Новости – Люди












Люди
«Начали искать другие пути, чтобы выжить»

Памятник Медведеву на территории завода Фото: Марина Сенина
«Русская планета» — об истории известнейшего в регионе завода имени Медведева, его развитии и проблемах
19 сентября, 2014 19:59
19 мин
Завод имени Медведева — старейшее предприятие Орла. В разное время он выпускал и нефтяные двигатели, и кожевенно-обувное оборудование, и сельскохозяйственную технику. Завод поставлял свою уникальную продукцию за границу, побеждал на различных фестивалях и ярмарках. «Русская планета» изучила, чем и как жило предприятие.
В 1861 году в центре Орла, на Московской улице, возникло первое в городе промышленное предприятие — слесарно-механическое заведение. Оно принадлежало прусскому подданному Эмилю Кале. Территория была небольшой: каменный дом и деревянное помещение. Ручным трудом там изготавливались оборудование и аппараты для производства газированных вод, а также нефтяные двигатели.
– Завод, когда только организовывался, выпускал и плужки. Коня запрягали, и он тащил плужок за собой. Первая продукция была. Плуги были очень маленькими и удобными в использовании. Производили их не сотнями, конечно. Спрос был на них большим, — вспоминает бывший замдиректора по качеству завода Медведева Иван Ханарин.
В годы Первой мировой завод получал крупные заказы на изготовление снарядов. Чтобы производить броневики и автомашины, в 1918 году предприятие переоборудовали. Рабочие завода вручную смонтировали более 50 новых станков: токарно-винторезных, универсально-фрезерных, зуборезно-шлифовальных.
В 1920-х годах завод переживал не лучшие времена. Фронт гражданской войны постепенно удалялся, производство и ремонт автомашин и броневиков сворачивались. Новое производство в то время наладить было нелегко: сырья не было, оборудования не хватало, сбыт продукции был затруднен. До 1924 года завод претерпел ряд реорганизаций, его часто передавали из одного ведомства в другое. В эти годы завод выпускал самую разнообразную продукцию: сковородки, зажигалки, ведра.
– В военные годы завод эвакуировался. Часть его была переведена в Пензу, часть в Кузбасс, — говорит Иван Ханарин. — В мою бытность, в послевоенное время, завод строился нашими руками. Мы помогали налаживать работу. Порядок в цехах наводили. Лично сам участвовал в возведении новой проходной, делали ливневку. Несмотря на разруху, завод все равно работал.
– В качестве кого и когда вы пришли на завод Медведева?
– Я окончил ремесленное училище по специальности «слесарь-сборщик». Год поработал на заводе, вот тогда и помогал его восстанавливать. Потом в армию, потом целину осваивал и вновь на завод вернулся. Пришел в 1952 году. Сначала нас, от училища, было пять человек. Нас расставили по бригадам. Тут получился казус. Рабочие, слесаря-сборщики имели пятый или четвертый разряд. Ребята пришли с училища с четвертым разрядом. А у меня, отличника, был пятый. Получилось, что у меня и у бригадира пятый разряд только. Зарплату получаем. Собираем деньги, и из общей кучи экономист делит, кому сколько получать. Выходит, что у меня зарплата как у бригадира, который двадцать лет проработал. Неудобно. Создали команду молодых рабочих. Меня поставили в ее главе. Тяжело было. Росли. Потом я перешел в отдел технического контроля, стал начальником и после заместителем директора по качеству. Работы было очень много. Рабочие ездили в те годы в лес за грибами, на рыбалку, а мы вызывали тех, кто нам нужен был и трудились. И проработал на Медведева я до 2002 года. Я связь не теряю с заводом и до сих пор. Встречаюсь в ветеранами, с руководством. Я в курсе всех дел и событий, — делится Иван Ханарин.
С 1960-х годов завод выпускал оборудование для обувной и кожевенной промышленности. Производство славилось и по стране, и за рубежом.
– На нашем заводе выпускалось лучшее оборудование для кожевенно-обувной промышленности. Наши станки поставлялись и в Америку, и в Китай, и в страны Европы. Они очень ценились. Подобных им не было. Вот клали шкуру животного под такой пресс, прогоняли ее, она выходила тоненькая, нежная, просто прелесть, — вспоминает заместитель директора завода Медведева, председатель профкома Валентина Иванцова.
В эти годы завод имени Медведева был награжден орденом Трудового Красного Знамени «За большие заслуги в развитии высокопроизводительного технологического оборудования для легкой и стекольно-ситаловой промышленности и достижение высоких технико-экономических показателей».
– У нас были частые показы оборудования. Я, например, был в Индии, Сирии, Ливане, Чехословакии, Венгрии. Каждый раз вспоминаешь, аж дрожь по телу, — говорит Иван Ханарин.
В 1970-х годах руководство завода большое внимание уделяло совершенствованию производства, отдельным технологиям. Создавали соответствующие мировому уровню прессы для вырубки деталей обуви, мездрильные, двоильные машины.
– В эти годы завод вносил огромный вклад и в развитие города. Мы ремонтировали поликлинику № 1. И школы ремонтировали. Некрасовская школа-интернат была у нас на попечении. На все праздники мы приезжали к ученикам с подарками. За каждым цехом закреплен был свой класс. Мы воспитывали детей и обеспечивали. Тогда же у нас был один из лучших литейных цехов в области. Перила красного моста — наша работа. Почти все скверы и сады — наша работа. Стела на берегу Оки — наша работа. Привозили мрамор и строили. Вклад завода в жизнь города был очень большой. Завод и сейчас вносит деньги в бюджет. Но не в таких объемах, правда, — вспоминает Иван Ханарин.
В 1970-80-х годах многие заводы области бурно развивались, поэтому между ними существовала конкуренция. В советские годы желание быть лучшими и первыми превалировало над стремлением заработать.
– Конкуренция проявлялась в плане выполнения. План — превыше всего. Он у нас и выполнялся и перевыполнялся, за наивысший результат присуждали первое место по городу и району. Знамя передавали. Мы получили знамя на вечное хранение. Заключали между заводами даже договоры: соревновались, кто лучше организует отдых для рабочих, условия для них, конкурсы разные. Деньги на второй план уходили, — говорит Ханарин. — А зарплата была неплохая, кстати. Разная, но в целом давала возможность жить, питаться и отдыхать. Каждый год на отдых люди ездили. Машины покупали. Тогда они стоили около 9 тысяч рублей, а зарплата — 250 рублей. Копили и покупали.
В 1970-80-х годах большое внимание было и социальной сфере. При директоре Льве Авдееве построили трехэтажное здание блока вспомогательных цехов, оборудовали комнаты отдыха в цехах, расширили и благоустроили производственные помещения. Построили жилые дома по улицам Герцена, Паровозной, Грузовой, Шульгина.
– В 1973 году я стал председателем обкома профсоюза и стал курировать все заводы «Минлегпищемаша», в их число входил завод Медведева. Я столько его директоров пережил! Был Колесан, за ним — Авдеев, он был главным инженером, потом директором. Авдеев ветеран завода. В одно время его по каким-то причинам понизили, народ взбунтовался — опять стал директором. Золотой человек! Он дома строил! Я живу в доме, где квартиры давали работникам завода. Сейчас нас двое там из тех, кто имеет отношение к заводу. В доме раньше жил Васильковский — бывший председатель облисполкома. Он переехал потом в элитный дом. А тут осталась четырехкомнатная квартира. Ее некому было отдать. И решили отдать заводу, там не нашлось большой семьи. Поделили по частям между работниками. Строили сначала двухэтажки, потом девятиэтажку, что напротив завода. Все получали бесплатные квартиры. Очередь — 2-3 года. И детский сад у завода свой был, и общежитие, — рассказывает работник Виктор Басов.
На заводе часто проходили различные культурные мероприятия: от митингов до смотров самодеятельности. Работники предприятия имели возможность бесплатно отдохнуть на черноморском побережье.
– Каждое 1 мая, каждое 7 ноября — торжественные митинги. Между заводами была конкуренция: кто лучше идет на демонстрации. Сейчас у меня внучка вспоминает часто, как я ее водил на митинги. У нас была тележка заводская, на ней надпись: «Завод имени Медведева». Я ее туда сажал к остальным малышам и их катали. Но все ж иногда не до этого было, завод работал в сложных условиях — номенклатура большая, планы большие. Раньше было суббота и воскресенье — выходные. Потом — суббота рабочая и воскресенье. Если попадал выходной, то неполный.
– Когда же вы отдыхали?
– Отпуск был. Ездили на море. У нас сначала не было базы, ездили от завода «Текмаша», потом в Крыму купили несколько домиков, ездили туда. Профсоюзы неплохо тогда работали. Люди не были обижены, — вспоминает Иван Ханарин.
– У нас были неимоверно красивые пляжи! Да и еще где? В Коктебеле, Архипо-Осиповке, Севастополе. Там были целые базы отдыха! — рассказывает Валентина Иванцова.
– Тренер по спорту у нас был постоянно. Все выходили на пятиминутки. Секции по стрельбе. Я тоже ходил. В футбол гонял. Площадка для баскетбола и волейбола была. Мы помогали строить стадион Ленина. Рабочие потом ходили туда заниматься. Заявки оплачивал завод. Были постоянные экскурсии. Я не ездил много по городам. Работы хватало. В Спасское-Лутовиново ездил раз, на рыбалку с коллективом. У нас была организация творческой самодеятельности. Раз в год рабочие выступали, занимали призовые места. Были кружки, которые объединяли специалистов, занимающихся разработкой научных изделий, группы по обучению ребят из Машиностроительного техникума — нашего подопечного. Они у нас практику проходили, знакомились с заводом, им историю рассказывали, — делится Ханарин.
Руководство завода заботилось и о здоровье своих рабочих: был медицинский кабинет, свой зубной врач, каждый год работники проходили флюорографию.
Долгие годы завод помогал подшефным хозяйствам Свердловского района. В 1982 году под Орлом было создано заводское подсобное хозяйство — свиноферма на 400 голов.
– Мы помогали селу. Строили дома в селах, помещения. Ездили даже дрова заготавливали, веники делали, сено косили. У нас были с колхозами договоры. Пололи свеклу, обрабатывали, собирали урожай, — вспоминает Ханарин.
В октябре 1992 года завод имени Медведева был приватизирован и преобразован в акционерное общество открытого типа. Выпущены акции почти на 51 млн рублей.
– Завод наш был градообразующим. Он старейший. Объемы производства большие — в бюджет области большие налоговые поступления. После перестройки стали терять рабочих, зарплата падала, заказов не было, на рынок хлынула продукция из-за рубежа, оборудование наше не заказывали. Начали искать другие пути, чтобы выжить. Стали делать мельницы для хлебопекарен, хлебобулочные печи. Быстро переключались. Два года где-то мы осваивали производство нового оборудования. Но после перешли к сельскохозяйственному оборудованию. Делали запчасти для комбайнов, тракторов. Кроме нас никто больше не выпускал и не выпускает сельхозтехнику в области. Конкурентов, считай, не было, — говорит Иван Ханарин.
- Я пришла на этот завод, потому что сестра привела. Была в механическом цехе контролером ОТК. В институт поступила заочно. Начала работать. И вот уже 40 лет тут. У нас, в основном, династии работали и такие династии! И сейчас есть, но многие поумирали. Все заводы держатся на династиях. Отец приводил сына, сын — своих детей. Это же замечательно, когда опыт так передается, и дети под контролем. Но раньше ребята стремились попасть на завод. Сейчас если и приходят, то года не отрабатывают: зарплата низкая, учиться не хотят, — делится Валентина Иванцова.
– Молодежь плохо идет на завод: другая стала. У нас раньше было три ремесленных, швейное и два строительных училища. Деваться некуда — окончил и работать. А на заводе и кормили, и одевали. Сейчас все идут в институты. Мы все выросли в военные годы, дети войны, нас труд воспитывал. На завод прийти — радость. Из наших кадров выросло 12 директоров различных предприятий. Нас долгое время называли «Кузница директоров»! Вот как было! — вспоминает Иван Ханарин.
Перевод
Сейчас на территории завода имени Медведева площадью в 9,1 га работают два цеха: покрасочный и гальванический. Вся остальная территория — пустырь, на котором раньше были различные производственные строения. В здании проходной завода, где когда-то трудились инженеры и конструкторы, — офисные помещения.
– Раньше у нас работали 3,5 тыс. человек. Сегодня — 250. Заказы есть, простоев нет, техника работает, люди работают. Но недолго осталось. На территории завода все, даже стол, за которым я работаю, принадлежат не нам, — говорит Валентина Иванцова.
В июле этого года ЗАО «Проминвест» — собственник завода имени Медведева — обратилось в администрацию Орла на основании общего решения части акционеров с целью смены статуса территории с промышленной зоны на «общественно-деловую» для реализации своего права на более эффективное использование собственности. Депутаты городского совета 31 июля поддержали перевод земли завода в другой статус.
– В общественно-деловой зоне смогут разместиться спортивные, оздоровительные, культурные объекты, молодежный центр, торгово-офисные объекты. В любом случае перевод этой территории из промышленной зоны изменит ее облик к лучшему, — рассказала проектировщик Галина Авилова на публичных слушаниях по вопросу внесения изменений в Генеральный план и Правила землепользования и застройки городского округа «город Орёл» на территории, ограниченной улицей Московской, заводом «Стекломаш», рекой Окой и центральной аллеей завода имени Медведева.
После перевода земли предприятия в другой статус налоговые поступления в городской бюджет возрастают в семь раз, так как кадастровая стоимость участка и ставка налога повышаются, сообщил 31 июля на заседании городского совета народных депутатов начальник городского управления архитектуры Олег Минкин.
Однако, судя по сообщению СМИ и данным работников завода, собственники предприятия планируют нечто грандиозное.
– Теперь хотят построить здесь торгово-развлекательный центр. Его площадь около 60 тысяч квадратных метров. А почему бы не построить, если здесь — центр города? Какие предприятия, когда можно зарабатывать более просто и удобно? Здесь квадратный метр стоит недешево! — делится один из работников предприятия. — А нас, говорят, перевезут на завод «Автосельмаш». Смешно. Чтобы вот эти станки, которые у нас в оставшихся двух ангарах стоят, перевезти, нужны миллионы! Они не обычные станочки, а высотой по три метра, а шириной и длиной еще больше. Никто их перевозить не будет: не станут искать на это деньги, кран и машины. Проще распилить на металл. А там такой металл! Танки делать можно. И ангары на металл разобрать проще и все. Невыгодно перевозить.
– Если честно, то нам мало что известно вообще о дальнейшей судьбе завода. Слухов много ходит. Одни боятся, что выгонят с работы, другие говорят, что все будет нормально, переедем и будем дальше работать. Я, допустим, буду сидеть здесь до последнего, полжизни здесь проработал, все устраивает. Развалят завод, продадут, ну и что мы сделаем? Это частная собственность. Делают что хотят. Захотят — ТРЦ будет. Мне вообще кажется, что этих центров и так хватает, промышленность надо поднимать и поддерживать те заводы, что еще как-то дышат, — говорит работник завода Николай.
– Для того чтобы ответить на вопрос, нужен ли еще один торгово-развлекательный центр Орлу, необходимо провести специальные маркетинговые исследования. Быть может, горожанам предложат то, чего в городе не хватает. Заполнив нишу, торговый центр будет иметь успех, представляя то, что нужно орловчанам и то, чего нигде более в городе не найти. Тогда, конечно, ТРЦ нужен, — рассказывает заведующий кафедрой маркетинга и торгового дела, ректор Орловского государственного института экономики и торговли Нина Лыгина.
Акционер завода имени Медведева с 1995 года и его первый арбитражный управляющий Алексей Давыдов рассказал, что строительства ТРЦ на территории предприятия может и не быть.
– Поднимают непонятную шумиху. Мы хотим просто уйти с этой площадки. Всего территория завода — 13,8 гектара. У нас лишняя земля — 5 гектаров. Хотим ее продать. Что на ней будет строиться, нам не известно. Возведение торгового центра — предположение только. На вырученные деньги от продажи земли мы собираемся реконструировать производство: оборудование, на котором сегодня работаем, устарело, его необходимо заменить. Заменив его, мы позволим себе снизить себестоимость выпускаемой продукции. Сейчас ведутся переговоры по продаже земли, — делится Давыдов. — Эта земля лишняя, потому что три раза завод менял номенклатуру. Сначала он выпускал станки для обувной промышленности, цеха были одни. Потом его переоборудовали для метизной отрасли. Потом завод реконструировали, заказов не было. Начали делать запчасти для вагонов метро.
Давыдов отмечает, что переезд работающих цехов на площадку предприятия «Автосельмаш» — пока предположение.
– Мы думаем о переезде на «Автосельмаш», но точно еще ничего не известно. Да, там есть необходимые условия для налаживания производства, например, наличие аммиачной и газовой черт, которых на заводе Медведева нет. Есть вариант создать совместное производство с другим орловским заводом. Сейчас мы ищем место для качественной термообработки продукции, которую планируем освоить. На Медведева из-за близости к жилым объектам производство с качественной термообработкой наладить невозможно. Вероятно, на поиск места и перевоз, демонтаж оборудования у нас уйдет около двух лет, — говорит Давыдов.
Сокращение работников на заводе не планируется. Акционер предприятия сообщает, что предприятие дорожит своим «золотым запасом».
– У нас и так осталось немного работников. Они у нас очень ценные, старой закалки. Конечно, никто из них рабочего места не лишится. Переживать им не стоит, — добавляет Алексей Давыдов.
– Сейчас бессонница мучает, вспоминаешь, как работали, какие машины осваивали. Я постоянно хожу на завод. Узнаю новости. Все на глазах выросли, всех знаешь здесь. Вся жизнь здесь прошла. Орел не должен терять такой завод! — говорит Иван Ханарин.
Начальник отдела программ занятости и рынка труда Управления труда и занятости Орловской области Андрей Долженков сообщил, что информации о сокращении или переводе сотрудников на другое место работы от руководства завода имени Медведева не поступало.
– Завод Медведева — ценное для Орла предприятие. Оно должно работать и будет работать. На заводе ценные кадры, хорошее оборудование, предприятие имеет заказы, сотрудничает с заводом «Орелтекмаш». Какую роль в экономике области играет завод Медведева, судить трудно. Но то, что играет и тем более положительную — сомнений нет. Предприятие нужно городу Орлу, — говорит начальник управления промышленности Орловской области Анатолий Новиков.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости