Новости – Люди












Люди
Нам нужна одна Победа

Жители дома, расположенного на улице Победы, переселились в палатку протестуя против изъятия их частного дома для муниципальных нужд. Фото: Ирина Егорова
«Русская планета» выясняла, зачем жители Белгорода вышли на голодовку и переселились в палатки
5 июня, 2014 17:41
15 мин
В центре Белгорода, на улице Победы, стоят палатки, в которых третьи сутки протестуют белгородцы, чьи дома местные власти решили снести, чтобы проложить коммуникации к новой элитной многоэтажке. Взамен людям не предоставляют жилья и предлагают ограничиться получением копеечных, по мнению жителей, компенсаций.
Последние две ночи женщины семьи Есиных проводят в палатке прямо у проезжей части . На их доме растянуты плакаты «Власть и бизнесмены отнимают жилье у детей и стариков», «В городе добра и благополучия людей лишают единственного жилья». Проиграв суды, они начали голодовку. Время от времени протестующих пересчитывает полиция, утром приходила врач из поликлиники, измерила давление. В первый день митинговать вышли почти все жильцы дома 128 по улице Победы. На следующий отпроситься с работы получилось не у всех, пришлось организовать смены. За два дня никто из администрации на месте палаточного годка так и не появился.
В домостроении проживает большая семья Есиных и их соседи — всего прописано 38 человек, из них 12 детей. Все они по решению суда должны быть выселены, поскольку их участок изымается под нужды города — под прокладку коммуникаций к строящейся рядом элитной многоэтажке.
– Мы тут всю жизнь живем, из поколения в поколение, рождались дети, семьи увеличивались, не было средств купить что-то, мы строили флигели, сейчас на нашем участке дом, два флигеля и летняя кухня, есть огород, внутренний дворик, где дети могут играть, — говорит Вера Павловна Есина. — Все мы живем дружно, у нас сложившийся быт, а к нам пришли и сказали, что им нужна наша земля!
Как рассказали протестующие, изначально в отношении квартала, ограниченного улицами Победы, Гостенской, Пушкина и проспектом Славы существовал договор о развитии застроенной территории. Реализует его ОАО «Домостроительная компания» (ДСК).
– В том договоре был и пункт о строительстве инфраструктуры для новых домов, которую произведет ДСК и затем передаст городу. А потом администрация, видимо, решила им помочь и изъять землю для муниципальных нужд, — продолжает Вера Павловна. — В случае, если земля необходима для водо-, газо- и электросетей, ее возможно изъять у частника, и в этом случае собственникам выплачивается выкупная цена, а не квартиры.

Во дворе у Есиных. Фото: Ирина Егорова
Домостроения и участок в 15 соток в самом центре Белгорода оценщики ОГУП РНПЦ «Одно окно» в 2013 году оценили в 7 млн 380,8 тыс. рублей. Согласно исковому заявлению от администрации Белгорода к жильцам, эту сумму предлагается разделить между 17 собственниками (без учета всех прописанных) и выплатить в зависимости от их долевого участия в общей собственности. Получилось, что Вера Павловна, Михаил Вячеславович и Алексей Вячеславович Есины должны получить за свое жилье по 298 тыс. 666 рублей, Валентина Николаевна Есина — 387 тыс. 72 рубля. Еще восемь жильцов получат по 193 тыс. 536 рублей, двоим перепадает по 447 тыс. 998 рублей. Василий Есин должен получить только 40 тыс. 419 рублей. Самым «богатым» жильцам начислили по 896 тыс. 997 рублей.
При этом, по данным на 2 июня 2014 года, средняя цена на квадратный метр жилой недвижимости в Белгородской области держалась на уровне 54,2 тыс. рублей. За 900 тыс. рублей невозможно купить даже комнату в общежитии.
– Получается, что наше жилье оценили по 6 тысяч за квадрат, — продолжают женщины. — Что мы можем купить на эти деньги? Куда нам идти?
Мимо палаток проходит бабушка. Узнав, в чем дело, высказывает слова поддержки.
– Бастуйте во славу божию, пусть это будет правда, я с семи лет работаю, и пенсия у меня 8 тысяч, и это с инвалидностью, так что пусть будет правда на вашей стороне! — крестит она протестующих.
История на улице Победы ,128 началась давно, но до 2012 года все ограничивалось письмами и предупреждениями о том, что возводить на этой территории новые постройки запрещено, поскольку дома будут сносить.
– В 1996 году, в 1998 году и в 2008 году я писала, чтобы нам дали построить на принадлежащей нам земле дома или пристройки, у меня есть официальные отказы, что нам не могут разрешить строительство, потому что здесь будут строиться многоэтажные дома, — продолжает Вера Павловна. — Ладно, думали мы, будут сносить, не будем же мы мешать развитию города. При сносе, наверное же, учтут наши условия и нужды.
Она показывает ответ из департамента городского хозяйства и градостроительства от 15 ноября 2006 года, где написано, что дома будут сносить, а на их месте ОАО «ДСК» возведет многоэтажную застройку.
Этот крупнейший в городе строительный холдинг включает в себя свыше 70 предприятий. За годы им введено в эксплуатацию более 2,5 млн м² жилой и коммерческой недвижимости. Возглавляет его Максим Егоров — член Совета депутатов Белгорода по избирательному округу № 2, сын Евгения Егорова, председателя городского совета IV созыва и председателя правления НП «СРО «Строители Белгородской области».

В числе последних проектов ДСК — квартиры в элитном жилом комплексе «Парковый», который начинал строить обанкротившийся «Строй-Портал», и комплекс на улице Гостенской, к которому, собственно, и будут прокладывать трубы по участку Есиных, как это следует из многочисленных ответов различных инстанций.
Когда застройщик приступил к работам, в ответах из госучреждений появилась формулировка о муниципальных нуждах.
– Никогда так не писали, а когда встал вопрос о сносе этих частных домов, то оказалось что не только наш, а все дома этого частного сектора понадобились для муниципальных нужд. Но ни в одном документе не указано межевание земель: где земли домостроительной компании, а где муниципальные — нет таких документов! — Продолжает Вера Павловна.
Если судить по генеральному плану, выложенному на сайте застройщика, то муниципальные нужды на участке Есиных уже «трансформировались» в 12–17 этажные жилые дома и подземный паркинг на 200 машин.
Поначалу застройщик насчитывал размер компенсации по количеству выходов в доме по квадратным метрам: есть один выход — вот вам квартира однокомнатная. При этом летнюю кухню, сараи, флигели вообще не учли, хотя там есть свет, газ, есть лицевой счет, по которому жители платят за услуги.
– Когда мы пошли узаконивать эти флигели, а это было больше пяти лет назад, нам начали предъявлять что нет санузлов, а значит постройки невозможно ввести в жилой фонд, — говорит Валентина Николаевна. — У меня дети и внуки, нас 20 человек, мы занимаем два флигеля и два входа в доме. За все это нам предложили одну трехкомнатную квартиру, конечно, мы отказались.
После отказа переселяться администрация города подала в суд иск против жильцов. Процессы идут уже два года, сейчас дело на рассмотрении в президиуме областного суда.
– Ни одного нашего ходатайства не приняли в суде, присутствовала там для галочки прокурор, она демонстративно сидела, уткнувшись в сотовый телефон, — сокрушается Вера Павловна. — Мы же видим, сколько нарушений, значит правда на нашей стороне, ну почему же этого никто больше не видит?
Нарушения на начальном этапе углядела и прокуратура.
– Мы были на приеме сначала у прокурора города, потом у прокурора области Николая Савруна, он даже показал нам, какие были найдены нарушения, да мы и сами уже стали разбираться и в Земельном, и в Жилищном и в Градостроительном кодексах, — говорит Вера Павловна.
В ответе от 7 января 2013 года за подписью зампрокурора области П.В. Данченко написано, что «проверкой установлено, что администрацией Белгорода нарушена процедура по изъятию земельного участка у собственников, поскольку решение об изъятии указанного земельного участка принято до внесения соответствующих изменений в генеральный план развития городского округа «город Белгород» до 2025 года, утвержденный советом депутатов г. Белгорода от 26 сентября 2006 года №335. Публичные слушания по проекту решения о внесении изменений в генеральный план не организовывались и не проводились. …Прокурору Белгорода указано на низкое качество проведенных проверок по предыдущим обращениям собственников жилых помещений в д. 128, по ул. Победы, а также на недопустимость формального подхода к рассмотрению обращений граждан».
Однако в очередном ответе, полученном через год — 10 апреля 2014 года, мнение прокуратуры стало противоположным: «… в соответствии с решением Совета депутатов Белгорода от 26 сентября 2006 года, №336, были проведены публичные слушания, на которых жителям города была предоставлена возможность представления своих возражений и предложений».
– Какие там слушания, мы ни на каких слушаниях не присутствовали, — возмущаются Есины.
Из этого же письма они узнали, что их дома относятся к объектам, которые не соответствуют градостроительному регламенту.
Градостроительный кодекс РФ определяет, что обязанность по оплате выкупных земель сносимых объектов возложена на застройщика, который осуществляет развитие застроенной территории только в отношении помещений, признанных аварийными и подлежащими сносу. В отношении иных объектов, в том числе и тех, которые признаны несоответствующими градостроительному регламенту, выкуп осуществляется органами местного самоуправления.

Весь район вокруг дома Есиных уже давно стал многоэтажным. Фото: Ирина Егорова
– У тех жителей квартала, с которыми договорились, дома резко признали аварийными, и их выкупила ДСК, хотя заключения ни у кого нет, что дома аварийные, а с теми, у кого дом не соответствует регламенту — должна расплачиваться администрация, — говорит Вера Павловна. — В нашем доме есть семья — муж с женой, которым предложили двухкомнатную квартиру, и они согласились на этот вариант, так вот с ними расплатилась ДСК. Получается, половина нашего дома аварийная, а остальное не соответствует регламенту?
Действительно, в договоре купли-продажи соседей Есиных в качестве покупателя указан застройщик. Договор датирован 27 февраля 2013 года.
Согласно Гражданскому кодексу, прежде чем продавать свою долю в общей собственности постороннему покупателю, соседи сначала должны были предложить ее другим совладельцам, имеющим преимущественное право выкупа. Однако такое предложение оформлено только 1 июня 2013 года, то есть только через три месяца после фактической продажи ДСК. Кстати, эта часть дома в выкуплена ДСК по вполне рыночной стоимости в 2,1 миллиона рублей,
– Мы проводили независимую оценку, они посчитали, что земля тут коммерческая, флигели тоже учли, потому что это жилые помещения, в итоге получилось около 32 миллионов рублей, но у нас в суде не приняли этот документ, — продолжают Есины. — Что нам остается — только объявить голодовку, ведь должен же кто-то нас услышать, пусть нам или предложат жилье, или оставят в покое, как жили мы, так и жили бы дальше.
В администрации Белгорода, куда РП обратилась за разъяснениями, оперативно получить комментарий не удалось. Редакция направила в адрес администрации письменный запрос.
Ранее администрация города озвучила свою позицию на сайте издания «Белгородские новости». Как следует из ответа пресс-службы, позиция администрации ни в коем случае не заключается в том, чтобы жителей дома, а тем более детей, оставить на улице. По факту поступившего обращения проверяется достоверность сведений, ведутся переговоры.
«Безусловно, считаем, что требования жителей не обоснованы, так как по факту некоторые из них имеют в собственности по 6 м², а требуют одно- и двухкомнатные квартиры. Жители хотят, чтобы администрация города за 210 м² жилья на участке в 15 соток предоставила четыре 3-х комнатных, восемь 2-х комнатных, шесть однокомнатных квартир и гараж, будоража население города и администрацию объявлением голодовки. Мы, безусловно, озадачены данными вопросами и будем находить компромиссные решения».
В самой ДСК прокомментировать ситуацию оказалось некому — у генерального директора Максима Егорова времени на разговор с корреспондентом РП не нашлось, его заместитель по общественным вопросам Геннадий Вендин сказал, что вопросом сноса домов не занимается, поскольку «общественные вопросы — это несколько другое». Связаться с другими сотрудниками, которые бы могли прокомментировать ситуацию, оперативно также не удалось.
Летом прошлого года похожая история произошла с соседями Есиных из домов по ул. Победы 130/132. Тогда она вызвала широкий общественный резонанс, и дома удалось отстоять в Октябрьском суде города. Такую же ситуацию пережили и жильцы домов того же квартала по улице Озембловского, 10, которые также получили решение суда об изъятии их участков для муниципальных нужд. Сейчас там стоит блок-секция жилого дома, в которой квартиры продаются по 70 тыс. за квадратный метр.
Буквально на днях разрешилась ситуация с детской площадкой в поселке Разумное, на месте которой собирались возвести административное здание. Весной акции протеста начались в Нижнем Ольшанце, где строительная компания вырубает лес под застройку элитного поселка.
Решение областного суда по выселению жильцов на ул. Победы, 128 уже вступило в законную силу. Адвокат Дмитрий Шитиков рассказал, что сторона защиты воспользовалась правом на кассационное обжалование и будет добиваться отмены этого судебного решения и направления дела на новое рассмотрение, либо вынесения нового приговора об отказе администрации в иске о выселении.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости