Новости – Люди












Люди
«Здесь делают все, вплоть до лыж и саней»

Фото: oktyabrskaya.ru
«Русская планета» вспомнила историю специализированных магазинов в Нижнем Новгороде и выяснила, когда они вернутся
6 апреля, 2015 13:02
10 мин
Розничная торговля в дореволюционном Нижнем Новгороде не сильно отличалась от торговли в дореволюционной России в целом. Роль города в жизни страны изменилась в начале XIX века, вместе с переводом знаменитой Макарьевской ярмарки в черту Нижнего Новгорода.
Вплоть до начала XX века Нижний Новгород оставался важным торговым городом именно за счет своих ярмарок. А вот вступление России на рубеже веков в стадию империализма вызвало дальнейший рост торговых форм и увеличение количества монополий. Товарооборот на ярмарках падал, хотя общий внутренний товарооборот страны увеличился в два раза. Именно в это время как в стране в целом, так и в Нижнем Новгороде появлялось все больше магазинов — и все эти магазины были специализированными.
«Горьковский край — это целое государство с тысячью заводов и фабрик, со знаменитыми своими кустарным производством селами, с необозримыми лесами и рыбными реками. Здесь своя сталь, своя бумага, свои химические производства. Здесь делают пароходы, баржи, землечерпалки, вагоны, паровые машины и дизеля, авиационные моторы, автомобили и грузовики, хирургические инструменты и всякую обиходную мелочь, художественную и бытовую утварь. В дремучих лесах кустари гонят деготь, терпентин, древесный спирт. Здесь делают все, вплоть до лыж и саней», — писал Алексей Толстой в 1941 году.

Фото: Максим Дмитриев
Знаменитый «Гастроном № 1» появился в Нижнем в конце XIX века и проработал до середины XX века. В городе считалось, что этот магазин принадлежал легендарному гастроному Елисееву, державшему торговые точки на Тверской улице в Москве, на Невском проспекте в Санкт-Петербурге, а позже и в Киеве. Во времена продовольственных кризисов эти магазины продолжали функционировать, а в стабильное время широко торговали самыми разными продуктами, ориентируясь на обеспеченных людей. Подобно знаменитым Елисеевским магазинам, нижегородский «Гастроном» был украшен лепниной и массивными люстрами. Таким и оставался, пока не был распродан по частям и переоборудован в магазин спортивных товаров.
События Первой мировой войны привели к сокращению производства потребительских товаров, из-за чего росли цены и развивалась спекуляция. Страна оказалась в состоянии продовольственного кризиса. После Октябрьской революции 1917 года большевистское государство создало совершенно другую систему торговли в стране.
***
– Была введена национализация, появились Народный комиссариат, продразверстка и еще много всего. Вписались ли в эту систему специализированные магазины?
Я разговариваю с Николаем Морохиным, исследователем фольклора и этнографии Нижегородского Поволжья, доктором филологических наук.
– В первые годы советской власти были созданы облпотребсоюзы, которые были в каждой области и функционировали до 90-х годов. И у этого потребсоюза были свои фирменные специализированные продовольственные магазины, — рассказывает Морохин. — В таких магазинах товар был даже тогда, когда был кризис. Идея союза была такой: излишки производства колхозов можно было продать на рынке или же сдать в потребсоюз. Эта организация имела магазины в каждом сколько-нибудь значимом населенном пункте. И главным было то, что в этом магазине человек не только покупает какие-либо продукты, но и продает их. Магазин занимается и продажей, и заготовкой. Время от времени в этот магазин приезжала машина, которая забирала продукты на маленькие заводики. В нашей области лучше всего работал потребсоюз в Тоншаевском районе, в нем даже были колхозы, которые выращивали продукцию исключительно для облпотребсоюза. Это было негосударственное предприятие, которое устанавливало и держало выгодные для себя цены.
– А сегодня от этих магазинов что-то осталось?
– В нашей области есть село Большие Бакалды, в котором работает консервный завод облпотребсоюза. Этот завод производит лучшие в области овощные консервы. Когда вы их купите, откроете и попробуете, то ваши первые ощущения будут такими: «Господи, это что-то совершенно безвкусное». Но эти консервы надо распробовать. Несколько ложек, и вы понимаете, что там нет усилителей вкуса, стабилизаторов и тому подобного. Это действительно настоящие консервы.
Одно время местные жители считали, что у руководителей этого предприятия «съехала крыша», потому что в 90-х годах, когда все стало совсем плохо, на завод закупили немецкую линию для консервирования — с завинчивающимися крышками, красивыми банками, роскошными этикетками. Все схватились за голову и стали говорить: «Это же дикие цены, у нас никто ничего не купит». Но консервы стали покупать, а часть из них успешно продавали и продают за границу. Мы в Нижнем Новгороде в основном едим консервы из других областей. Все магазины облпотребсоюза, которые сейчас называются «Ладья», постепенно «выкурили» из центра.

Фото: Максим Дмитриев
– Среди отдельных экономистов существует мнение, что до 60-х годов на торговлю не обращали особого внимания. Во второй половине века ситуация действительно изменилась?
– Вообще, самое лучшее время с точки зрения торговли — то есть когда продавалось много натуральных продуктов, они были недорогими и доступными — рубеж 60–70-х годов. Тогда в Нижнем Новгороде продукты действительно были в достатке. В это время в городе работало множество интересных магазинов. Большинство из них располагалось на Большой Покровской, которая тогда называлась улицей Свердлова.
Большое впечатление производили магазины «Телевизоры» и «Дом радио». Последний располагался в районе ярмарки, в новом девятиэтажном здании. Было в Нижнем Новгороде много продовольственных магазинов, в том числе и магазин, торговавший исключительно сырами. И как раз в 60-е годы открылся магазин «Источник», в котором продавались все виды газированных напитков, производимых в области. В одном отделе продавалась газировка, в другом соки, а в третьем — квас. На главной улице находился большой рыбный магазин «Океан» (недавно в этом здании открылся новый современный рыбный магазин — Примеч. РП.)
В городе было много специализированных книжных магазинов: «Знание», «Наука», фирменный магазин издательства «Молодая гвардия» и магазин Волго-Вятского издательства. У нас издавались всевозможные книги о городе, которые являлись дефицитом, а в магазине Волго-Вятского издательства всегда можно было купить хорошую и красивую книгу о Нижнем Новгороде.
В середине 70-х открылся магазин «Художественные промыслы». В Нижнем Новгороде это был первый специализированный магазин такого рода. Все знали, что у нас делается хохлома, но где ее можно купить, было непонятно. До открытия «Художественных промыслов» хохломские вещи появлялись то в универмаге, то в магазине «Подарки». Этот магазин успешно работает до сих пор.
В 1987 году на месте детского магазина «Сказка» на площади Горького был открыт магазин «Горьковские товары». Позже он переехал в Сормово и, по-моему, существует до сих пор. Это был магазин с множеством отделов, в которых продавалось только то, что производится в Нижегородской (Горьковской) области. Я писал репортаж об открытии этого магазина. В ту пору мне приходилось читать много советской публицистики, в том числе статьи Алексея Николаевича Толстого. У этого автора есть роскошная статья под названием «Нас не одолеешь». И в ней — красивая фраза про то, сколько всего удивительного делается в Горьковской области. Я эту фразу выписал в репортаж, она там очень удачно легла, и через три дня эта фраза появилась при входе в магазин.

Фото: Максим Дмитриев
– А альтернатива магазинам была? Имели ли популярность рынки, ярмарки?
– Рынков было в два с половиной раза больше, чем сейчас, и там можно было купить много всего такого, чего нет в магазинах. Но цена была повыше. А функционировали эти рынки совсем по-другому, не так, как современные.
Например Средной рынок был не только рынком, но еще и той точкой, откуда уходили грузотакси. Грузотакси представляли собой грузовые машины с деревянными лавками, на которых и располагались продавцы со своим товаром. Такие грузотакси ходили каждое утро из сел. Продавцов привозили прямо на рынок, и им оставалось только заплатить пятнадцать копеек носильщику: вас подвозят к нужному прилавку, и вы свой товар спокойно продаете, а вечером садитесь в это же грузотакси, и вас везут домой.
Другой крупный рынок на улице Рождественской (Маяковского) жил немножко по-другому — туда приезжали торговать из других городов, к примеру из Йошкар-Олы. В два-три часа ночи продавцы садились на теплоход типа «ОМ» и медленно плыли в Горький. «ОМ» причаливал около Речного вокзала, марийцы вытаскивали свои товары и шли на рынок. Народ к этому рынку спускался и покупал свежую рыбу, молоко и другие интересные марийские товары.
– Как вы считаете, почему столько интересных магазинов со временем исчезло из города? Что ждет специализированный магазин сегодня?
– Совсем плохой торговля стала в восьмидесятые годы. Мне даже приходилось читать об умышленном подрыве торговли как плане по уничтожению Советского Союза. Так или иначе, продукты стали пропадать, и специализированные магазины становились все бедней и бессмысленней.
В результате, с одной стороны, у нас в городе стало появляться больше крупных магазинов, которые тогда назывались универсамами. А с другой стороны, на смену небольшим магазинам пришли фирменные, которые были специализированными по определению, но там продавалась продукция какого-нибудь небольшого предприятия.
Я думаю, что сейчас именно специализированная торговля и будет развиваться. Связано это с тем, что народ уже «накушался» гипермаркетов, в которые человек приходит и часто берет то, что заведомо ему не нужно. А если у нас будут специализированные магазины, то, к примеру, принимая гостей или готовя какой-нибудь праздник, человек приедет за хорошими продуктами туда. И там он не будет искать нужного производителя среди множества других, ненужных. Он просто будет приезжать и покупать понятный ему продукт. Такие магазины у нас в городе сейчас появляются, и их становится все больше.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости