Титульная страница
Лента новостей
Лента новостей
Сегодня
Политика
Общество
Бизнес
Культура
Сделано Русскими
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
Новости
Титульная страница
Титульная страница

«Золотые руки по роду шли…»

Автор уникального проекта «Самарская игрушка» бесплатно обучает детей ремеслу и готовится к ЧМ-2018
Владимир Лактанов
4 мин
Говорят, если игрушку в руки взять, то ставить назад и отдавать уже не хочется. Фото: из архива Александра Гутарева
В начале мая в Самарской области лучшим деятелям культуры вручили губернаторские гранты. В их числе — автор уникального проекта «Самарская игрушка» Лора Городецкая. После 15 лет забвения заслуженный мастер, работы которой известны за рубежом, получила не только признание у себя на родине, но и новое задание: изготовить сувенир к предстоящему чемпионату мира по футболу. «Русская планета» познакомилась с коллекцией глиняных игрушек и узнала у мастера их секрет.
– Говорят, если мою игрушку в руки взять, то ставить назад и отдавать уже не хочется, — улыбается Лора Константиновна. — Хочется ее с собой унести. С этим посылом она и сделана — с добротой, чтобы он к людям вернулся. В сердце у каждого и добра, и мягкости в достатке, только не у всех они востребованы. Поэтому сейчас люди агрессивны, раздражены. Несмотря на то, что магазины продуктами да одеждой наполнены. Надо бы людей сначала просветить, а потом бы уже кормить!
Речь мастерицы, увлеченной созиданием новой игрушки, мягкая и незатейливая, так и напоминает созданные ею образы с простыми и очень добрыми названиями. Тут тебе и «Мужик с поросенком и сушками», и «Баба с гусем», и «Окно желтое с черным котом и цветами».
– В нашей самарской игрушке настоящий мир отражен, — говорит мастер. — Но если дымковская больше детская, то самарская игрушка несет другое значение. Каждую я подписываю добрым пожеланием, каждая обогащена непредсказуемыми образами, за счет чего вызывает эстетический интерес. Вся моя долгая жизнь в них отражена, мое военное детство.
Работы Городецкой на официальном уровне признаны уникальным видом современного декоративно-прикладного искусства.
– Родилась я в семье очень талантливых людей, — объясняет Лора Константиновна свои творческие способности. — Золотые руки по всему роду шли! Прапрабабушка моя была искусной белошвейкой — из крепостных. И за ее золотые руки дал ей барин вольную. Открыла она в Самаре свою мастерскую, да так прославилась, что оплатили ее клиенты учебу моей бабушки в гимназии. Лучшей в учебе моя бабушка была. И дружила с ней в гимназии одна купчиха. Бабушка ей всячески помогала и за это купчиха взяла ее однажды на бал. И там бабушка познакомилась со своим будущим мужем. Изумительно в церковном хоре пел. И до того был хорош собой, что увидела его в деревне барыня богатая и взяла с собой в город на обучение. Влюбились друг в друга дедушка с бабушкой. Поехал он в столицу, дослужился до небольшого военного чина, вернулся свататься. Бабушка ему и говорит: «А что, Иван Герасимович, вы к вину склонны?» — «Да уж мимо рта не пронесу!» — «С этой минуты бросайте пить на веки вечные, тогда буду вашей женой и помогу вам экстерном гимназию окончить». С тех пор вина у нас в доме не водилось.
Любовь к наукам заложили дочери, которую отправили учиться в пединститут на учителя музыки.
– Я засыпала и просыпалась под звуки Шопена, — вспоминает мастер. — И вот приехал к нам в Самару врач-хирург, поляк. С женой, с детьми. Он старше моей мамы на 10 лет был, но такая между ними любовь вспыхнула, что помешать ей ничто не могло. Жена папина как узнала, что он с другой гуляет, выставила ему чемоданы за дверь. Только в 37-м году счастье наше закончилось. Папу арестовали и расстреляли за то, что он поляк. Вскоре арестовали и расстреляли всех его родственников, включая первую жену. Мама моя прожила недолго и в паническом страхе. Воспитала меня бабушка. И любила играть я в вишневом саду, где находила глину и лепила игрушки. Начинала с кукольной посуды.
По образованию Лора Городецкая художник. Закончила три курса школы искусств и 14 лет проработала в портретном цехе фоторабот. Наставники были из знаменитого тогда Пензенского училища.
– Там научилась особому искусству, целому таинству, которое даже называлось не ретуширование, а лепка лица! — рассказывает Лора Константиновна. — Оно и сейчас у меня в росписи игрушек выходит, только в игрушке сложнее: это же целая музыка из прикосновений к глине. А я ее глубоко понимаю, знаю, чувствую.
После Городецкую пригласили работать в кино: реставрировать старые фотографии для кинохроники. А как появилось телевидение, мастер сразу взялась за новое для себя дело — рисование персонажей, и даже прошла стажировку на «Союмультфильме».
С детской артелью объездили всю Россию. Фото: из архива Александра Гутарева
С детской артелью объездили всю Россию. Фото: из архива Александра Гутарева
В 1984 году Лора Городецкая открывает свою студию при Центре внешкольной работы Железнодорожного района Самары. Последовали 12 лет взлета, за которые самарская игрушка получила профессиональное признание.
– Несомненно, в работах Лоры Городецкой есть художественная ценность, — говорит заведующая отделом этнографии Самарского областного историко-краеведческого музея имени Алабина, в фондах которого есть коллекция из 256 игрушек Городецкой, Наталья Лосева. — Это современный вид декоративно-прикладного искусства, бренд Самарской области, один из первых шагов по развитию внутреннего туризма и созданию собственной сувенирной продукции региона. Дело в том, что в Самаре не было глиняной игрушки, не успела она сформироваться. Она сначала появилась в «малоземельных» регионах с большой плотностью населения как подсобный промысел, способ еще одним путем заработать денег. У нас же край земледельческий, наделы давались большие, плотность населения была маленькой, и в историческом аспекте не было необходимости создавать свою игрушку. Да и глины хорошей в Самарской области не было. Двадцатое столетие все изменило. И игрушки Городецкой оказались востребованными как вид искусства.
Сама Лора Константиновна вспоминает о том времени с большой ностальгией.
– Мы со своей детской артелью объездили всю Россию, — говорит мастер. — Как нас принимали в государственном центре фольклора, сколько чудесных людей меня поддерживали. Я встречалась с патриархом Алексием II, который, узнав о том, что я учу детей своими руками создавать красоту, благословил меня.
Городецкую позвали открыть студию в областном Дворце пионеров. Ее хвалили, ею гордились, ее фамилию называли как достижение всей сферы культуры региона. Тогдашний градоначальник Олег Сысуев покровительствовал ей и даже пообещал открыть свою мастерскую — «домик-пряник». Но все закончилось с назначением нового замдиректора Дворца пионеров.
– Мы достигли таких успехов, что могли мои недоброжелатели только злобно шипеть, — рассказывает мастер. — В 1997 году Сысуев ушел, давление на меня началось еще больше. Недруги мои злорадно шипели: мол, ну и где твои покровители, где твой домик-пряник? Новым градоначальником стал Георгий Лиманский, к которому после назначения я отправилась прямо в кабинет. Он принял меня, я прямо спросила: «Скажите, нужна моя игрушка? Если нет, то я сворачиваю всю работу!» — «Нужна, конечно! Что вы говорите, вы  у нас человек заслуженный!». На том все и кончилось. Больше меня к Лиманскому не пускали, а помощница его, завидев меня, с порога кричала: «Что вы носитесь со своими черепками?! Неужели дел других больше нет!» Очень я раздражала их.
Студию при Дворце пионеров закрыли. Городецкая открыла мастерскую у себя на дому. Работать ее никуда не брали.
– Просто забыли, — уточняет мастер. — Пришла я в «Стройкерамику», попросилась на работу или хотя бы дать глины. Они попросили у меня фото игрушек. Мне ничего не дали, а по фото сами стали игрушки мои производить. Да так извратили образ, что я даже ругаться с ними не стала. 15 лет я прожила в глубокой нищете. Знакомые советовали идти на рынок игрушками торговать. Да не могу я этого сделать! Они не для коммерции, а для души сделаны.
Спасла тогда Городецкую только работа. Он создала новую «Лебединую коллекцию», которую сейчас мечтает выставить на людское обозрение.
– В труде горе забываешь, кусок хлеба добываешь, — делает вывод мастер.
Ситуация кардинально изменилась с приходом нового губернатора. Николай Меркушкин лично попросил Лору Городецкую создать сувенирный ряд к ЧМ-2018.
– Пришел человек взрослый, знающий, понимающий, и как-то сразу между нами возникло доверие, — говорит мастер. — У меня появилась надежда, меня пригласили работать в школу № 12, у меня новые планы — лишь бы здоровье не подвело! Дети пока еще не все понимают, зачем я пришла, они и не видели глиняную игрушку, но преображаются на глазах на моих занятиях.
– Родители рады, дети, Лору Константиновну это общение делает счастливее, — вторит мастеру директор школы № 12 Елена Горячева. — Дети, не совсем успешные в учебе, проявляют свои таланты в этих занятиях. Она самодостаточна, талантлива, полна энергии и является стимулом для всех нас, учителей. И мы надеемся, что наши ученики станут ее последователям.
Полученный грант мастер потратит на ремонт балкона в своей квартире и ляжет на недельку в платную клинику.
Сувенир к ЧМ разрабатывает педагог вместе с детьми. Летом займется основательно. А еще мечтает выпустить три книги со своими стихами и о самарской игрушке.
– Мне бы сил хватило наполнить верой тех людей, которые в меня верят, — улыбается Лора Константиновна.
темы
Новости партнеров
Реклама
Реклама
4 мин