Новости – Титульная страница












Титульная страница
Спустили сверху
Первая поликлиника давно уже не первая. Фото Антона Ермакова
Корреспондент РП выяснял, почему самое большое ортопедическое отделение Комсомольска-на-Амуре вот-вот прекратит свое существование
21 марта, 2014 20:06
3 мин
Ортопедическое отделение краевого бюджетного учреждения здравоохранения «Стоматологическая поликлиника № 1» уже давно, несмотря на гордый порядковый номер, является последним местом, куда готовы идти люди. Корреспондент «Русской планеты» выяснял, как живет самая большая в Комсомольске стоматология.
Работаем больше, получаем меньше
Стоматологическая помощь в городе начиналась в 1930-х годах с единственного врача. 1 апреля 1952 года в Комсомольске открылась первая стоматологическая поликлиника. Через два года она переехала из барака в просторные помещения нового дома, расположенного на тогда еще строящемся проспекте Ленина. В 1978 году поликлиника переехала в новое здание по улице Шиханова, а ортопедическое отделение осталось по прежнему адресу. Город рос, а отделение сокращалось. Если в советские годы протезированием зубов занимался коллектив из 42 человек, то сейчас осталось всего 10 сотрудников. Большинство из них отдали своему делу по 40 и более лет.
Коридоры отделения большей частью пусты. Работает всего один врач. Второй и последний — в отпуске. Очередь на бесплатное протезирование для льготников растянулась более чем на 3 года.
– Я работаю здесь с 1980-х. Коллектив был большой и дружный — 9 врачей и 23 зубных техника, — вспоминает в разговоре с корреспондентом РП зубной техник Валентина Пильщикова. — Практически все специалисты частных клиник прошли через нашу ортопедию, получив здесь знания и опыт. Примерно с 1998 года начался развал. Нас поставили в трудные условия: заработная плата существенно меньше, чем у частников. Здесь остались только пенсионеры. Молодые ушли зарабатывать деньги.
Екатерина Корсакова — стоматолог-ортопед высшей категории. На ней держится все отделение. Женщине 73 года. Более 30 лет она была заведующей ортопедическим отделением. Общаться с журналистами отказывается — для нее слишком тяжело все происходящее в клинике.
Пациентка, участница трудового фронта Лидия Федорова, прежде чем попасть к врачу, простояла в очереди полтора года. Но она ни на кого не обижается.
– Конечно, такая большая очередь — это плохо для тех, у кого неожиданно случилась беда с зубами. А если планировать лечение, то нормально, — говорит пенсионерка. — Я вставляла здесь раньше зубы у хорошего врача, но он уже умер.
Сотрудники отделения рассказывают, что их клиника просто не нужна городу. Чиновники на нее давно не обращают внимание.
– Самое обидное, что здесь есть все технические условия для работы — хорошее профессиональное оборудование, целая зуботехническая лаборатория. Но сейчас многое стали забирать другие стоматологические поликлиники Ленинского округа, так как руководство хочет нас закрыть. Говорят, что невыгодно содержать такое большое помещение, — говорит РП старшая медсестра Евгения Тазиева.
Зубной техник-литейщик Виктор Медведчиков работает в ортопедическом отделении с 1984 года. Сам он утверждает, что его труд почти не отличается от работы «больших» металлургов. Изготовление зубных протезов — сложный процесс. Начинается он с того, что вам в рот вставят слепочную массу, которая приятно пахнет жевательной резинкой. И после этого начнется сложное, ювелирное изготовление искусственных зубов.
– Мы еще пользуемся старыми советскими заготовками металла, которые даже лучше новых образцов, — рассказывает РП Виктор Медведчиков. — Ведь от качества сплава зависит, сколько времени прослужат протезы. В моей работе важен опыт — умение визуально определить степень готовности расплавленного металла. Универсальных рецептов здесь не бывает, надо доверять своему глазу.
Уходить Виктор никуда не хочет. Но, по его словам, клиника уже приговорена.
– Многие бы здесь работали, но людям надо как-то материально жить, — продолжает Евгения Тазиева. — У нас зубной техник получает 14% от сделанной работы, а у частников — 25%. Наши специалисты зачастую работают больше, а получают меньше. Руководство хочет перевести нас в помещение на ул. Шиханова, но это малореально. Врача пересадить просто, а техников-литейщиков сложно. Там нет условий для зуботехнической лаборатории. В частных фирмах техники толкутся в маленьких кабинетах. Лаборатории, сопоставимые с нашей, есть в трех крупных частных клиниках, они и обслуживают большинство горожан.
«Набили руку и ушли»
Что первая поликлиника долго не протянет, утверждает и ее главный врач Галина Кеняйкина.
– Основная наша проблема — кадры. Все меньше становится врачей-стоматологов с высшим образованием, в основном идут после медицинского колледжа, — рассказывает она корреспонденту РП. — Надо признать, что у ортопедического отделения в целом нет перспектив. Сотрудников мало, а помещение огромное — 554 м². А «коммуналку» мы вынуждены оплачивать сами. Сейчас есть предложение внедрить эффективные контракты, в которых прописывался бы и оклад, и объем работы, и стимулирующие выплаты. Возможно, это исправит ситуацию. Но пока что я поставила вопрос перед министерством о том, что мы хотим освободить помещение ортопедии и перевести отделение в поликлинику. Врачебный прием мы сможем вести здесь, а протезы будем заказывать, например, в лаборатории поликлиники № 2 на Дземгах. Помещение на проспекте Ленина, возможно, займет поликлиника № 3. Безусловно, жалко отдавать созданное своими руками, но как развивать при отсутствии кадров — непонятно. А ведь в свое время именно у нас «набили руку» первые специалисты в городе по металлокерамики. Получили опыт и ушли в частный бизнес.
Замначальника отдела межтерриториального взаимодействия Министерства здравоохранения Хабаровского края Роман Белоноженко уверяет, что делается все возможное для привлечения на работу молодых специалистов — даже предоставляется служебное жилье. Но в конкуренции с частным бизнесом государство все равно проигрывает.
– Частники находятся в более простых условиях — работают на меньших площадях, сами себе устанавливают тарифы, — говорит РП Роман Белоноженко. — Нам же тарифы «спускают сверху». То есть за одну и ту же работу наш сотрудник получит меньше. А все хотят работать в белом кабинете, с платежеспособным населением. Частник берет легкие случаи, нам же достаются сложные.
С какого «верха» спускаются тарифы на работу в бюджетных учреждениях, чиновник не пояснил. Впрочем, в коллективе поликлиники поговаривают, что на самом деле проблема в неспособности государственных руководителей эффективно управлять.
– У руководства нет прямой финансовой заинтересованности в процветании государственной ортопедии. Ведь у них самих зарплата совсем не такая, как у простых медиков. Если частник не справится с бизнесом, то в первую очередь разорится он сам. Чиновники же в всегда оказываются «в плюсе». Уверен, что хороший хозяин быстро бы навел здесь порядок, — предположил один из сотрудников клиники, попросивший не называть его фамилию.
Что будет дальше с ортопедическим отделением на проспекте Ленина — вопрос пока открытый. Как сказал Роман Белоноженко, «если вдруг появятся специалисты, то оно будет работать и дальше». Вот только на «вдруг» в бизнесе, хоть и государственном, рассчитывать не приходится.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости