать добычу никеля, радиус загрязнения от подобных предприятий — 500 км, поэтому в случае слива в Хопер отходов достанется и стоящему на его берегу Балашову. При этом бюджет Воронежской области будет получать от добычи никеля ежегодно 2,5 млрд рублей, а соседние области — только загрязнение.
«У нас богатые земли, но мы сегодня 67% денежных средств получаем из федерального бюджета, и только 33% — зарабатываем, — говорит депутат Балашовского районного собрания Юрий Волков. — Инвесторы готовы вкладывать средства в нашу землю. У нас имеются квалифицированные кадры, но они не хотят иметь дел с местной властью, потому что она коррумпирована». Выход из сложившейся ситуации Волков видит прежде всего в смене власти, а уже во вторую очередь — в отделении от Саратовской области.
В интервью тамбовской газете «Житье-бытье» заместитель главы Тамбовской области Сергей Чеботарев заявил, что переход целого района из одной области в другую — очень сложный процесс, примеров которому немного: «Факт того, что целый район соседней области хочет прийти к нам, конечно же, приятен. А пока романовцы с удовольствием ездят в Мучкап и Тамбов. Благо, есть прямое железнодорожное сообщение». Однако конкретных заявлений о присоединении Романовки к Тамбовской области от местных властей не звучало. Тем не менее Бондаренко уверен, что власти Тамбовской области готовы принять ее в свой состав: «Тамбовские власти не хотят вступать в открытую конфронтацию с саратовскими властями, они издалека наблюдают за ситуацией, как она будет продвигаться. У нас колоссальнейшие по плодородности земли — чернозем, колоссальные урожаи, есть возможность перерабатывать продукцию. Около 10 лет не работает градообразующее предприятие, на котором 560 рабочих мест — хлебокомбинат, входивший в советское время в тройку сильнейших в СССР. Мы можем стать золотым донором для любого субъекта Российской федерации».
Как и романовцы, балашовцы уверены, что Воронежская область примет их с распростертыми объятьями. «Мы еще никуда не обращались, — признался Юрий Волков, — воронежские власти пытались с нами связаться, но наша группа официально не зарегистрирована. Когда она будет официально зарегистрирована, тогда и будем обращаться».
14 августа романовцы вновь подали документы на регистрацию для проведения референдума по отделению от Саратовской области. «Официального ответа мы опять не получили, — сообщил Бондаренко, — но из “третьих” источников узнали, что нам вновь отказали в регистрации, опять по техническим причинам. Что ж, мы подождем, когда пройдут выборы, чтобы нас перестали упрекать в политическом пиаре, а потом продолжим».
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости