Новости – Люди












Люди
«Самый простой рецепт — это движение»

Александр Андреевич Визель. Фото: Наталия Федорова/ «Русская планета»
Главный пульмонолог Татарстана Александр Визель — о курении, кальянах и других причинах заболевания органов дыхания
16 июня, 2015 14:21
15 мин
Алесандр Визель — врач с 35-летним стажем, автор научных трудов по лечению легких, доктор медицинских наук, профессор, главный пульмонолог Республики Татарстан. К нему едут больные из разных уголков России. В беседе с «Русской планетой» он рассказал об основных причинах поражения легких, новых методах лечения, а также озвучил те заблуждения, которые сегодня распространены в обществе в отношении легочных заболеваний.
– Александр Андреевич, какова сегодня ситуация с распространением заболеваний органов дыхания в Татарстане?
– В отношении туберкулеза у нас ситуация лучше, чем в среднем по России и у всех соседних регионов. Дело в том, что Татарстан — благополучная республика, а такие инфекционные болезни как туберкулез являются индикатором социального статуса нации. По неинфекционным болезням у нас среднероссийские показатели: согласно рейтингам, самое распространенное заболевание — хроническая обструктивная болезнь легких (ХОБЛ), раза в четыре меньше астмы, а между ними — пневмония.
– Появляются ли новые заболевания легких?
– Да. Пожалуй, больше всего тревожит то, что участились случаи легочного фиброза. Что это такое? Легкое человека в здоровом состоянии пушистое, наполненное воздухом. И вдруг оно начинает превращаться в соединительную ткань, в рубец, нарушается дыхание. И если вовремя не выявить болезнь, то сделать уже будет ничего нельзя, поможет только пересадка легких. Пути к этому фиброзированию самые разные. Во-первых, фиброз может возникать без очевидных причин, вероятно, при наличии наследственной предрасположенности, генетики. Во-вторых, под влиянием токсических веществ: уборщица, например, работает в разными средствами для уборки и каждый день вдыхает высокую концентрацию хлора, легкие ее поражаются, что приводит к фиброзу. Третья причина — аллергия: могут заболеть мукомол, птицевод, сыродел... Тут все логично. Но с 2009 года начались странные вещи. После перенесенного вирусного заболевания (например, свиной грипп) в легких развивался фиброз. Это серьезная проблема, фиброзирование легких сейчас обсуждается во всем мире.
Другое заболевание, которое сейчас стало известным — это саркоидоз. Я занимаюсь этой болезнью более 30 лет, являюсь соавтором ключевых монографий и национальных рекомендаций. И вот тут важно сказать кое-что для населения. В наши дни все стремятся повысить иммунитет. По телевизору часто рекламируют разные добавки для улучшения иммунитета. А саркоидоз — это болезнь, когда иммунная система становится настолько сильной, что начинает нападать на внутренние органы, в том числе легкие. И лечение этой болезни — наоборот, направлено на подавление реакций иммунитета. Но, в отличие от фиброза, в большинстве случаев от саркоидоза можно вылечить.
– А каковы основные причины возникновения болезней легких?
— Каждая болезнь имеет свою причину. Если говорить о пневмонии, которая сейчас очень тревожит и по смертности, и по заболеваемости, то причина тут одна — инфекция. Причина астмы в основном наследственность, предрасположенность к аллергической реакции. Например, один человек, татарин, жил в Узбекистане, а в 40 лет решил вернуться на свою родину в Татарстан. Приезжает и тут ему в первый раз ставят диагноз бронхиальная астма — у него такая реакция на березу. Но он не здесь астмой заболел, генетически он всегда был готов реагировать на березу, просто в Узбекистане она не растет. Основная причина ХОБЛ — курение. Ну и отчасти вредное производство, грязный воздух. Есть также среди заболевших некурящие женщины, мы говорим про таких пациенток: это очень хорошая хозяйка, которую не любит муж. Она очень любит готовить, а тяги над плитой нет, и она в маленькой кухне постоянно находится в парах газа и пищи, которые постепенно оседают в ее легких.
– А взаимосвязь с психическим состоянием человека прослеживается?
– Естественно. Великий хирург Пирогов говорил: «Если солдат в тоске, ищи туберкулез», ну или как-то так. Депрессия приводит к снижению иммунитета. Но надо сказать, что, слава Богу, Татарстан — не депрессивный регион. Другая связь: астма и стресс. Да, есть аллергический фон, есть болезнь, и многие люди, страдающие астмой, на эмоции реагируют приступом. Например, при ХОБЛ курильщик может проснуться, откашляться, принять лекарство или забыть про него и пойти на работу; он себя не любит. У астматика все может быть хорошо, и береза не цветет, и приступа нет, он идет на работу и вдруг замечает, что баллончик с лекарством забыл, и тут же начинает задыхаться. Эмоциональный компонент тут играет большую роль. Но очень много зависит от доктора, который должен все обсудить с пациентом, обучить: «Не пугайся, у тебя нет приступа, у тебя есть время воспользоваться лекарством, всегда есть время дойти до дома или до аптеки».
– Вы сказали, что причиной заболеваний является также грязный воздух. Как вы оцениваете состояние окружающей среды в республике с этой точки зрения?
— Я не профессионал в области гигиены воздуха, но я консультирую в госпитале Министерства внутренних дел РТ. И мы провели там исследование, изучили состояние легких у пожарных, которые выезжают на пожары, и чиновников пожарной службы, а также у сотрудников дорожной службы, которые стоят на улице, и тех, которые сидят в кабинетах. Выяснилось, что пожарные в кабинетах не болеют, а на пожарах — да. С сотрудниками ГИБДД получилось так, что хоть он в кабинете сидит, хоть у обочины стоит — разницы нет. Отсюда мы можем сказать, что у нас на улицах все не так плохо. Но как только человек закуривает, и в кабинете, и на свежем воздухе возникают болезни.
– Появляются ли новые методы лечения болезней органов дыхания?
– По лечению все стремительно идет вперед. За 35 лет, которые я работаю врачом, сменилось не одно поколение лекарств. Например, четыре поколения антибиотиков. Хотя антибиотики — это отдельная и очень тревожная тема. Особенно в России. Допустим, коллега переезжает жить в Европу и нам пишет: «Когда поедешь, привези пару пачек антибиотиков». Зачем? Он врач, но для того, чтобы купить антибиотики, в Европе нужно выписать специальный рецепт, объяснить, зачем. У нас пока это не очень строго. Хорошо это или плохо? Есть очень интересные публикации: в странах, где слишком крепко закрутили эти гайки, смертность от пневмонии выросла, то есть пациент не успевает добежать до рецепта. Оптимально, чтобы антибиотики отпускали только по рецепту, но важно вовремя попасть к врачу, который их выпишет...
Итак, говоря о методах лечения, нужно подчеркнуть, что вылечить можно туберкулез, саркоидоз, пневмонию. Знаете ли вы гипертоников, которых кто-то вылечил? Знаете ли вы диабетиков, которых кто-то вылечил? В нашей сфере тоже существуют хронические терапевтические заболевания, при которых можно обеспечить хороший уровень жизни с помощью лекарств, но, к сожалению, это делает человека зависимым от медикаментов и устройств. Это относится к ХОБЛ и астме. Наше время – время ингаляционной терапии. Раньше кололи уколы, пили таблетки, от чего страдали печень и мозг, и за два-три года человек становился инвалидом. Сейчас лекарство поступает через дыхательные пути, часто достаточно подышать препаратом один раз в сутки, и тогда пациент может прожить еще 40-50 лет.

Александр Андреевич Визель. Фото из архива А.А. Визеля.
– А каков уровень выявляемости заболеваний легких в республике?
– У нас в стране люди проходят флюорографию раз или два раза в год. Те нарушения, которые можно увидеть на снимках, выявляются рано. Этим наша страна гордится, мы не пошли в 1990-е годы на поводу у зарубежных врачей, которые предлагали отменить эту практику. Россия сохранила собственный подход. Кроме того, существует приказ Минздрава РФ по диспансеризации. А недавно в Госдуму РФ поступило интересное предложение — подходить дифференцировано к людям, которые проходят и не проходят своевременную диспансеризацию. Это правильно. Я помню, в ГДР так было: если ребенка водят раз в полгода к стоматологу, то лечение бесплатное, пропустили — следующее лечение платное.
– К вам приезжают люди из разных уголков страны в надежде, что вы им поможете. Как вы относитесь к своей популярности?
– Сегодня пациенты много читают в интернете. И им кажется, что другой доктор, живущий далеко, профессор, лучше, чем его собственный, местный. Больной создает мифический облик врача, который может все, и едет через всю страну. Это не всегда хорошо, и я спорю с врачами других регионов. Ко мне едут в основном больные саркоидозом, поскольку я этим заболеванием занимаюсь с 1980 года, и это не всегда понятная болезнь. По поручению главного терапевта страны, созданы стандарты, рекомендации, схемы лечения, приказы, алгоритмы лечения больных саркоидозом. Они доступны всем врачам. Но больные все равно едут к нам. Я стараюсь не отказывать тем, кто хочет приехать. Но до встречи я даю пациенту список необходимых исследований, которые мы дополняем тем, что есть у нас. Так за этот час мы решаем с ним то, что необходимо для его лечения и наблюдения. Вот и все. Это вопрос организации.
– Какие самые распространенные заблуждения связаны с заболеваниями легких?
– Первое мы уже обсудили. Это заблуждение, что стимуляция иммунитета — всегда хорошо. Иммунитет нужно стимулировать тогда, когда он снижен. Для этого надо сдать необходимые анализы. Считается, что лекарственные растения — это хорошо и безопасно. Но, к примеру, эхинацея пурпурная усиливает иммунные реакции. А в листке-вкладыше указано, что применение эхинацеи при таком инфекционном заболевании как туберкулез — противопоказано. Избыточная стимуляция иммунитета способна провоцировать некоторые болезни.
Второе заблуждение — вокруг проблемы с курением. Нам подчас пытаются внушить, что кальян — это древняя традиция... Но один кальян — это от 20 до 100 сигарет. Сейчас вроде бы закон запрещает курение табачного кальяна в общественных местах. Но происходит страшное: кальянщики исхитрились и пишут, что у них кальян без табака… Приведу пример. К нам недавно поступила девушка-студентка одного из вузов Казани с тяжелейшим поражением легких. Начинаем искать причины — благополучная, не больна СПИДом, не употребляла наркотики. Выяснилось, что она два раза в неделю ходила с подружкой в кальянную. Курили они «персик» и «яблоко», то есть какие-то неизвестные ароматические соединения, от которых начали погибать легкие.
Еще одно заблуждение — электронные сигареты. Это средство доставки никотина в легкие, думаю, тут все понятно — без комментариев. Но есть и исключения. Пришел ко мне писатель. Человеку за 60, курит он очень много и давно. Заработал тяжелейшее поражение легких, ХОБЛ, задыхается. Мы с ним поговорили, он разумный человек, говорит, что бросит курить. Через неделю прибегает, просит спасти: зависимость у него от никотина такая, что, если не курит, писать не может. Мозги не хотят работать. И в этой ситуации электронные сигареты могут помочь: никотин будет поступать, а дым нет. Но чаще всего картина обратная. Мы видим, что электронные средства доставки продают в аэропортах и даже на заправочных станциях. USB-порт, подключение к компьютеру... Кого подсаживаем? Молодежь.
– Часто можно услышать такие слова: «Мой дед курил всю жизнь и прожил до 90 лет». Как вы можете их прокомментировать?
– Тут два ответа. Первый. Существует, конечно, генетика. Есть люди с крепким здоровьем. Но недавно я был на встрече выпускников, 35 лет как закончили институт. И все умершие — курильщики. И умерли они либо от онкологии, либо от сосудистых заболеваний — инфаркт, инсульт.
Второй момент. Что курят? Я в молодости по дурости курил. И курил я папиросы. Если взять горящую папиросу и положить ее на край стола, то она гаснет, не горит без дыхания курильщика. Возьмите современную сигарету, оставьте ее зажженной, уйдите, и здесь случится пожар. Она горит помимо затяжек, потому что в ее составе специальные катализаторы. Также туда добавляют вещества, чтобы человек не кашлял. Если раньше подросток, желая доказать, что он крутой, после первой затяжки начинал задыхаться и кашлять, то сегодня этого нет и привыкание к табаку облегчено. Современная табачная промышленность — это особая индустрия. Например, говорят, что они борются за своих курильщиков — специально делают фильтр белым, чтобы, как только он станет желтым, человек выбросил сигарету и закурил другую. Мол, спаси себя. Ужасная это ложь.
Так почему дедушка курил и жил 100 лет? Он пил настоящее вино из винограда. Он курил табак-самосад. Он ел натуральные продукты. Я же, чтобы напоить своих детей, вынужден покупать бутылки с водой, хотя сам в детстве пил воду из крана. Сегодня молоко не сворачивается, сок не киснет, и все супермаркеты полны парным мясом и свежей рыбой. Мой прадедушка умер в блокадном Ленинграде, когда ему было под 90, и он был трудоспособным. Сколько я проживу, а сколько мои внуки? Я не знаю.
– Вы преподаете в медицинском университете более 30 лет. Как вы оцениваете систему современного медицинского образования?
– Меня тревожит заорганизованность. Очень много бумаг, правил, таблиц, компьютеров. Иногда возникает такое ощущение, что студент и больной нам просто мешают работать. Это плохо. Эта заорганизованность приводит к тому, что мы за компьютером перестаем видеть больного. Моя мама имела медицинское образование, была фармакологом, и она говорила: «Если ты хочешь быть хорошим врачом, найди себе врача-кумира и стань подмастерьем». А у нас сейчас осуществляется переход к европейской системе образования. Что это значит? До 6 курса — тренажеры, мультимедийные программы, тесты, работа с актерами... Недавно наши казанские исследователи проанализировали, что дает дистанционное образование. Студент никуда не едет, он по Интернету общается с сильным профессором из Москвы, получает от него задания, отвечает. Да, объем знаний растет. Но в результате на 60% падают мануальные навыки врача. Что это такое? Умение слышать, трогать, чувствовать — снижается. Знаний куча, но что с ними делать?
– Что бы вы посоветовали изменить нашим читателям в образе жизни, чтобы обезопасить себя от больных легких?
– Самый простой и действенный рецепт — это движение. Допустим, у человека ХОБЛ, он плохо себя чувствует, задыхается, кашляет, но статистика показывает, что, если этот курильщик ходит на работу пешком, а не ездит на машине, он живет гораздо дольше. Любое движение является стимулятором нормального физиологического иммунитета. Когда вы двигаетесь, ваши клетки перемещаются, кровоток усиливается. В Татарстане и Казани много для этого сделано — построены в шаговой доступности спортплощадки, Дворцы спорта.
Но все же я говорю не о спорте, а о физкультуре. И даже не о фитнесе, к которому я отношусь сдержанно, потому что это бизнес: сначала мы платим за фитнес, а потом за лифт, не так ли? В Казани есть доктор, профессор, кардиолог Ильдус Анварович Латфуллин. Ему под 80 лет. Он никогда не ездил на работу на транспорте: 5 километров туда и обратно пешком. Я недавно видел его: он такой же, как был 30 лет назад, спина прямая, идет спокойно. Вот где наше здоровье.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости