Титульная страница
Лента новостей
Лента новостей
Сегодня
Политика
Общество
Бизнес
Культура
Сделано Русскими
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
Новости
Титульная страница
Титульная страница

Море причин

Сахалинский ученый предсказывал аварии поездов из-за размыва путей еще пять лет назад 

Владимир Лактанов
2 мин

Место схода с рельсов. Фото сделано в день аварии. Источник: пресс-служба ГУ МЧС России по Сахалинской области

О возможности схода с путей поезда на западном побережье Сахалина выходили и научные публикации Института морской геологии и геофизики Дальневосточного отделения РАН и комментарии в прессе. До сих пор под аналогичной угрозой на острове остаются почти 30 км дорог и прежде всего это дороги железные. Корреспондент «Русской планеты» проанализировала предупреждения одного из сахалинских ученых именно о таких ЧП.
3 ноября на железнодорожном перегоне Холмск — Томари тягач и два вагона пригородного поезда сошли с рельсов. Вагоны упали прямо в море. Погиб дорожный мастер Холмской дистанции пути. 20 пассажиров получили травмы разной степени тяжести, 11 из них были госпитализированы.
Утром следующего дня, 4 ноября, следователи возбудили уголовное дело по ч. 2 ст. 263 УК РФ (нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, повлекшее по неосторожности смерть человека). Названа и предварительная версия случившегося: «Неудовлетворительное состояние железнодорожного полотна». Участок дороги длиной 150 м, на котором и произошла авария, был размыт.
Летом 2013 года старший научный сотрудник Института морской геологии и геофизики ДВО РАН Виктор Афанасьев заявил в одном из интервью: не теряя времени, надо создавать на острове систему берегозащиты для 28 км прибрежных территорий.
За последние полвека море «съело» более 35 км2 берегов Сахалина, сообщил Афанасьев. Под угрозой смыва, в частности, трасса Южно-Сахалинск — Оха на участке Стародубское — Взморье. Для катастрофы достаточно одного сильного шторма. Это известная местным жителям проблемная дорога: из-за непогоды ее периодически закрывают.
В 2005 году поселок Взморье целиком попал под угрозу затопления. Жителей его было решено расселить — до 2015 года, по программе сноса ветхого жилья.
Тему берегозащиты этот ученый поднимал еще пять лет назад.
«В настоящее время даже невозможно определить размеры прямого и косвенного ущерба, нанесенного экономике и экологии Сахалина из-за отсутствия необходимого внимания к проблемам берегопользования, — писал Виктор Афанасьев. — Длина береговой линии Сахалина 2510 км, из которых 1438 км подвержены процессам размывания. Береговая защита состоит из 102 км шпунтовых и ряжевых стенок, сооружений откосного типа, бетонно-каменной наброски и еще 25 км причалов, шпор и угольных галерей. Причем немалая часть этих сооружений либо осталась от японцев, либо построена еще в советское время хозспособом и теперь разрушается... Не вступая в дискуссию относительно причин глобального характера усиления процессов размыва берегов острова, отметим это как фактор, который нельзя не учитывать.
… [На юге Сахалина] с 2003 года проводится реконструкция железной дороги с переустройством ширины колеи на 1520 мм. Несколькими годами ранее началась реконструкция трансрегиональной автомобильной дороги общего пользования Южно-Сахалинск — Оха — Москальво. В целях удешевления работ реконструированная автотрасса с асфальтобетонным покрытием на участке 70–105 км была «привязана» к существующей схеме мостов, а следовательно, и прежней трассе дороги. Теперь же, по прошествии 7–9 лет, мосты требуют капитального ремонта, один из самых крупных сносится и строится новый. Но в результате деградации морских аккумулятивных образований, в пределах которых расположены ранее неопасные участки, береговой уступ уже находится в нескольких метрах от дорожного полотна, а где и является откосом дороги».
Железнодорожники, замечал Афанасьев, совершают те же ошибки, что и строители автомобильных трасс. Вначале нужно укреплять берега, а потом уже начинать на этом прочном «фундаменте» ремонтные работы, реконструкцию и строительство. На деле же часто происходит наоборот. Более того — у Сахалина в принципе не было на тот момент и нет до сих пор единого генплана берегопользования.
«Между тем усиление интенсивности и активности размыва берегов Сахалина — объективная реальность, а не дань конъюнктурным ухищрениям науки», — писал ученый.
Муниципальные власти разных городов острова периодически предлагают по-своему защищать дороги. Например, в Шахтерске в этом году жителям посоветовали укреплять берега водоемов своими силами, но не с помощью специальных приспособлений и материалов — георешеток, геоматов, геотекстиля, железобетонных конструкций — а используя строительный мусор, оставшийся от сноса ветхих и аварийных зданий.
6 ноября на участке Холмск — Томари вновь открыли движение поездов. Менее чем за два дня на месте аварии положили грунт и новые рельсы. 
темы
Новости партнеров
Реклама
Реклама
2 мин