Новости – Люди












Люди
Коробко Стародуба

Мэр Коробко на одном из городских праздников. Фото: Личный архив Александра Коробко
«Русская планета» нашла в брянской глубинке мэра, который ездит на работу на велосипеде и знает по именам добрую половину горожан
25 июня, 2014 07:37
10 мин
Александр Коробко возглавляет администрацию Стародуба, райцентра в Брянской области, уже десять лет и за это время успел многое сделать для города. Стародубцы со своим мэром расставаться не хотят, а жители областного центра им завидуют.
– Да приезжайте хоть завтра, у нас тут праздник каждый день, — отвечает мне по телефону на просьбу сделать с ним «что-то вроде интервью» мэр Стародуба Александр Коробко. Его мобильный есть в открытом доступе в соцсетях. При этом, у мэра Коробко нет ни пресс-секретарей, ни охраны. Зато есть целый город, где прямо на улице его может пожурить любая пенсионерка.
– А вот сейчас перееду главу города! — Задорно угрожает нам какая-то дама на велосипеде. Мэр уступает ей дорогу, здоровается.
Мы стоим у входа в городской парк, где проходит детский фестиваль уличной культуры и ждем, когда знакомая Коробко школьница исполнит какую-то детскую песню про Путина. – Сама нашла ее в интернете и так поет хорошо, — восхищается Александр Михайлович. Однако порядок выступлений сбивается, а у чиновника график.
– Ты петь-то будешь? — кричит мэр девочке, бегущей нам навстречу.
– Я буду танцева-а-ать, — на бегу отвечает юная артистка, всплеснув пышной юбкой.
Так и не дождавшись вокального номера, мы уезжаем поздравлять с 90-летием стародубского пенсионера Ивана Тимофеевича и дарить ему чашки. По дороге Коробко азартно обсуждает вчерашний футбол по телевизору.
– Вы болельщик, Александр Михайлович?
– Да я и сам играю в нашей команде. Нападающим — на позиции, где ничего не испортишь.
Старинный Стародуб — родной город мэра Коробко. Расположен он неподалеку от границы с Украиной, раньше даже числился за Черниговской губернией. Сегодня представляет собой типичный райцентр средней полосы. Крашеная синей краской автостанция, Ленин на главной площади, спокойные зеленые улочки и около 19 тысяч добродушных неспешных жителей. Правда, в отличие от прочих районов Брянской области, население здесь растет, а не убывает. Из крупных предприятий здесь функционируют завод «Сыр Стародубский», производящий знаменитые на всю страну сыры, и «Консервсушпрод», бывший Стародубский овощесушильный завод, недавно получивший трехмиллиардный заказ от Минобороны. Кроме того, Стародуб — историческая столица брянского казачества. Когда-то здесь располагался Стародубский казачий полк, в начале нулевых про него вспомнили и решили это дело возродить.
– Я и сам казак. И форма была, и на кругу меня принимали. Но проблема в чем? Мысль хорошая, но, я смотрю, что-то делают не так. Конкретно ничем не занимаются, форму наденут, водки выпьют и пошли гулять. Только на праздниках я их и видел. А казак — это ж не форма, это ж состояние души. У меня самого, правда, такого состояния пока нет, — говорит мэр Коробко.
По Стародубу мы передвигаемся большей частью пешком. И чуть ли не каждый встречный с мэром здоровается. Некоторые женщины приветствуют Коробко даже с особым обожанием.
– Здравствуйте, Александр Михайлович, здравствуйте, лапочка!

В свободное время мэр Коробко играет в футбол. Фото: Личный архив Александра Коробко
Бывает, правда, и наоборот.
– Убивать тебя надо! — кричит нам через дорогу какая-то бабушка, потрясая костылем.
– Никитична, расстреливать! — подхватывает ее мысль Коробко.
Никитична похоронила мужа, и теперь памятнику на его могиле угрожает какое-то старое дерево, которое того гляди рухнет. Мэр дерево обещал убрать, но никак этого не сделает. Пенсионерка негодует.
– Никитична, я туда обязательно доеду, — обещает Коробко.
– Ладно, — сменяет гнев на милость бабушка. — Как дела твои?
– Да все слава богу!
Подобных диалогов за день с Коробко случается несколько. Оно и понятно, городок маленький, половина жителей мэру соседи.
– Я тут думаю, может, мне в Думу пойти. Но вот эти женщины, они ж меня убьют… — делится соображениями мэр.
Кажется, Стародуб — один из немногих российских городов, где горожане местную власть любят. А Коробко, меж тем, придумывает, что делать с беженцами из Луганской области, уехавшими к стародубским родственникам, «когда до них мины стали долетать». Или решает другие городские проблемы.
Например, пешком мы идем, потому что мэрская машина отправилась в соседний район за камнями. Коробко задумал устроить в городе пруд, «чтоб красиво было», а для этого нужен строительный материал. Другого способа доставки не нашлось, да и зачем, если тут все так по-домашнему? Тут же по ходу дела мэр прикидывает, хватит ли ему асфальта, если пятиметровую городскую дорогу «растянуть» при ремонте в шестиметровую. В итоге сходимся на том, что и пятиметровой ширины достаточно.
На своем посту 42-летний Александр Коробко уже 10 лет — с 2004 года. В минувшем году благополучно переизбрался на третий срок. До этого успел поработать в Москве, побыть воспитателем в местной школе-интернате и редактором районной газеты. Поменял три партии — начинал в ЛДПР, потом перешел к коммунистам, затем — к единороссам.
– А почему именно вас выбрали в самый первый раз?
– Да прошлые надоели, решили сменить… — лукаво щурится Коробко.

Мэр инспектирует проведение дорожных работ. Фото: Личный архив Александра Коробко
Между тем, пройти в Облдуму у стародубского мэра есть все шансы. Несмотря на некоторое противостояние с областными властями.
– Тут 18 мая праймериз прошли. Так у нас было все четко! Мы выдвинули своих пять кандидатов в Облдуму и райсовет. А районная администрация и верхушка партии «Единая Россия» выдвинули своих. И так получилось, что мы их всех сделали, — рассказывает Коробко.
Сам мэр оказался тогда первым в списке, и теперь имеет формальное право в сентябре претендовать на право стать областным депутатом. Правда, говорит, что не очень-то ему этого и хочется.
– У меня неправильное восприятие: я считаю, что они — бездельники. Богомаз (депутат Госдумы от Стародуба — Примеч. РП) «издевается», говорит, станешь, мол, председателем комитета и называет, какая там будет зарплата. Я так оценил, думаю, может правда, побездельничать года три-четыре за такие деньги. Но не хочется все ж, — смеется Коробко.
Территория возле здания администрации благоустроена: в газон посреди цветов вкопана туба — огромный духовой инструмент с сияющим боком.
– Это я придумал, — не без гордости демонстрирует «инсталляцию» Александр Михайлович.
По его же словам, он, если б не был мэром, стал бы садовником. Или директором сельской малокомплектной школы. Еще не решил, в общем, кем.
Кабинет у стародубского градоначальника с первого взгляда обычный, чиновный. Над столом Путин-Медведев, в углу — флаг, на столе — иконы и книжечка «Оптинский цветник. Изречения преподобных старцев». Судя по внешнему виду, изрядно читанная. А вот в мэрском шкафу полный «беспредел»: футбольные мячи, спортивные награды, банки с соленьями и вареньями. Консервацию несут местные жители, и это даже не взятки, просто здесь так принято выражать симпатию. Бывает, даже под дверями оставляют.
–Домой приходишь, а у тебя на пороге букет цветов стоит. Соседи потом докладывают: был тот-то, принес то-то, — рассказывает Коробко.
На счет своей популярности он не обольщается. Говорит, от людской любви до людской же ненависти один шаг, и тут же демонстрирует доказательство. Посетительница по имени Тамара на мэра Коробко сердита за то, что он никак не поможет ей вернуть приемную дочь. Та уехала в соседний район, оставив у нее на руках маленького ребенка. А мэр, значит, бездействует и никак в ситуации не участвует. Чем сильно понижает свой рейтинг в одной отдельно взятой стародубской квартире. Еще одни недовольные просят разобраться с соседями. Наряду с разбитыми дорогами, скудным бюджетом, ветхими очистными сооружениями и прочим ЖКХ все это здесь считается проблемами уровня городской администрации, требующими прямого участия мэра города.
– А морду не грозились набить ни разу?
– Нет, про морду не было. Но жалобы, бывает, пишут. Я всегда на это злюсь, потому что знаю, что жалобы все идут ко мне назад — такая система. Вот эта бестолковость мне не нравится. Пока вы там кому-то пожалуетесь, я ж тут, как минимум, два дня потеряю.
– Личного пространства, конечно, в таком режиме фактически нет и быть не может. Но вы поймите, я же просто делаю, что хочу, — втолковывает мне Коробко про то, какое это счастье быть мэром.
На работу он ездит, как мэр Лондона Борис Джонсон, на велосипеде. Сейчас он, правда, сломался. Со стародубчанами общается не только на улицах и на футбольном поле, но и через интернет. Года три назад Коробко даже прославился на всю страну тем, что завел у себя на сайте интернет-приемную, где лично отвечал на вопросы горожан. Да так отвечал, что диалоги эти можно было издавать, как отдельное литературное произведение. Сейчас такое общение частично перетекло из интернет-приемной в соцсети. И вопросы с предложениями мэру поступают самые разные. Случается, что дети даже просят его: «Станьте моим папой».
– А городу вы своему кто? Тоже папа или все-таки менеджер?
– Я не знаю, я так глобально о себе и городе никогда не думал, — признается стародубский начальник.
Мэр с шаржем в собственном кабинете. Фото: Елена Кузьменок
Когда Коробко только стал мэром, он называл свой Стародуб, как «город хороших людей». Теперь это утверждение — первое, что видит каждый приезжий. Сам мэр уверен, что мысль материальна и если людям регулярно напоминать, что они хорошие, то они и в самом деле будут такими. Дескать, начнут думать о себе хорошо, и исправятся.
– Ой, Александр Михайлович, очень хочу угостить вас мороженым, — кидается к холодильнику продавец сладостей на автостанции, увидев проходящего мимо Коробко.
Так что, либо стародубцы просто отвечают своему мэру взаимностью, либо этот мэр хороших людей во многом прав.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости