Новости – Титульная страница












Титульная страница
Рукава в бочку

ГАЗ АА — первая пожарная машина серийного производства. Фото: Валерий Панфилов, пресс-служба МЧС.
К юбилею пожарной охраны в Иркутске открыли музей
10 декабря, 2013 13:15
3 мин
Пожарной охране Иркутска — 200 лет. Теперь в легендарном здании каланчи, что находится на улице Тимирязева и само по себе уже относится к числу памятников Иркутска, работает музей. Для него уже подготовили раритетные автомобили ГАЗ-АА и ЗИС-5В. Также в экспозицию вошли конно-бочечный ход, телега с привязанной к ней деревянной бочкой, снаряжение пожарных и их экипировка разного времени. В залах музея можно будет проследить, как в течение двух столетий менялись инвентарь и одежда пожарных.
Ровно 200 лет назад 10 июня губернатор Иркутской области Николай Трескин подписал специальное распоряжение об учреждении в столице региона первой пожарной охраны. До этого возгорания здесь тушили казачьи полки, армейские служащие, а то и просто местные жители. Такой подход был очень неэффективен. Требовалось создать ведомство, единолично отвечающее за пожарную безопасность Иркутска.
– В начале прошлого века дозорные дежурили на верхней площадке каланчи — так они наблюдали за ситуацией в городе. Если замечали дым или огонь, то немедленно били в сигнальный колокол на верхушке каланчи и одновременно развешивали специальные флаги. С помощью флагов в то время указывали район, в котором бушевал пожар. Одновременно с каланчой возвели целый комплекс помещений — ведь нужно было разместить и довольно солидную в то время пожарную часть, и депо для конных упряжек. Там же размещались квартиры начальства: брандмейстера и брандмайора. Рядом находилась и больница для тех, кто пострадал на пожаре. К слову, медучреждение по сию пору работает, сейчас здесь размещается первая больница и травмпункт. Если до революции в комплексе находилась третья полицейская пожарная часть, то в эпоху Советов ее переформировали в самостоятельную военизированную пожарную часть. Единственный раз, когда пожарную часть закрывали — 90-е годы, перестройка: с 1988 года каланча вообще не работала. Уже тогда здание требовало капитального ремонта. С тех пор прошло четверть века, и комплекс пришел в полнейшее запустение. Хорошо, что хотя бы накануне юбилея его отремонтировали — рассказывает корреспонденту «Русской планеты» старший методист центра противопожарной пропаганды МЧС Приангарья Алексей Череухо.
Восстановление здания с более чем столетней историей стало возможным после включения объекта в федеральную программу по пожарной безопасности. Всего на восстановление каланчи и пожарного комплекса, а также на организацию музея ушло около 30 млн рублей из федерального и областного бюджетов.
– У городских властей большие планы по реконструкции и восстановлению прежней деревянной застройки Иркутска, — рассказали РП в пресс-службе городской мэрии. — Актуальность приобретает проблема защиты архитектурных памятников города. Один из ярких примеров успешного ее решения — вновь открытое пожарное подразделение в центре исторического Иркутска. Это было просто необходимо туристическому городу. Здание каланчи само по себе яркая достопримечательность архитектурного Иркутска. Сейчас появился еще один музей, в который местные жители могут пригласить гостей города. Кстати, с высотной площадки каланчи можно наблюдать одну из лучших панорам на улицы застройки времен XIX века.
– На исторических открытках с видами Иркутска хорошо видно каланчу. Немногие российские города в состоянии похвастаться тем, что им удалось сохранить подобные исторические памятники. Нам в этом крупно повезло. Сегодня это и активно работающее пожарное депо, и, безусловно, красивый архитектурный памятник. Самое высокое здание в Иркутске из памятников дореволюционных времен! — вторит городским властям экс-замгубернатора Приангарья Николай Хиценко.
Действительно, параллельно с музеем в соседнем с ним помещении несет дежурство караул поста иркутской пожарной части. Уникальность этого соседства отмечают и спасатели, и историки. Проект восстановления, который готовили еще в начале 1990-х годов, стал, по оценке архитекторов, первым в России работающим после реставрации пожарным депо, мирно сосуществующим с музейным центром и туристической достопримечательностью. Интересно, что участие в адаптации проекта реконструкции принимали и сами «огнеборцы», и сотрудники областного центра по сохранению исторических и культурных памятников.
Сейчас экспозиция музея продолжает пополняться. Экипировка пожарных и их снаряжение попадают в музей из совершенно разных мест — иногда личные вещи приносят ветераны пожарной охраны, нередко экспонатами делятся подразделения службы спасателей. Уже сейчас, по словам музейных работников, по коллекции можно отследить эволюционный путь пожарных касок и рукавов, кранов, насосов и топоров. Иркутская экспозиция, несмотря на малый срок подготовки, имеет и вещи двухсотлетней давности, и элементы советского пожарного снаряжения, и новейшую экипировку борцов с огнем.
Проходя по залам музея, Алексей Череухо акцентировал внимание корреспондента «Русской планеты» на трех экспонатах.
– Обратите внимание на ГАЗ-АА. Можно утверждать, что это первая пожарная машина серийного производства. Его выпускали в 30-х годах прошлого века. Его бака в 150 литров было достаточно только чтобы первую помощь оказать. Но это позволяло пожарным какое-то время потратить на поиск гидранта или любого другого источника воды. Работать на ГАЗе должны были 6 человек: водитель и начальник караула находились в кабине, а четверо спасателей — на специальных сиденьях, расположенных вдоль обеих сторон кузова, — объясняет Алексей Череухо.
Вторая гордость иркутского музея — ЗИС-5В. Автомобиль выпускался в Миассе, где сейчас работает завод «Урал», уже после окончания Второй мировой войны — с 1949 по 1953 год. Объем цистерны ЗИСа достигал 1,5 куба. Кроме нее в машине была дополнительная емкость с пенообразователем. Эту технику для тушения пожаров использовали очень долго — до середины 1980-х годов. С годами изменялось только оснащение машины. По словам Череухо, первые ЗИСы, как и их предшественники, оснащались льняными рукавами для подвода воды. Уже в 70-е годы технику комплектовали более надежными прорезиненными шлангами.
– При воссоздании ЗИСа мы постарались учесть все вариации комплектации. К слову, нашли этот экземпляр в Иркутской области. Машину восстановили до самых подробных деталей в центре МЧС. Также не проходите мимо конно-бочечного хода. Это один из интереснейших экспонатов нашего музея. Несмотря на то, что он сделан сравнительно недавно, ход имеет большую историческую ценность. В ходе реконструкции пользовались всеми чертежами, сохранившимися со времен его использования, а также учли полностью пожелания специалистов, — с гордостью рассказывает собеседник РП.
– Мы надеемся, что наш проект по реконструкции и восстановлению истории пожароохранного Иркутска, кроме интереса к прошлому города, воспитает у иркутян и культуру безопасного поведения. Нашему городу, к счастью, удалось сохранить деревянную застройку с историей в несколько веков. И сейчас наша задача — защищать исторический центр Иркутска от огня, — резюмировал в разговоре с корреспондентом «Русской планеты» начальник МЧС в Приангарье генерал-майор Вячеслав Эглит.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости