Новости – Люди












Люди
Все дороги ведут в лес

Фото: официальный портал Иркутской области
С чем связаны два громких задержания чиновников лесного комплекса Приангарья
24 ноября, 2014 15:17
7 мин
В сфере лесного хозяйства Иркутской области — два скандала подряд. Через день после ареста бывшего министра промышленной политики и лесного комплекса Кирилла Торопова с поличным задержали начальника отдела агентства лесхоза по Усольскому лесничеству Михаила Самохина. С чем связано повышенное внимание следователей к ведомству, выясняла корреспондент «Русской планеты».
Второй пошел
Причину ареста Кирилла Торопова до сих пор не обнародовали официально. Достоверно известно, что его задержали на рабочем месте. Основными причинами называют конфликт, случившийся в аэропорту Иркутска накануне, и возможные финансовые махинации с бюджетными деньгами, предназначенными для строительства дороги Таксимо — Бодайбо. Подрядчик, по последней версии, незаконно получил 60 млн рублей, а Кирилл Торопов курировал этот проект в Дорожной службе Иркутской области до своего назначения на пост министра. На суде, где решался вопрос о мере пресечения для чиновника, представили прослушку его телефонных разговоров — именно по поводу дороги.
Но ни одну из версий до сих пор не подтвердили ни следователи, ни ФСБ, сотрудники которой участвовали в задержании Торопова. А суд проходил в закрытом режиме.
Почему задержан 46-летний Михаил Самохин, известно точно: его подозревают в получении взятки.
По данным УБЭП, 17 ноября подозреваемый, будучи на рабочем месте, требовал от местного предпринимателя, занимающегося заготовкой леса, 400 тыс. рублей. Взамен Самохин обещал «закрыть глаза» на незаконную заготовку бизнесменом древесины в Усольском районе.
Чиновника задержали как раз в момент получения взятки. Сейчас решается вопрос об избрании в отношении него меры пресечения.
– Сразу после получения денег начальник отдела местного лесхоза был задержан. По этой статье обвиняемому грозит до 12 лет заключения. Сейчас с ним работает следователь. Расследование уголовного дела продолжается, — сообщила РП старший помощник руководителя СУ СК РФ по региону Карина Гoловачева.
При этом чуть раньше, в апреле 2014 года, осудили заместителя Самохина, Артемия Касьянского. Он был признан виновным по двум случаям превышения должностных полномочий и оштрафован на 70 тыс. рублей — несмотря на то, что своими действиями нанес ущерб на сумму свыше 5 млн рублей. Суд установил, что зимой 2012 года Касьянский подписал фиктивный акт проверки санитарного состояния Усольского лесничества, внеся в документ ложные данные. В итоге в природоохранной зоне совхоза «Мальтинский» предприниматели незаконно вырубили 450 м3 высококачественной сосны, которая в документах проходила как поврежденная. Кроме того, Касьянского обвинили в регулярных поборах со своих подчиненных за «покровительство в служебных вопросах».
Темный лес
Политологи, знакомые с ситуацией, уверены: у увольнения Торопова, помимо дорожного контракта и авиадебоша, могли быть и иные причины.
– Всего пару месяцев назад губернатор области поручил Кириллу Торопову взять под особый контроль ситуацию на ОАО ПО «Усольмаш». Министр промышленности и лесного комплекса специально съездил на завод, провел в Усолье большое совещание с главой города и предприятия, повсюду рассуждая о будущем развитии завода. На городских и межтерриториальных ярмарках вакансий завод стал внезапно предлагать множество рабочих мест, повсюду цитировали слова министра об уникальности продукции завода и полном портфеле заказов предприятия. А в конечном итоге 23 сентября арбитражный управляющий уведомил центр занятости населения в Усолье о сокращении сразу 552 сотрудников «Усольмаша», — рассуждает в беседе с РП политолог, кандидат историко-политических наук Владимир Иваненко. — Напомню: там в последнее время было занято всего около 700 работников. Об этом внезапном развороте на 90 градусов даже кадровики и топ-менеджмент «Усольмаша» до последнего момента не знали. Чем не причина для снятия с должности? Решение было явно «неэффективное», на тот момент у завода долги по зарплате перевалили за 30 млн рублей. А на выплаты сокращенным работникам понадобилась не менее солидная сумма.
Однако махинации с лесом все же считаются наиболее вероятной причиной ареста министра и «чистки рядов» в ведомстве.
– Обратите внимание, что МВД региона накануне проводило оперативное мероприятие под названием «Лес». По итогам проверок завели 47 уголовных дел за незаконный оборот леса. Весь октябрь в некоторых районах области — Тулунском, Боханском, Эхирит-Булагатском и Иркутском — проверяли соблюдение лесного законодательства, порядок приема, отгрузки, хранения и переработки леса, искали подтверждения хищению древесины и другим правонарушениям в лесной отрасли, — замечает в разговоре с нашим корреспондентом политолог, преподаватель кафедры мировой истории и международных отношений ИГУ Андрей Звонков. — Вероятно, это «наведение порядка» в лесокомплексе стало одной из причин внезапного интереса силовых ведомств к работе руководителя лесного ведомства.
Как вспоминает Звонков, в октябре у опального министра на очередной сессии Заксобрания Приангарья «случился провальный доклад». Торопов объявил, что доля лесопромышленного комплекса в обороте обрабатывающих производств региона не превышает 17%, а в объеме отгруженных товаров составляет 16%. Долю налоговых отчислений лесоперерабатывающих предприятий в общем объеме поступлений в казну чиновник оценил всего в 6,4%. Как говорит эксперт, многие депутаты раскритиковали работу Торопова, указали ему на проблемы в отрасли и посоветовали активнее заниматься восстановлением лесов. Тогда же от топ-менеджмента лесной отрасли и лично от министра потребовали более тщательно контролировать выполнение условий по договорам аренды лесных угодий.
Кроме проблем с нерадивыми арендаторами и просто «черными» лесорубами, опрошенные РП эксперты напомнили о проблеме пожарной безопасности в лесах. Именно по этой причине летом 2014 года власти региона уволили ряд руководителей лесхоза Приангарья. «Русская планета» писала о том, что в июле губернатор Сергей Ерощенко публично отстранил от должности министра лесного комплекса Иркутской области Алексея Климова и руководителя агентства лесхоза региона Александра Кулахметова. Их обвинили в плохой организации профилактики и тушения лесных пожаров. Торопов как раз пришел на место Климова. Он успел поработать только три месяца.
Кстати, Михаила Самохина в апреле 2014 года временно отстраняли от должности из-за служебной проверки на предмет его халатности: его ведомство слишком поздно отреагировало на крупный лесной пожар.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости