Новости – Люди












Люди
На ковре-вертолете

Фото: Элина Мятыга, специально для РП
«Русская планета» выясняла, какое будущее ждет одно из старейших авиаремонтных предприятий в стране после воссоединения Севастополя с Россией
29 сентября, 2014 12:38
12 мин
Севастопольский авиаремонтный завод расположился на берегу бухты Омега. Когда-то на этом месте размещались мастерские знаменитого российского и американского авиаконструктора, ученого, изобретателя и философа Игоря Ивановича Сикорского. Именно он создал первый в мире четырехмоторный самолет «Русский витязь», бомбардировщик и пассажирский самолет «Илья Муромец», трансатлантический гидроплан, а также серийный вертолет одновинтовой схемы. Поскольку мастерские обеспечивали испытательные полеты гидросамолетов, то место для их размещения подбиралось ближе к морю. Уже много лет спустя на их базе и был построен авиаремонтный завод, который горожане ласково прозвали «вертолетка».
Об истории, развитии и становлении Севастопольского авиаремонтного завода, корреспонденту «Русской планеты» рассказал Александр Зеленкин, председатель профсоюзного комитета предприятия.
– Наш завод — одно из старейших авиаремонтных предприятий в России. Еще в 1905 году император Николай II выкупил земли, на которых сейчас размещается наш завод. Его сподвижник и друг детства великий князь Александр Михайлович начал здесь производство дирижаблей.
Создание морской авиации Черноморского флота было начато в 1911 году. Тогда за границей было приобретено три летательных аппарата: однопоплавковый «Кертис» и два «Вуазен». За шесть лет авиация Черноморского флота выросла в воздушную дивизию, состоящую из двух воздушных бригад: дивизионной корабельной авиации и отряда дирижаблей. 7 октября 1929 года был подписан приказ о формировании всех авиачастей Севастопольской морской базы в единую организацию. Есть все основания считать эту дату днем рождением Севастопольского авиационного предприятия, которому в этом году исполнится 85 лет.
Перед началом Великой Отечественной войны на базе авиаремонтных мастерских была сформирована военная часть, где осуществлялся ремонт и испытания самолетов военно-воздушных сил Черноморского флота. Правда, уже в 1942 года немецкая шестерка «Юнкерсов–88» разбомбила мастерские вместе с работниками.
– 24 апреля 1942 года в 14 часов 15 минут раздался свист бомб. Дождь камней засыпал бухту. Взорвалось бензохранилище, крупная фугаска обрушила ангар, где находились генералы и сотрудники нашего завода. Весь завод попросту был сметен с лица земли и разрушен. Тогда при бомбардировке погибло более 40 человек, — рассказывает Александр Федорович.
Первое возрождение завода после полного разрушения началось только в 1944 году, когда Крым был освобожден от фашистских захватчиков. Восстанавливая производственные помещения и жилые дома, сотрудники завода плавно включились и на ремонт авиатехники.
– В те тяжелые послевоенные времена работникам завода удавалось ремонтировать по 5–8 самолетов в месяц, — замечает Александр Зеленкин.
После войны уже государственный завод успешно справлялся с оборонными задачами. В его штате насчитывалось более 2000 человек, которые производили ремонт базовой авиационной техники четырех флотов Союза и зарубежных дружественных стран, начиная с социалистической Европы и заканчивая далекой Сьерра–Леоне.
– В советские времена я служил бортинженером в Североморске, — рассказывает корреспонденту «Русской планеты» Юрий Атьков. — В Севастополь мы перегоняли вертолеты на капитальный ремонт и покраску. Помимо нас сюда доставляли технику со всего Союза, а также из других стран: Германии, Индии… Это был чуть ли не единственный и уникальный завод по ремонту авиатехники. Помню, как забрав вертолет из ремонта, мы делали почетный круг над заводом, а его сотрудники выходили из своих цехов и махали нам вслед. С тех пор я очень полюбил Севастополь. Ведь тут прошла часть моей молодости.

Алексей Анисенков проработал на заводе электриком 57 лет. Пришел он сюда обычным мастером в 1950 году, вышел на пенсию бригадиром электриков в 2007.
– Вначале мы ремонтировали легкие многоцелевые транспортные самолеты, такие как Як–12, Як–18. Потом перешли на гидросамолеты «Амфибия», а уже затем переключились на вертолеты, — вспоминает Алексей Александрович. — Качественная и своевременная работа завода, прежде всего, зависит от способностей командующего и, конечно, от наличия госзаказов. В хорошие времена завод получал заказы за границей. Сейчас ничего этого нет. Количество заказов резко снизилось. Люди стали меньше работать и, соответственно, меньше зарабатывать.
Анисенков рассказал, что раньше он был активным участником как внешней, так и внутренней жизни завода.
– Я часто вносил рацпредложения руководству предприятия по улучшению работы и рациональному использованию его мощностей. Я всю жизнь получал удовольствие от своего труда. Сейчас на территории компании нет ни одного стенда и дома, которого бы не касалась моя рука.
Виктор Петров, старожил завода. С 1958 года он трудится здесь водителем.
– Я пришел сюда еще мальчишкой, сразу после армии, — вспоминает Виктор Владимирович. — В советские времена тут было очень хорошо работать. При заводе функционировала столовая, размещался свой клуб, где показывали кино и проводились вечера. Почти вся моя семья трудилась здесь. Жена работала в 14 цехе радиомехаником, дочка до сих пор трудится начальником планового отдела, а внучка — начальник отдела труда и заработной платы.
Виктор Владимирович рассказал, что в его роду водителей не было. Любовь к автотранспорту еще в школе ему привил дядя и с тех пор на протяжении всей жизни он не расставался с этой техникой. Служа в армии, он окончил водительские курсы, получил права, и с тех пор уже почти 60 лет крутит баранку. Сейчас он трудится на заводе и занимается заправкой спецтехники летательных аппаратов. Он вспоминает, как в послевоенные годы завод разрастался.
– Тут ремонтировали и собирали такие летательные аппараты как Ан–2, Як–12, Як–18 и многие другие. У нас был дружный и сплоченный коллектив, в котором трудились удивительные мастера своего дела. Сейчас мы переживаем не лучшие времена, но я верю в то, что наш завод еще заработает в полную силу.
В девяностые годы, после вхождения Крыма и Севастополя в состав Украины, завод почти перестал существовать. Он перешел на обслуживание морской авиации и флота Украины, а также приступил к ремонту вертолетов гражданской авиации. Компания начала сотрудничать с симферопольским вертолетным предприятием «Универсал–Авиа», которое работало по программе ООН. Но, по сути, все это время на заводе производился лишь ремонт старой авиационной техники, оставшейся еще с советских времен.

Андрей Онышко трудится на заводе с 1991 года. Бывший главный инженер завода, ныне начальник службы сертификации, прибыл на завод по распределению. Когда-то он служил офицером ВВС Балтийского флота и был назначен сюда на должность начальника цеха.
– Я прошел длинный путь от начальника цеха, главного конструктора, главного технолога, главного инженера до заместителя директора по внешнеэкономической деятельности. После того, как меня отправили в запас, я вернулся на завод уже гражданским человеком и устроился работать в должности начальника службы сертификации. За годы моей работы на предприятии многое видоизменялось. У завода были и взлеты и падения. Перед распадом СССР у нас трудилось около 1000 человек. Мы ремонтировали по 5 машин в месяц. После прихода Украины все изменилось. С введением таможенного режима заказы из России перестали поступать в тех объемах, в которых были ранее. Наша столовая при заводе была закрыта. Оборудование не обновлялось. Поэтому и количество заказов, и количество рабочих часов значительно снизилось. Мы надеемся, что в будущем ситуация изменится, и с приходом России наш завод снова станет одним из ведущих предприятий своей отрасли.
После возвращения Крыма и Севастополя в состав Российской Федерации завод тоже постигли существенные видоизменения. Так, 10 июня этого года по распоряжению губернатора Севастополя на авиаремонтный завод был назначен новый директор Алексей Толмачев. Когда-то он окончил Харьковский авиационный институт. Затем работал на Кумертауском авиационном предприятии. От обычного авиатехника за 21 год трудового стажа он дорос до заместителя директора по развитию компании.
– В авиации я провел всю свою трудовую жизнь, — рассказывает Алексей Александрович. — В последнее время, перед назначением сюда, я трудился техническим директором на ОАО «150 Авиационном ремонтном заводе», которое находится в Калининграде.
Алексей Толмачев рассказал корреспонденту «Русской планеты», в каком состоянии ему досталось это предприятие, и какие планы по его модернизации строит новый руководитель.
– Тут пока все не просто, — замечает Алексей Александрович. — Поднимать компанию мне не впервой, просто здесь люди другие. Проблема в том, что менталитет местных сотрудников подкорректирован украинским правительством. Главные составляющие авиационной отрасли в России — это дисциплина, пунктуальность, порядочность и законопослушность. А здесь пока с этим сложно. Для того чтобы зарабатывать, нужно работать. У нас в планах стоит омоложение коллектива сотрудников, привлечение высококвалифицированных специалистов и, конечно, техническое переоснащение предприятия. Главная проблема — это предоставление жилья новым специалистам. Если решить этот вопрос, то это во многом облегчит ситуацию на заводе.
Алексей Александрович рассказал, что в настоящее время на заводе работает 384 человека.
– Завод мне достался в плачевном состоянии. Сотрудникам на три месяца задерживали выплату заработной платы. Новых заказов фактически не было. В последние годы производился капитальный ремонт лишь 5–7 машин в год. За несколько месяцев моей работы нам удалось погасить долги по заработной плате и получить новые госзаказы на ремонт авиатехники.

Алексей Толмачев заметил, что в настоящее время идет перерегистрация завода в российское государственное унитарное предприятие, которое будет входить в состав холдинга «Вертолеты России» и принадлежать городу Севастополю.
– Сейчас завод загружен заказами до конца года. Также ведутся переговоры о работах на 2015-2016 года. Помимо государственных оборонных заказов мы продолжаем сотрудничать с Хорватией и Вьетнамом. После оформления всех документов мы планируем создать комплексное предприятие, предоставляющее собой взлетно-посадочную базу, где осуществлялось бы и техническое обслуживание, и сервис, и ремонт вертолетов различных государственных служб.
По словам Алексея Толмачева, Крым — это уникальное место для вертолетостроения. Он уверен, что количество вертолетов в нашем регионе будет неуклонно расти.
– По сути, вертолет — это самый безопасный вид транспорта, предназначенный как для гражданского населения, так и для сотрудников спецслужб. По техники безопасности первые лица государства, как правило, перемещаются именно на нем. Это самый оперативный и срочный способ передвижения.
– Архитекторы города планируют перенести вертолетный завод в другое место. Как вы относитесь к этой идее?
– Эта проблема не нова. Как правило, строительство авиационных предприятий в России много лет назад начиналось на окраине. Теперь же с расширением городов они оказываются расположенными в центре города. Если говорить о вреде завода на окружающую среду, то могу сказать, что на сегодняшний момент с теми минимальными объемами, которые вырабатывает завод, влияние на экологию небольшое. Конечно, у нас в планах увеличение объемов производства. Как инженер я вижу несоответствие расположения завода. При этом интересен перенос завода с условием строительства рядом аэропорта и вертолетодрома. Но прежде чем говорить о переносе завода, надо упомянуть об инвестиционной программе промышленных предприятий, которая сейчас обсуждается руководством страны. Если мы войдем в федеральную целевую программу, то сначала надо будет построить площадку, и только потом переносить завод. По срокам это займет примерно от 3 до 5 лет. До этого момента проблем и сложностей в работе завода на этой территории не будет.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости